12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила17

Знакомство с разными вариантами визуальной поддержки, которые используются на занятиях по вызыванию речи, чтению, письму детей с особенностями в развитии, а также о структурировании пространства и о роли визуальных опор в структурировании пространства.

Организующие предметы-опоры

Наибольшую сложность испытывают дети не в какой -то момент выполнения действия или задания, а в моменты, когда нужно переключиться с деятельности на деятельность. Именно для того чтобы облегчить эту задачу необходимо использовать визуальные опоры. Такой опорой, например, является сундук, в который помещены разные предметы и игрушки, которые мы используем на занятиях. Для того чтобы их достать, необходимо постучать в сундук и сказать определенную фразу и продолжить занятие. «Тук, тук, тук, тук! Что же прячет наш сундук?». К сундуку дети возвращаются с удовольствием, даже если они потеряли нить занятия. Это облегчает им понимание структуры занятия и дает им соорентироваться и возможность сделать то действие, которое от них требуется.

Еще один предмет опоры, который можно использовать – это шляпа. Это тот элемент, который можно на протяжении многих лет сопровождать коррекционно-развивающие занятия с детьми с ментальными нарушениями. Зачем же нужна игра со шляпой? Когда дети поют песню и передают шляпу, они учатся ждать, они учатся понимают кому передается этот предмет. Также шляпа помогает привлечь внимание к тому лицу того человека, про которого мы поем, помогает соблюдать очередность. Шляпа как предмет опоры облегчает понять нить занятия, как разворачивается сюжет той песни, направленной на коммуникацию детей.

Визуальные опоры в учебной деятельности.

Часто сталкиваемся с трудностями, когда детям сложно воспринимать учебные инструкции, которые им предъявляем. Для этого необходимо использовать карточки с инструкциями. Это могут быть кароточки для всей группы или индивидуальные карточки, которые крепятся на парту ребенка, и он них ориентируется. В чем же особенность применения таких карточек? Когда ребенок не просто слышит инструкцию «Достань альбом. Достань пенал.», но и видит изображение,т.е. визуальную опору, ему проще понять, что от него требуется, может опираться на изображение в тот момент, когда выполняет действие. Это очень важно, т.к. ребенок с ментальными нарушениями очень в тот момент, когда выполняет действие, часто забывает инструкцию. Например, он взял портфель, а что из него достать, он не помнит (пенал или альбом). В этом плане он может в любой момент посмотреть на карточку с инструкцией и сделать то действие, которое от него требуется.

Цветовая маркировка.

Желательно цветовую маркировку использовать на занятиях. В цикле занятий занятие «Круг» обозначено желтым цветом, занятие «Математика»-красным, занятие «Чтение»-синим цветом. Данные альбом содержат огромное количество визуальных опор и они являются мультисенсорными. Например, при изучении числа, используем форму Нумикон и максимально используем сенсорный счетный материал, который выступает над поверхностью листа. Это помогает запомнить абстактное понятие «Число».

На занятии «Круг» используем альбом с желтой обложкой. Каждая лексическая тема отражена в данном альбоме. Ребенок вместе с родителями повторяет те темы, которые он проходил с педагогами. Часть тем стандартная. Это темы Домашние и дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Осень», и др. Начали вводить интересные странички, которые интересны детям. Например, «Как я провел праздники или каникулы» и «Мои эмоции». Визуальная поддержка в теме «Эмоции» «очень важна. Детям сложно соотнести изображение и свое состояние, то что они переживают. Рассматривание фото с разным состоянием помогает детям сориентироваться с собственным состоянием и его контролировать. Очень важно при изучении лексических тем не просто рассматривать карточки или картинки, а использовать фото ребенка, если он путешествовал., на корабле или летал на самолете, чтобы при рассматривании альбома были личные воспоминания с данной темой. Или при рассматривание примет осени(желтые листья, лужи,дожди), а ребенок, который на улице с листочком желтым в руках, под зонтиком и т.п. Нужно связывать изображение, которые используем с личным опытом конкретного ребенка.

Коммуникативный паспорт.

