Выступление на совещании при директоре «О сопровождении ПМПк-специалистами обучающихся в условиях реализации образовательного маршрута для детей с ОВЗ»
Областное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнелюбажская школа-интернат»
Фатежского района Курской области
с. Верхний Любаж
Выступление на совещании при директоре
«О сопровождении ПМПк-специалистами обучающихся в условиях реализации образовательного маршрута для детей с ОВЗ».
Подготовил
Соловьев Н.В.,
педагог - психолог.
с.Верхний Любаж 2017г
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Одной из ведущих тенденций, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
Основными сферами деятельности меня как педагога-психолога в системе психолого–социальном сопровождении являются:
– психологическое сопровождение развития и обучения детей;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива.
Специалистами ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального развития, включающая прогноз развития.
На основании результатов уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве. Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и рекомендации.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).
Психологическое сопровождение- динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения;
создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ.
К основным направлениям моей деятельности относятся:
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- экспертная работа;
- организационно-методическая деятельность;
- просветительская работа;
- психопрофилактика.
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;
прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;
реализация психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации:
создание системы психолого-педагогической поддержки всех обучающихся в период их школьной адаптации;
выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.
комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;
Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
участие в ПМПк по сопровождению обучающихся с личностными и поведенческими проблемами;
составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у обучающихся и запросу ПМПк;
взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, социальным педагогом по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ребенка;
осуществление просветительской работы по вопросам коррекционно-развивающей работы; поиску рациональных путей социальной адаптации;
проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене,
В 1-9 классах проводятся психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), программой которых предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме индивидуальных занятий.
Далее отслеживается мониторинг развития всех обучающихся и на школьной ПМПк доводятся результаты обследования до каждого педагога школы-интерната.
Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе-интернате и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.
Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического и медико - социального сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами психологической службы сопровождения был разработан дневник динамического наблюдения, в который фиксируются качественные характеристики обучающегося.
Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение процесса обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты службы сопровождения школы-интерната находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.
Николай Викторович