Выступление на тему «Формирование у учащихся здорового образа жизни и экологической культуры на уроках биологии, ОБЖ и во внеклассной работе»
Формирование у учащихся здорового образа жизни
и экологической культуры
на уроках биологии, ОБЖ и во внеклассной работе.
(из опыта работы учителя Суворовой Н.А.).
Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением даёт возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека и природы, важности охраны окружающей среды.
Я помогаю ребёнку осознать, что человек – это малая часть окружающего мира. Обучение биологии идёт под девизом: «Живи в мире и будь его достойной и полноценной частью!»
Эффективность процесса заключается в закономерности – единства обучения, воспитания и развития учащихся .
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии направлены на достижение главной цели – всестороннее развитие личности учащихся.
Одним из приоритетных направлений своей работы, я считаю, экологическое воспитание и просвещение учащихся.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это веление времени, продиктованное самой жизнью. Чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во вне учебной деятельности (во внеклассной работе) по предмету. Внеклассная работа по биологии – это изучение учащимися биологии вне рамок учебного плана и требований школьной программы.
Основными задачами работы являются:
- осуществление образовательной, просветительской и воспитательной работы экологической направленности среди учащихся нашей школы;
- организация и проведение экологических уроков в области охраны окружающей среды;
- участие в конкурсах и акциях;
В рамках проекта «Экокласс. рф» проведены следующие ВСЕРОССИЙСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УРОКИ:
Урок «Как жить экологично в мегаполисе»
Урок «Лес и климат»
Урок об обращении с отходами: «Разделяй с нами ».Мир без мусора.
Урок о сбережении воды. «Чистые реки».
Урок «Чистый город начинается с тебя»
Урок «Хранители воды»
Урок «Как жить экологично в мегаполисе» и др.
Мы с ребятами приняли участие в разных конкурсах:
Областной конкурс "День дикого северного оленя".
«День дикого северного оленя», посвящённый гордому и красивому животному, занесённому в Красную книгу Архангельской области.
В рамках этого конкурса детям было рассказано о местах обитания северных оленей, проблемах его существования. Дети делали рисунки.
Всероссийский конкурс «Школьный Экодвор». (Наша школа в результате заняла 2 место!)
В рамках мероприятия учащимся провела беседы на тему раздельного сбора и переработки отходов, в ходе которых участники получают необходимые знания о доступных взрослым и детям способах уменьшения количества мусора в повседневной жизни. Были проведены акции по сбору пластика, макулатуры.
Всероссийском экологическом конкурсе «Эко-DRIVE», номинация «здоровье нашей планеты в наших руках».
Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета»
Общегородской конкурс семейного рисунка «Чистый Архангельск - чистая страна»
«Помощь птицам зимой»
Вся учебная программа по Биологии, начиная с программы по природоведению в 5 классе, включает в себя темы и материал экологического содержания.
5 класс- Полезные ископаемые, охрана и рациональное использование. Моря и океаны. Использование и охрана воды. Охрана растений. Охрана животных. Заповедники и заказники и др.
6 класс- Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. Охрана воды. Полезные ископаемые, охрана и рациональное использование и др.
7 класс- Значение растений и охрана растений. Национальные и ботанические парки.
8 класс- Значение растений и охрана животных.
9 класс - Экология и её влияние на здоровье человека.
Теоретической базой подготовки обучающихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой также является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен дополнительной программой «Войди в природу другом», автором которой я являюсь. Программа предназначена для учащихся 5 –9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития детей.
Цель программы:
Становление экологически грамотной личности, осознающей свое место в природе и ответственно относящейся к окружающей среде, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром.
Тематическое содержание программы:
5 класс
1. «Введение в экологию»
2. «Экология моего дома»
3. «Соседи по планете»
4. «Планета Земля – наш общий дом»
6 класс
1. «О чем шепчет зелёная планета!»
2. «Как жить экологично в мегаполисе»
3. «Охрана природы»
4. «Поведение в природе»
7 класс
1.«Природные богатства»
2. «Сохранение редких видов животных и растений»
3. «Уникальные водоёмы России»
4. «Мир без мусора».
8 класс
1. « Природа и человек»
2. «Среда обитания человека и экологическая безопасность»
3. «Законы природы»
4. «Здоровье и экология»
9 класс
1. « Охранять природу - значит охранять Родину»
2. « Экологические проблемы современности»
3. «Экологические проблемы Архангельской области»
4. «Мой вклад в охрану природы»
Составной частью биологического образования является формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, а значит формирование здорового образа жизни, поэтому основной задачей своей работы считаю формирование у учащихся сознательного отношения к своей жизни и здоровью, овладение основами зож, жизненными навыками безопасного поведения.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствует о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Состояние здоровья учащихся вызывает опасение. Неразумный образ жизни часто ведёт к болезням. Поэтому каждый человек с детства должен следить за своим здоровьем, понимать сущность здорового образа жизни. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих происходило как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой - неприятием здорового образа жизни некоторыми детьми. Это я считаю связано в первую очередь с отсутствием примера здорового образа жизни. Их родители ведут асоциальный образ жизни: употребляют алкоголь, не работают и не заботятся о своем здоровье. Раз домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения.
Понятие здоровья, его виды, изучаются в курсе природоведения, уже с первых уроков в 5 классе начинается формирование ЗОЖ. Темы: Здоровье человека, Здоровое питание , Рациональное питание. Осанка, Режима дня и др. Рассказываю о необходимости соблюдения режима дня, значимости прогулок на свежем воздухе, правильном питании, правилах личной гигиены, положительных эмоциях, постоянно обращаю внимание на необходимость правильной посадки. Используются личностно-ориентированный подход, различные формы деятельности.
