12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фишер Оксана Ивановна2578
Работаю учителем начальных классов в МБОУ СОШ №25 города Старая Купавна Ногинского района Московской области. Стаж работы 22 года.
Россия, Московская обл., Старая Купавна
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Выступление на семинаре "Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в начальном общем образовании".

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в начальном общем образовании.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта – комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Основная цель данной программы – сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.  Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

           Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Прежде всего это учебный предмет «Окружающий мир». Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.

          Но стоит отметить, что каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач экологического воспитания ребенка, однако ни для одного предмета, будь то математика, родной язык или музыка, эти задачи не являются главными. И хотя в учебном плане нет предмета «Экология», определенная система работы по экологическому воспитанию существует и, как показывает практика, имеет хорошие результаты.

Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также участии детей в экологических турнирах. Вся деятельность по экологическому воспитанию поддерживается, переплетается с задачами, поставленными на других уроках – литературного чтения, музыки, трудового обучения, математики, окружающего мира.

Внеурочная деятельность –это прежде всего кружок «Юный эколог», занятия которого позволяют: 

 - установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни; 

 - обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы (как внутри начальной школы, так и со средней школой); 

 - создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;

 - расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни; 
 - углубить теоретические знания в области экологии;

-  формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный  возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки; 

 - обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

         В целом работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий  потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

В экологическом воспитании принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы.

        Большую роль в экологическом воспитании младших школьников играет усиление роли занятий, которые проводятся вне класса (на пришкольном участке, в парке и т. п.). Роль занятий по экологическому воспитанию на классных часах в условиях школы  также меняется: из формы организации вербального накопления знаний они становятся средством применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.

Структура занятия представляет собой несколько частей, то есть включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей, что является важным условием. Например, беседа, игра, конструирование или изобразительная деятельность, рассказывание, или просмотр отрывка фильма на экологическую тему, игра, или рассматривание иллюстраций, рассказ учителя, игра, и т. д. Как видно из приведенного примера, обязательной структурной единицей занятия по экологии является игра (преимущественно ролевая) и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, проведение опытов). Необходимость проведения ролевой игры определяется тем, что эта деятельность остается для младшего школьника актуальной и связывает ведущую деятельность предыдущего периода развития – игровую  с ведущей деятельностью  периода обучения в начальных классах – учебную. Кроме того, в процессе ролевой игры осуществляется развитие психического процесса, особенно важного для начального этапа обучения, - воображения. Введение заданий,  основанных на моделировании, изобразительной деятельности, определяется тем, что обучение экологическим знаниям должно строиться с учетом характера мыслительной деятельности каждого ребенка в отдельности. Учитель в данном случае проверяет не технику рисования, не умение вырезать, склеивать и т. п., а умение применять полученные знания в нестандартной ситуации (построение модели, схемы, рисунка). Для младшего школьника, как показывает  практика, особенно актуальны два способа передачи своего отношения к полученной информации – рисунок и слово. Эта возможность и предоставляется учащимся  на занятиях по экологическому воспитанию и образованию.

В экологическом воспитании велика педагогическая значимость использования проектной технологии. Хочу отметить, что возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать перспективы, требующие охвата нескольких направлений деятельности. В связи с этим маленький конкретный проект младших школьников становится тем «стёклышком калейдоскопа», с помощью которого складывается общая картина – процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность.

Например, в процессе выполнения проектного задания «Вырасти растение из семени» дети поняли, что растения – тоже живые существа, которым требуются тепло, забота, ласка и уход. А также получили навыки выращивания растений из семени. Выращенные растения станут вкладом учащихся в благоустройство школьного двора. Очень интересно было наблюдать, с каким интересом дети занимаются выращиванием растений.

Изучение растений и животных нашего края позволяет расширить представления детей о природе Подмосковья. Детям очень интересно было узнать о редких животных и растениях нашего края. Они читали книги о природе, смотрели видеофильмы, расспрашивали родителей, находили фотографии и картинки с изображениями животных и растений, приносили журналы, книги о животных. Материал собирается, и в итоге мы планируем приступить к оформлению альбомов - «Красная книга» о животных и растениях. Этим ребята будут заниматься на протяжении 2-го, 3-го и 4-го классов, постепенно дополняя книгу.

Очень понравилась ребятам участвовать в конкурсе фотографий. Например, «Споп-кадр! Золотая Осень», «Зима в Купавне», «Весна, весна!!! И все ей радо…!», «Мой домашний питомец», и т.п. Некоторые родители так прониклись этим настроением, что даже купили детям фотоаппараты. Уже некоторые ребята приносят свои фотографии. С каким интересом и восторгом мы рассматривали получившиеся «фототрофеи»! В дальнейшем планируем оформить фотоальбомы и фотовыставки, лучшие будут отмечены призами.

Нравится детям выпускать плакаты и листовки на экологическую тематику, например, «Защиты просят!», «Сохраним планету зеленой», «Береги воду!» и т.п.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать,  улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем городе, республике и в стране. Стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста, обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании  достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах.             Сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни – важнейшая задача начальной школы.

