Выступление на совещании при директоре «О сопровождении ПМПк-специалистами обучающихся в условиях реализации образовательного маршрута для детей с ОВЗ»

1
1
Материал опубликован 24 January 2019

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнелюбажская школа-интернат»

Фатежского района Курской области

с. Верхний Любаж

Выступление на совещании при директоре

«О сопровождении ПМПк-специалистами обучающихся в условиях реализации образовательного маршрута для детей с ОВЗ».

Подготовил

Соловьев Н.В.,

педагог - психолог.

с.Верхний Любаж 2017г

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Одной из ведущих тенденций, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Основными сферами деятельности меня как педагога-психолога в системе психолого–социальном сопровождении являются:

психологическое сопровождение развития и обучения детей;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива.

Специалистами ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального развития, включающая прогноз развития.

На основании результатов уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве. Специалисты ПМПК выносят коллегиальное заключение и рекомендации.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

Психологическое сопровождение- динамический про­цесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:

систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психи­ческого развития в процессе обучения;

создание социально-психологических условий для лично­сти каждого ребёнка, успешности его обучения;

создание специальных социально-психологических усло­вий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ.

К основным направлениям моей деятельности относятся:

- диагностическая деятельность;

- консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

- экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком;

прогнозирование развития ребёнка и возможностей обуче­ния на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

реализация психологической развивающе-кор­рекционной работы на протяжении всего образовательного про­цесса.

Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

создание системы психолого-педагогической поддержки всех обучающихся в период их школьной адаптации;

выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;

определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;

разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;

создание специальных педагогических и социально-психо­логических условий, позволяющих осуществить развивающую, кор­рекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.

комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;

выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;

реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытываю­щим трудности адаптации, поведения и др.;

Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;

участие в ПМПк по сопровождению обучающихся с лично­стными и поведенческими проблемами;

составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у обучающихся и запросу ПМПк;

взаимодействие с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, социальным педагогом по сопровождению обуча­ющихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, уча­стие в МО, семинарах, педсоветах и др.);

знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ре­бёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ребенка;

осуществление просветительской работы по вопросам коррекционно-развивающей работы; поиску рациональных путей социальной адаптации;

проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене,

В 1-9 классах проводятся психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), программой которых предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме индивидуальных занятий.

Далее отслеживается мониторинг развития всех обучающихся и на школьной ПМПк доводятся результаты обследования до каждого педагога школы-интерната.

Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе-интернате и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического и медико - социального сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами психологической службы сопровождения был разработан дневник динамического наблюдения, в который фиксируются качественные характеристики обучающегося.

 Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение процесса обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты службы сопровождения школы-интерната находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорощо!!!!

26 January 2019

Похожие публикации