На занятии «Круг» часто используется коммуникативный паспорт. Это книга, содержащая фото из жизни ребенка, что ему нравится, не нравиться. По коммуникативному паспорту ребенк может рассказать как его зовут, сколько ему лет, где он родился, может рассказать про семью, друзей , домашних питомцах. Коммуникативный паспорт дети создают сами вместе с родителями или педагогами. Это одна из любимых книг детей. В чем же плюсы коммуникативного паспорта, особенно для детей которые не могут рассказать о себе? Это визуальная опора, с помощью которой они могут рассказать о себе в любом месте. Например, в гостях, на большом празднике рассказать о себе человеку, которому интересно узнать о нем. Если ему сложно рассказать о себе, он просто может протянуть собеседнику свою книгу и он сможет познакомиться с ребенком и узнать, чем живет ребенок.

Визуальные опоры для обучения грамоте.

Обучение грамоте с особыми детьми не всегда простая задача. Усвоение графического образа буквы часто идет сложно. Можно использовать сенсорные буквы. С опорой на сенсорную букву, карточку символ и жест , ребенку проще запомнить графический образ буквы. Этот образ складывается из кинестетической опоры, жеста и карточки символа. Такие занятия проходят легко и дети даже не замечают, как запоминают графический образ буквы. Благодаря этой методике дети могут начать читать и видно, что во время чтения ребенок сам помогает себе с помощью жестов. А сенсорные буквы-это такое пособие, с помощью которого мы можем помочь ребенку быть более мотивированным и учиться читать с удовольствием.

Как дополнительная поддержка с сенсомоторной азбукой мы используем специальные сенсомоторные альбомы по чтению. Эти альбомы дети создают вместе с родителями. На каждой странице альбома есть сенсорная буква из разных материалов и каждой букве соответствую слова, которые начинаются на данную букву. Так буквы запоминаются проще. Эти альбомы любимы детьми. Многим детям такие альбомы помогают переходит на чтение.

Детям, которым сложно работать с изображениями на бумаге, мы используем другие виды материалов. Например, деревянные буквы. Это очень удобные карточки, по которым дети могут проводить пальчиком, могут раскрашивать контуры мелом. Эти контуры важны для детей, которые не видят. Такие варианты деревянных карточек мы часто используем с детьми. Есть карточки с буквами и карточки с цифрами. Детям очень нравится дерево на ощупь и они охотнее берут именно такой материал, чем карточки с буквами и цифрами.

Визуальные опоры для обучения математике.

При обучении счету детей с ментальными нарушениями мы стараемся использовать максимально возможное количество реальных предметов. Когда используют просто карточки с цифрами, это не всегда бывает эффективно. Специальная методика обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями -это Нумикон. Вместе с данным пособием, которое содержит два вида опор (плоскостные формы и объемные формы) мы используем вспомогательные материалы, чтобы ребенок с удовольствием отсчитывал нужное количество материала. Гораздо интереснее самому собирать яблоки с дерева или перекладывать капусту в огороде. Так обучение проходит гораздо интереснее.

Очень хороший вариант, когда используются визуальные материалы при стимуляции экспрессивной речи. Когда они готовы с нами играть, но не готовы еще сесть за столы. Даем возможность опираться на предмет. Этот предмет связан с определенным звуком. Этот вариант методики предлагают авторы центра «Территория речи» Т.Грузинова.

Стимулирование речи у неговорящих детей по методике Т. В. Грузиновой происходит в несколько этапов.

Первый этап

В начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и закрепление согласных звуков, произношение которых ребенок контролировать не может.

Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом, так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным.

По мере развития навыка логопед обучает малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Он формирует звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки.

Если какой-либо важный звук отсутствует, его формируют по тому же принципу, через подражание. Качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.

Второй этап

Когда основные согласные и гласные звуки сформированы, логопед начинает учить ребенка завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный любому языку: безударный слог неизбежно тянет за собой ударный, открытый слог становится основой для закрытого слога. Постепенно ребенок овладевает произношением слов из двух-трех слогов различного характера.

Третий этап

Коррекцию завершают занятия, во время которых ребенок учится произносить фразы с опорой на ее ритмический рисунок, жестовую речь, картинки, предметов, которые обозначают какое-либо слово.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.