12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Радченко Лариса Владимировна152
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск

Ребёнок готов к школе, если….

Окружающий мир

Что должен знать ребёнок к 7 годам

Игры и упражнения на развитие необходимых навыков

В общем-то никакой особой подготовки не требуется, если уровень физического и психического развития соответствует возрастным нормам
к 7 годам ребенок ребенок должен уметь:
- различать домашних и диких животных,
- знать  комнатные и дикорастущие  растения,
- иметь представление о растительном и животном мире родного края,
- знать основные приметы каждого времени года
назвать свое имя, фамилию и отчество; имена других членов семьи, род их занятий; свой адрес; страну в которой живёт;  
- должен знать правила поведения в общественных местах и на улице.
- знает части тела человека; предметы одежды, обуви, головные уборы; профессии, виды спорта; виды транспорта.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице.


Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Если вы вышли на прогулку, идете в магазин или в гости, значит у вас появилось время позаниматься с крохой. Многие мамы выходят на улицу и сразу прилипают к мобильному телефону. Откажитесь от этой практики или хотя бы перед тем, как достать телефон, поговорите с ребенком о тех или иных явлениях или процессах. Все что окружает ребенка – дома, деревья, машины, детские площадки, вывески магазинов, погода и т.д. — это отличный материал для расширения кругозора ребенка. Разглядывайте листья деревья, называйте птиц, обращайте внимание на природные явления, предлагайте подумать, почему так бывает.

После совместной прогулки вспомните, что интересного вы увидели на улице.

Упражнение «Журналист»

Предложите поиграть в журналиста и взять у вас интервью. Можете представить себя певцом, актером, спортсменом. Существующим или выдуманным — не важно, главное — зажечь интерес у ребёнка. За этим упражнением вы нескучно проведете время и научитесь грамотно строить диалоги.

«Угадай по описанию».

Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).

«Что лишнее?»

В каждом ряду нужно отыскать лишнее слово:
«Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).

 Я знаю десять названий.

Играть можно вдвоём с ребёнком и небольшой компанией. В игре используют мяч. Игроки перекидывают друг другу мяч со словами:

- Я ..- Знаю...- Десять (семь, пять...)
- Названий ...деревьев! (птиц, цветов, профессий, фруктов, животных, рыб, городов...)
И далее, все по очереди должны называть названия того, что было задано:
- Липа - раз! - Береза - два!
Как правило в такой игре дети быстро запоминают все названия и со временем количество названий увеличивается.




Математика


Ребенок, поступающий в школу должен уметь

-уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.; называть  соседей числа, сравнивать числа,
  - соотносить цифру и число предметов;
  -  сравнивать 2 группы предметов;
  - знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
  - уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы,
  - сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  - ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между»,  «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве;
  .

Математические способности чаще всего передаются от родителей. Но, если родители хотят в ребенке развить их, то с самого раннего возраста в повседневной жизни обращать внимание ребенка на счет и математику в окружающей жизни.

Сколько подушек на диване, сколько горошин в ложке, сколько пирожков на тарелке, сколько пуговиц на рубашке и т. д. Эта коробка больше, а эта меньше, а это одинаковые мячи. Выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, слева - справа, вверху - внизу.

В школе при изучении математики дети испытывают затруднения в решении задач, потому что не могут представить ситуацию по сюжету задачи. Поэтому до школы чаще решать с ребенком практические задачи с проговариванием совершаемых действий.

Например: Бабушка испекла пирожки. Давай пересчитаем сколько их здесь на тарелке. 7 пирожков. Придет папа и возьмет к чаю вот эти 2 пирожка. Тогда сколько их останется на тарелке? Давай отложим на тарелочку папе 2 пирожка. Мы от 7 пирожков взяли 2. Сколько осталось? Это больше или меньше чем было сначала? А почему? Значит, если отдали, то стало меньше...

Такие рассуждения помогают ребенку лучше понять суть происходящего.

«Соедини цифры». 

Ребенку необходимо соединить цифры линиями. если он правильно сделает это, то увидит рисунок. Для детей младшего возраста используйте картинки с числами до 10, для старших детей – более сложные картинки с числами до 30 или 50.

