12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дрягилева Юлия Петровна117
Россия, Ленинградская обл., Ивангород

Педсовет по теме: «Здоровье  педагога как   залог профессиональной успешности».

Цель:  приобщить педагога к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья  в жизни и деятельности педагога и развитии общества.

Задачи

обобщить основные  причины заболеваний педагога;

выработать рекомендации по восстановлению здоровья педагога.

 «Будьте здоровы!» - говорят люди друг другу. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства – больному человеку все это не нужно!

Неблагополучное состояние здоровья современного педагога уже даже не требует доказательств в виду явной очевидности.

Профессию педагога можно отнести к  «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности  протекающих заболеваний:

  • Во-первых, педагогическая профессия – профессия здоровьеразрушающая;
  • Во-вторых, в современном обществе наблюдается кризис педагогической профессии – молодежь все реже «идет в педагогику» возрастной ценз среднего педагога стремительно увеличивается.

Примерно через 12 лет работы отношение к профессии становится менее критичным. Профессионал часто перестает беспристрастно анализировать свою работу. Но после этих же лет набирается самый ценный опыт, человек находится в расцвете своих профессиональных возможностей.  Педагог начинает мыслить штампами, возникают эгоистические мотивы в преподавании, даже иногда брюзжание, в методах воспитания все чаще встречается излишняя строгость,  создается психологическая напряженность во взаимодействии с детьми и окружающими. А это вредно т.к. порождает психосоматические заболевания и усиливает проявления хронических болезней. Кроме всего прочего, недостаточная заработная плата  не позволяет полноценно восстанавливать свое здоровье – приобретать качественные продукты, выезжать летом на отдых в пансионаты и санатории. Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, а после избыточной работы нужно полноценно восстановиться. Но бесплатно в санаторий не отправят, значительно зарплату не увеличат и нагрузку не снизят. Кроме нас самих, никто о нас не позаботится. И тут возникает проблема: педагоги зачастую не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я устала после работы». Но раз вы устаете уже сейчас, что будет через год, через два? Ситуация стремительно летит под гору. Надо что-то делать уже сегодня!

Обработав статистические данные по заболеваемости, сотрудники института В.М. Бехтерева профессию педагога отнесли к «группе риска» и обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

  • сердечно-сосудистые;
  • желудочно-кишечные;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • болезни крови;
  • нарушение функций щитовидной железы.

Часть 1. Основные причины заболеваний педагогов

Главным болезнеобразующим  фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс. Он может быть вызван неадекватной социальной и материальной оценкой его труда с жестким режимом работы, необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных  и стрессовых ситуаций.

Один человек от какой-либо беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется, скажет: «Могло быть и хуже».

Вторым фактором являются причины мировоззренческие и  психические, причем вторая вытекает из первой.

Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье:

  • неумение принимать жизнь такой «как она есть», без критики и протеста;
  • неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
  • наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;
  • неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, профессии, семьи, хобби….;
  • неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является творцом истории, и своей и планетарной;
  • неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем;

Психические причины

  • неумение противостоять стрессам;
  • отсутствие навыка управлять своими эмоциями;
  • частое превышение своих психических возможностей;
  • неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты;
  • неспособность смеяться над жизненными неудачами.

Стресс опасен тем, что его не сразу осознают, и длительное пребывание в этой ситуации приводит к  депрессии. 10-ти бальная шкала стресса, принятая социологами мира, показывает, что педагоги занимают на ней одно из лидирующих мест после шахтера, журналиста и летчика.

Даже кратковременный стресс на фоне перенапряжения может погрузить человека в депрессию.

Депрессия – это состояние тоски, подавленности, мрачного настроения, бессилия и плохого самочувствия сочетающегося с заторможенностью мышления, замедленной речью, понижением активности  инициативы. Первыми признаками депрессии являются раздражительность, подавленность, нарушения сна. У некоторых начинает скакать давление, появляется сильное сердцебиение.

 Депрессия – состояние, при котором происходит переход от эмоционально-психологического неблагополучия в состояние неблагополучия физического.

Обратной стороной профессионализации является негативное влияние этой деятельности на человека, и как следствие возникновение профессиональной деформации (необратимые деструктивные изменения личности когда деперсонализация смыкается с психопатологическими проявлениями педагога, что говорит о профнепригодности).

Специфическим видом профессиональных деформаций называют «синдром эмоционального выгорания».

Синдром профессионального выгорания довольно специфический процесс. Его запускающий  механизм обусловлен не столько внешними факторами, столько внутренним миром определенного человека. Состояние это первично возникает в «душе» из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала в усложнившихся условиях и связано не только с социальными характеристиками (уровнем жизни и заработной платой), не столько с биографическими характеристиками (счастье в личной жизни), сколько с    характеристиками психологическими.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание у педагогов можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью, которая  может вызвать сильное напряжение и стресс.

К внутренним факторам относят личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей  самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Симптомы выгорания:

Психофизиологические:

  • Хроническая усталость,
  • Общая слабость, снижение активности,
  • Частые головные и желудочные боли,
  • Резкая потеря или увеличение веса,
  • Бессонница, заторможенность,
  • Отдышка при нагрузках,
  • Ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания.

Социально-психические:

  • Безразличие, скука,
  • Повышенная раздражительность,
  • Частые нервные «взрывы»,
  • Негативные эмоции (чувство вины, обиды, подозрительность),
  • Повышенная тревожность, страх,
  • Общая негативная установка на перспективу.