В 6 классе тоже встречаются темы, в которых мы продолжаем изучать правилах личной гигиены, значение пребывания на свежем воздухе, водные и другие виды закаливания. Правила безопасности при обработке почвы и др.
В 7 и 8 классе также много тем касающихся здорового образа жизни и сохранения здоровья, соблюдение правил гигиены при работе с растении и общении с животными.
В 9-х классах при изучении курса биологии человека на каждом уроке так или иначе затрагиваются вопросы ЗОЖ: гигиены, соблюдение режима дня, пребывание на свежем воздухе, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции, профилактика заболеваний, необходимости вести ЗОЖ .
Обучение ЗОЖ, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения - актуальная задача школы. Школа должна и может помочь ребенку понять, что здоровье - это ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни, а так же дать ученику необходимые знания, помочь сформировать навыки ЗОЖ.
Ключевая роль в решении этой задачи принадлежит курсу ОБЖ, а я являюсь учителем этого предмета. В нашей школе предмет ОБЖ ведется с 5 по 9 класс. Мною составлена программа по ОБЖ.
Моя основная задача на уроках обж– формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни: использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдения режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение.
На уроках ОБЖ мы с ребятами разбираем темы:
5 класса: Что такое ОБЖ. Что такое чрезвычайная ситуация? Чрезвычайные ситуации на железной дороге, на водном транспорте, на авиационном транспорте. Понятие опасные ситуации: опасности на дороге и дома. Что такое безопасность. Безопасность на льду зимой и весной. Профилактика детского травматизма. Безопасность на воде летом. Город как источник опасности. Если дома я один
6 класс: Здоровый организм. Витамины. Лекарственные травы. Здоровая пища. Полезные привычки. Вредные привычки. Безопасное поведение школьника. Системы оповещения при пожаре. Средства пожаротушения. Ситуации аварийного характера в жилище Опасные ситуации на воде. Тонкий лёд, опасно! Первая помощь утопающему. Животные вокруг нас. Ядовитые растения и грибы.
7 класс: Факторы, разрушающие здоровья. Профилактика вредных привычек. Пожары. Меры безопасности. Пожарная безопасность. Использование средств пожаротушения. Правила поведения при пожаре. Пробная эвакуация из школы. Виды опасностей. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Поведение человека при разных погодных условиях: наводнение, обвалы, оползни и сели, бури, ураганы, смерчи, землетрясения. Криминогенные ситуации: меры предосторожности при террористическом акте.
8 класс: Домашняя медицинская аптечка. Средства индивидуальной защиты. Предотвращение травматизма. Понятие ссадина, рана. Первая помощь при ушибах, переломах. Наложение шины, повязки. Кровотечение. Оказание первой медицинской помощи. Ожоги и первая медицинская помощь при ожогах. Профилактика отравлений. Профилактика инфекционных заболеваний. Средства бытовой химии. Правила использования. Здоровый образ жизни- это здорово! “Нет никотину!”, Нет наркотикам!», «Нет алкоголю!”.
9 класс: Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека. Экологическая безопасность. Среда обитания человека- важнейший фактор его здоровья. Шум и здоровье. Безопасное питание. Защита от стрессов. Правила безопасного поведения в повседневной жизни. Безопасное пользование компьютером. Меры безопасности на уроках в школе.
На своих уроках ОБЖ по формированию здорового образа жизни чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей. Просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением; презентации, ролевые игры, беседы и т.д. Все виды работ предусматривают расширение и углубление знаний учащихся по здоровому образу жизни, формирование ценностного отношения к собственному здоровью. Структура программы ЗОЖ помимо теоритической части включает в себя практические направления с приглашением школьного врача. Совместно проведены следующие уроки:
5 класс, 6 класс «Профилактика гриппа и ОРВИ».
6 класс «Личная гигиена и здоровье».
7 класс «Домашняя аптечка», «Здоровый образ жизни».
8 класс «Инфекционные болезни и пути их передачи», «Здоровый образ жизни».
9 класс «Вредное влияние табака, алкоголя, наркотиков на здоровье», «Болезни, передающиеся половым путём», «Оказание первой помощи при ушибах, переломах, вывихах».
Во внеурочное время в целях профилактики и сохранения здоровья провела беседы для учащихся школы c 5-9 класс:
«Берегись поезда»,
«Я выбираю ЗОЖ»,
«Не шути с огнем»,
«Меры по обеспечению безопасности людей на льду»,
«Траву жечь нельзя!»,
«Осторожно, сосульки!»,
« Комплексная безопасность во время ледохода»,
«Внимание, дети!»
« Безопасность на водных объектах».
«Профилактика короновирусной инфекции»
«Безопасные каникулы»
Все эти мероприятия нравятся детям и положительно влияют на их здоровье, углубляют и расширяют знания по ЗОЖ.
Серьезной проблемой остается нарушение зрения у детей. На уроках я провожу оздоровительные минутки (физкультурные, музыкальные), профилактические беседы, присутствует смена видов деятельности, дозирование домашнего задания и другие мероприятия которые помогают в какой-то степени скорригировать зрение у обучающихся.
Данная работа по формирование у учащихся здорового образа жизни и экологической культуры будет продолжена, так как она актуальна и необходима в наши дни.
Ирина Владимировна Казарцева