Известно, что источником отрицательного воздействия на организм ребенка являются социально-экономические, экологические, медицинские, а также внутри школьные факторы. Различными исследованиями доказано, что сам учебный процесс, его содержание, способы обучения и формы организации деятельности могут являться источником отрицательного воздействия на здоровье детей. Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать всю информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности.

Известно, индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.

В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

отказ от вредных привычек; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции; высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

Восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличаются от таковых у взрослого. Одной из важных форм деятельности, поэтому является организация игр-тренингов. Ребенок выполняет желательные поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками, не потому, что «нужно и полезно», а потому что это интересно.

Внеурочная и внеклассная работа.

Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления: «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Подвижные игры», «Ритмика».


Работа направлена на реализацию многих задач, главные из них: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила.

На занятиях дети получают представление об основных органах чувств, об особенностях познания окружающего мира при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д. Подобные занятия носят исследовательский характер.

Важной задачей является организация правильного режима дня, т.к. режим влияет на здоровье, учебу. Учитель с помощью медицинских работников и родителей помогает детям проанализировать свой распорядок дня, скорректировать его, более рационально выстроить режим дня дома.

Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание «правильных ответов». От учителя зависит, в какие краски будет раскрашена жизнь их воспитанников.

Системообразующий вид деятельности – игра «Мы растим «цветок здоровья». Символ игры – «цветок здоровья». На собрании этот «цветок здоровья» был представлен родителям: Горшочек с землей, в котором находятся корни «цветка», – это факторы здоровья (наследственность, уровень медицинского обслуживания, экология, семейный уклад, организация обучения в школе, целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни). Стебель с листьями – направления здоровьесберегающей работы, доступные для осуществления в семье и школе: гигиена, формирование правильной осанки, охрана зрения, правильное питание, организация физкультурно-оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни. На сердцевине цветка – слово ребенок. Лепестки цветка – сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательная, – оказывающие влияние на основные знания и увлечения. Для учащихся названия лепестков звучат так: «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться», «Мой организм», «Мое настроение», «Мое отношение к людям и окружающему миру», «Мои знания», «Мои увлечения».

Профилактические мероприятия по ЗОЖ с целью профилактики хронических заболеваний ведутся в трех направлениях:

1) организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся;

2) повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры;

3) дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детей группы риска.

Систематическое пребывание на воздухе во время перемен в школах определяется степенью благоустройства участка, количеством входов и устройством гардеробов. Наличие нескольких выходов на участок из здания школы и децентрализованных гардеробов обеспечивает, проведение ряда режимных моментов на воздухе.

Увеличение ежедневной двигательной активности школьников посредством физических упражнений и подвижных игр положительно сказывается на предотвращении утомления и сохранении у них умственной работоспособности в течение всего учебного года, является профилактикой хронических заболеваний.

Профилактика переутомления не сводится к контролю над количеством уроков в соответствии с возрастом, а касается и вопросов правильного с гигиенических позиций построения каждого урока, их чередования. Трудность урока складывается из учебных его элементов, суммарного воздействия уроков. Установлено, что уроки средней трудности наименее утомительны для учащихся. Уроки малой трудности ниже учебных возможностей детей. Они не интересны и утомительны. Трудные уроки вызывают чрезмерное напряжение умственной деятельности, утомляют детей, снижают их работоспособность. Трудность предмета для каждого возраста разная. Так, для учащихся 1-го класса объективно трудными оказались уроки пения, чтения; для 2-4-х - природоведение, русский язык. Урок облегчается, если на нем многократно чередуются разные виды деятельности. Например, устная и письменная работа, изучение нового и повторение пройденного материала, соблюдена посильная для данного возраста длительность каждого из компонентов урока, особенно самостоятельная работа. В младших классах целесообразны комбинированные уроки, на которых используются разные виды работ. Например, последние 10 минут русского языка или математики отводятся рисованию по теме урока. Включение игровых моментов в ходе урока является эмоциональной разрядкой, позволяет в значительной мере активизировать внимание детей и педагогически эффективно использовать все время урока. Основы ЗОЖ должны включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, как непременное условие психического здоровья.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие и физические способности, помогают сделать осознанный выбор здорового стиля жизни, повышает качество образовательных результатов.

Учителя и классные руководители эффективно организовывают учебную и воспитательную работу в классе, чтобы каждому ребенку было комфортно, используют различные формы для эффективной работы по формированию ЗОЖ: интерактивные игры, спортивно – правовые праздники, круглые столы, диспуты, научно-практические конференции. Физкультурно–оздоровительные мероприятия для учащихся любой категории всегда одинаково интересны. Самой популярной формой работы по ЗОЖ является проведение конкурсов и спортивных мероприятий: проведение праздников «Мама, папа, я – спортивная семья» 1-4 кл., «Мы выбираем спорт», «Веселые старты», «Мы за здоровый образ жизни», «Праздник Светофора, «Вредные привычки и жизненные перспективы», конкурс плакатов, проведение Дней здоровья и по итогам Дня Здоровья оформление стенда, выпуск газеты.

Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.

В заключение можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни является интегративным качеством в структуре становления личности школьников, представляющей собой совокупность ценностных ориентацией личности на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья, профилактики хронических заболеваний, теоретических знаний и практических форм поведения, способствующих выполнению учебных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях.

8


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.