Упражнение «Повтори фигуру»

Возьмите счетные палочки, выложите из них замысловатую фигуру и дайте дошкольнику время на то, чтобы он ее запомнил. Предложите по памяти изобразить такую же композицию из счетных палочек.

«Домики». «Нарисуй картину»

Нарисуйте 3 трехэтажных дома, каждый на отдельном листе. На каждом этаже нарисуйте по 3 окошка. Произвольно нарисуйте шторки в некоторых окнах. Скажите ребенку, что в квартирах, где есть шторки, уже живут люди. Попросите его заселить людей на остальные этажи, чтобы на каждом этаже было поровну жильцов. Пусть он сам дорисует разноцветные шторы в окнах тех квартир, куда он поселил людей. Затем попросите сосчитать, в каком доме жильцов больше. Предложите закрасить (включить свет) в правом верхнем окне, левом нижнем и т.д.

Нарисуй дерево в центре листа. Справ от него – цветок, слева – куст, в правом верхнем углу солнышко.



Обучение чтению


Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
- уметь чётко произносить все звуки речи, давать характеристику звуку (гласный/согласный),
- произносить слова по слогам,
- составлять предложения,
- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только4-е слово и т.д.
- использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)
- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение)
-уметь наизусть читать стихотворения,

-давать ответ на заданный вопрос предложением, а не одним словом.



Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п.


«Сказка для бабушки». Прочитайте ребенку сказку. Попросите рассказать бабушке (папе, тете, сестричке) о чем эта сказка, описать героев, их внешность и характер.


Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.);

Легко и непринужденно развивать речь у ребенка можно при помощи веселых заданий и увлекательных игр.

«Назови что нарисовано»

Рассматривайте виммельбухи — книжки без слов, с множеством рисунков, на которых детально прорисованы предметы и люди. Виммельбух — отличный тренажер для развития всех речевых функций. Ребенок сможет составлять рассказы и истории на основе иллюстраций.

«Слова» «На последнюю букву»

В эту игру вы можете играть, когда гуляете по парку, идете в магазин или едете в маршрутке и т.д.

Вы должны называть животных, героев мультфильмов или же имена, но только лишь те, которые начинаются на выбранную букву.

«Чтение сквозь зубы». Усложните привычное ежедневное чтение необычным веселым заданием: ребенок должен читать, не размыкая зубы

Задание «Пары слов»

Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:

осень — дождь; ваза — цветы; кукла — платье;

Предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?


Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.


Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь. Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В отличие от математики и чтения, обучение письму зависит не от умственного развития, а от физического, т. е. препятствием к овладению письмом ребенок встречает не со стороны мозга, а со стороны руки. А как ее развить вам расскажет Елена Александровна.


Симметричное рисование с мамой «Самолёты за облаками»
Нарисуйте несколько самолётов, а вокруг них облака. Одно облако интенсивно заштрихуйте, другое сделайте чуть светлее. За тёмным облаком самолёта почти не видно, а за светлым видно хорошо. Попросите его нарисовать тёмные и светлые облака к остальным самолётам.

Чтобы облегчить процесс освоения письма в школе, родителям следует начать заниматься с ребенком еще с раннего возраста. Заинтересовать дошкольника помогут игровые развивающие задания.

. Раскрашивание

Больше пользы принесет раскрашивание цветными карандашами, а не фломастерами.

Упражнения с канцелярской резинкой

5-6 летние дети с удовольствием делают упражнения с обыкновенной канцелярской резинкой. Возьмите такую резинку и наденьте её на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает её в стороны при помощи пальцев. 
С резинкой можно играть и по-другому. Возьмите канцелярские кнопки и попросите малыша воткнуть их в доску или пенопласт по контуру, например, машинки (контур заранее нарисуйте). А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получится силуэт машинки! Таким же образом можно выучить названия и изображения разных геометрических фигур.

Упражнения за столом

Положите ладонь на стол или другую поверхность. По очереди поднимайте пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной руки, а потом одновременно обеих. Полезно при этом проговаривать слоги с разными «трудными» звуками: «СА-СА-СА-СА-СА. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ».

Упражнения кулак-ладонь-ребро

Рука ребёнка поочерёдно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, затем ложится ладонью на стол, а потом встаёт на ребро.

Упражнения на развитие выносливости мышц руки, тренировки силы нажима.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.