                                                АНКЕТА

                 «Изучение мотивации профессионального развития педагогов» 

                        (М.М.Поташник, Ю.К. Конаржевский, Л.В. Поздняк)

Цель: выявить значимость и обоснованность использования стимулирующих факторов для профессионального развития педагогов.


Инструкция: От чего зависит ваше стремление к повышению квалификации? Проранжируйте эти стимулы (в первом столбце) в следующем порядке: с седьмого места – самого значимого для вас стимула, до первого – самого незначимого.

Насколько часто эти стимулы используются в вашей школе? Проранжируйте частоту использования во втором столбце (с седьмого – наиболее часто применяемый стимул, до первого – наименее).

Я буду стремиться изучать и внедрять новое:

  1. Если буду получать денежное вознаграждение за положительные результаты внедрения инноваций.
  2. Если буду чувствовать, что мне и детям нравиться работать по-новому и сегодняшние результаты моей работы выше вчерашних.
  3. Если я увижу, что другие педагоги в аналогичных условиях показывают лучшие результаты,  и пойму, что мои воспитанники также способны на большее.
  4. Если будут конкретные требования к результату работы и мне предоставят свободу в выборе способа достижения этого результата.
  5. Если контролировать деятельность будут в основном по моей заявке при возникновении каких-либо трудностей.
  6. Если дадут возможность стать экспертом в интересующем меня разделе воспитания и обучения, поделиться опытом и продемонстрировать достижения, помочь во внедрении этого опыта своим коллегам.
  7. Если буду работать в микрогруппе единомышленников, вместе с ними изучать новое и решать возникающие проблемы.

Бланк:

1. стимулы

2. Значимость стимулов

 (от 7 до 1)

3. Наличие стимула в ОУ

 (от 7 до 1)

4. Резерв стимулирования (разница между 2 и 3)

1-материальное стимулирование




2-достижение успехов в работе




3-ощущение кризиса компетентности




4-представление права творчества




5-контроль по заявке педагога




6-делегирование полномочий




7-работа в команде




Обработка результатов: Проводится индивидуально по каждому педагогу.

Пример:

1. стимулы

2. Значимость стимулов

 (от 7 до 1)

3. Наличие стимула в ОУ

 (от 7 до 1)

4. Резерв стимулирования (разница между 2 и 3)

1-материальное стимулирование

7

7

0

2-достижение успехов в работе

6

5

1

3-ощущение кризиса компетентности

1

2

-1

4-представление права творчества

5

3

2

5-контроль по заявке педагога

4

4

0

6-делегирование полномочий

2

1

1

7-работа в команде

3

6

-3

Показатели:

От 1 до -1 – означает, что руководство правильно оценивает значимость данного фактора и достаточно часто использует его для стимулирования повышения квалификации педагога.

От 2 до 6  - означает, что действие фактора недооценено администрацией, важный для педагога фактор редко используется руководством.

От -2 до -6 – значение данного фактора руководством переоценено: значимость его намного ниже, чем частота использования администрацией.

Часть 2. Советы психологов

  1. Научитесь сразу сбрасывать негативные эмоции, например, можно:
    • Громко запеть,
    • Резко встать и пройтись,
    • Быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или бумаге.
  2. При нарушениях сна, читайте стихи, а не прозу. Ученые выяснили, что стихи  действуют успокаивающе на  человека.
  3. Каждый вечер становитесь под душ,  проговаривая события дня, «смывайте» их, вода – мощный энергетический проводник.
  4. Создайте на своем рабочем месте максимально комфортные условия.
  5. Держите на работе несколько пар обуви, разной и удобной.
  6. Заведите себе небольшой термос, электрочайник, банку с кофе, чайные пакетики.
  7. Заведите привычку приносить с собой на работу орешки и сухофрукты.
  8. На перемене, в своем кабинете, разуйтесь и попрыгайте на одном месте 30-50 раз максимально высоко.
  9. Проветривайте кабинет и делайте дыхательную гимнастику:
  • Просто максимально глубоко подышите свежим воздухом в течение 1-2 минут,
  • Подышите с задержкой дыхания – спокойно вдыхайте, а выдыхайте в два раза дольше, медленнее,
  • Подышите с паузами: вдох – пауза, выдох – пауза.
  1.  Берите с собой на работу свежие фрукты.
  2.  Делайте себе самомассаж головы: кончиками пальцев массируйте волосы.
  3.  Персонализируйте свой кабинет.
  4. Создайте в кабинете уют и поддерживайте его.
  5.  Храните в кабинете косметичку, аптечку, коллекцию любимых мелодий.

Часть 3. Практические задания

  1. Упражнение «Воздушный шар».
  • Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте в нем человечка в корзине. Напишите, какие 9 ценностей важные для вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие.
  • А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Вычеркните те ценности, с которыми вы готовы расстаться, оставив только необходимые. Что осталось в списке? То, что для вас самое важное!
  1. Упражнение «Забота о ближнем».
  • Вспомните  тех, о ком вам приходилось заботиться в последние полгода. Запишите их имена.
  • Посмотрите, есть ли среди первых трех перечисленных вами лиц – Вы?

Если вы будете заботиться о себе в первую очередь, то сможете еще долгое время заботиться о других.

  1. Упражнение «Определи свое здоровье»

Сядьте удобно, расслабьтесь. Сделайте спокойный вдох и неполный выдох. Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы сможете не дышать. Как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.

Обработка результатов


Здоровье педагога
PPTX / 18.67 Мб

Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 04.12.22 в 17:35 0Ответить Пожаловаться
Упражнение "Забота о ближнем" - просто супер!
Многим нужно его выполнять!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.