Статья «Визитная карточка как один из приёмов изучения биографии писателя на уроках литературы»
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Учитель литературы в современной школе ставит перед собой сложнейшие задачи: в условиях использования новейших информационных технологий привлечь учащихся к изучению литературы, помочь найти в ней ответы на вопросы, волнующие людей во все времена, показать важность литературы в деле становления истинно образованного и интеллигентного человека. Сегодня эти задачи очень сложны, так как в распоряжении школьников ресурсы интернета, аудиокниги, кинофильмы, литературные произведения в кратком изложении, анализы тексов сомнительных авторов и другие «источники прогресса», заменившие им чтение классики в полном объёме.
В корне меняется роль учителя, который сегодня должен выступать как консультант, координатор и помощник в том, чтобы учащиеся мотивированно и осмысленно занимались поиском необходимой информации, освоением, осмыслением и переработкой её самостоятельно в той форме, которая для них наиболее приемлема. Все эти важные навыки будут необходимы для применения их в дальнейшей учебной и практической деятельности.
В многолетней педагогической практике пытаемся обеспечить успешность каждого учащегося в обучении, соблюдая личностно-ориентированный подход. Работая много лет в спортивных классах, пришли к выводу, что этот подход особенно ценностно значим, так как учащиеся практически целый день заняты на тренировках, а изучать материал им приходится в том же объёме, что и ученикам обычных классов.
Здесь на помощь учителю приходят различные современные технологии обучения, учитывающие индивидуальные способности ребёнка при изучении нового материала, и выбор того уровня усвоения, который наиболее понятен ему и доступен.
В данной статье попытаемся представить, как можно использовать приём составления визитной карточки при изучении биографии и творчества писателя или поэта.
Обращение к изучению биографии писателя или поэта на уроке литературы всегда предваряет знакомство с его произведениями. Невозможно глубоко оценить и проанализировать текст, не зная личности самого автора, социальной среды, окружения, в которых воспитывался и рос писатель, жизненных и семейных ценностей, его приоритетов и мировоззрения.
При знакомстве учащихся с жизнью писателя нужно увидеть в нём живого человека, а не абстрактный субъект из прошлого, поэтому ни один такой урок не проходит без наглядных пособий: наборов фотографий, книг с иллюстрациями, альбомов с портретами писателей и поэтов, вырезок из журналов и др. А вот составление визитной карточки – это новая для учащихся форма подачи материала на уроке.
Визитная карточка (визитка) — традиционный носитель контактной информации о человеке или организации. Изготавливается из бумаги, картона или пластика небольшого формата [5]. Используем это понятие в применении к «литературной» визитке, которая отличается от традиционной тем, что она должна резюмировать самое главное о жизни и творчестве прозаика, поэта или литературного персонажа. Такая визитка может быть классической (содержать краткие биографические данные и сведения о произведениях), цитатной (акцент делается на высказываниях самого автора о себе или высказываний о нем), юмористической (в шутливой форме обыгрываются сведения из жизни автора).
Условием использования данного приёма, на наш взгляд, является изучение большого объема информации, но подобную работу проводим со старшеклассниками, так как у них уже есть опыт в изучении обширной информации, её систематизации, классификации и подаче.
В качестве примера приведём этапы работы над биографией с использованием данного метода.
В центр листа помещаем портрет изучаемого автора с указанием дат рождения и смерти, полных ФИО, иногда псевдонимов.
В левом верхнем углу располагаем сведения о близких родственниках писателя, оказавших на него особое влияние.
Нижний левый угол отводим для фактов об образовании, приоритетов в чтении, философских воззрений автора.
Правый верхний угол посвящаем материалам по творчеству;
Нижний левый – событиям, связанным с наградами, полученными при жизни и после смерти, кончиной, местом захоронения, памятникам и т.д.
Хочется отметить, что все это очень индивидуально и алгоритм работы зависит от личности и творческого мышления учащегося и учителя. Он может вносить в визитную карточку факты, которое при изучении ему больше всего запомнились или взволновали.
Примеры оформления визитной карточки включают в себя использование текста, рисунков, графических изображений, схем и т.д. Всё зависит от фантазии учащегося. Так, например, говоря о детских годах, семье М. Булгакова, М. Цветаевой, учащиеся изобразили солнце, подразумевая тем самым самое светлое, теплое и счастливое время в жизни писателей, рассказывая о женитьбе Булгакова, Цветаевой, Ахматовой нарисовали обручальные кольца и под ними поместили информацию о браках и отношениях этих авторов; говоря о пребывании В. Маяковского и А. Солженицына в местах лишения свободы, изобразили тюремные решётки; написанные и изданные сборники А. Ахматовой и М. Цветаевой были нарисованы в виде книг с указанием названий и годов выпуска.
В данной работе очень сильно проявляются творческие способности учащихся. А форма подачи материала позволяет выделить, сформулировать в лаконичной и схематичной форме необходимую информацию. Большой объём подробной информации никогда не запоминается, а остаётся самое важное и яркое после изучения творчества. Поэтому такой вид работы и делает знакомство с биографией ярким и незабываемым событием для учащегося, так как в создание этой визитной карточки он вкалывает свои знания, умения и способности творчески и креативно мыслить, рассуждать, изображать. Следующим этапом является демонстрация своих работ и их защита перед классом, ответы на вопросы учащихся и учителя.
Литература
Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
Зинин С.А. Литература. 10-11 класс. Методические рекомендации по использованию учебников. – М.: Русской слово, 2012.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов- н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.
Личностно-ориентированный подход в обучении. https://studfiles.net/preview/5842044/
Словари и энциклопедии на Академике. https://dic.academic.ru/searchall
4