12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маркова Инна Владимировна31
учитель
Россия, Саха (Якутия) респ., Нерюнгринский район, п. Беркакит
5

«Включение регионального компонента в структуру уроки физики, для формирования функциональной грамотности учащихся».

Врезка1

Включение регионального компонента в структуру уроки физики, для формирования функциональной грамотности учащихся.


Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А. А. Леонтьев.


Актуальность заявленной темы определяется необходимостью в формировании функциональной грамотности у всех учащихся независимо от класса, школы и их дальнейших образовательных планов. Это вызвано значительными технологическими изменениями во всех сферах деятельности.

Практическая значимость:

-показаны возможности расширения знаний о природе Якутии с позиций курса физики;

-определены некоторые структурные элементы курса физики, раскрывающие взаимосвязь национально-регионального и глобального компонента;

-предложены новые формы интегрированных и творческих заданий регионального характера, для формирования функциональной грамотности обучающихся.

Естественные науки объединяет общий объект изучения- ПРИРОДА, и общий метод изучения окружающего мира-ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ.

В образовательной области «Естественно-научные предметы» при изучении учебных предметов-химии, физики, биологии- отдельные составляющие функциональной грамотности (химическая, физическая, биологическая грамотность) интегрируются в общее понятие естественно-научной грамотности. В настоящее время, естественно-научная грамотность является одним из признанных критериев оценивания качества обучения в национальных системах образования и в международных исследованиях и рассматривается, как интегративный результат обучения в области естественно- научных дисциплин.

Функциональная грамотность включает в себя:

t1673761920ab.gif

Основными в процессе изучения физики являются:

- читательская грамотность (формирование которой может происходить с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому обучающийся изучает информацию в тексте, понимает, осмысливает, извлекает и интерпретирует, а также научных текстов);

- математическая грамотность (формирование может происходить при решении расчетных задач, так и при выполнении творческих заданий, где используя математический аппарат, переводит единицы измерения физических величин в Международную систему единиц, а также производит вычисления физических величин,);

- естественнонаучная грамотность (формирование которой происходит, с помощью различных заданий. Например, экспериментальных заданий и заданий на основе регионального компонента, которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире).

Естественно-научная грамотность-это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Человек, у которого хорошо сформированы навыки и умения, критическое и творческое мышления, он обладает знаниями и является функционально грамотной личностью, сформировать которую, с помощью читательской и математической грамотностью, помогает естественнонаучная грамотность при изучении физики.

ЕНГ определяют как способность и стремление человека участвовать в обсуждении и решении проблем связанных с использованием достижений естественных наук и технологий, которые возникают перед человеком и обществом. Но это невозможно без обладания такими компетенциями:

-научно объяснять явления;

-понимать особенности естественно-научного исследования;

-анализировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Для того, чтобы достичь желаемого результата современному учителю на уроке необходимо создать условия для включения всех обучающихся в активный процесс формирования знаний.  Учебная деятельность на уроке физики должна иметь продуктивный характер и включать в себя следующие виды деятельности: объяснение и описание явлений; использование и построение моделей явлений и процессов; прогнозирование изменений; формулирование выводов, на основе имеющихся данных; анализ этих выводов и оценка их достоверности; выдвижение гипотез и определение способов их проверки; формулирование цели исследования; построение плана исследования; дискуссия по естественно — научным вопросам. Материал урока должен способствовать организации такой деятельности и включать задания, формирующие компетентности естественно — научной грамотности.

Задача педагога заключается в формирования ключевых компетенций, то есть в формировании у обучающегося, готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Для этого педагогу необходимо увлечь и заинтересовать ребенка, замотивировать его на изучение предмета, а также разнообразить урок, используя разные виды деятельности в процессе обучения.

В этом педагогу, кроме физического эксперимента, который занимает при формировании функциональной грамотности лидирующее место в предмете «Физика», помогут задания с включением национально-регионального компонента.

Региональный компонент позволяет рассмотреть специфику природы и культуры как отдельных районов, так и Республики в целом, а также представить включенность региона в общемировое пространство.

Среди множества направлений, раскрывающих особенности Республики Саха (Якутия) с точки зрения физики, выделяются следующие:

географическое положение,

природно-климатические условия;

природные явления;

природные ресурсы (воды, леса, полезные ископаемые, источники энергии);

уникальные объекты и территории, памятники природы;

особенности отраслей (строительство, транспорт, энергетика, угле- и алмазо-добывающая промышленность и т.п.);

экологические проблемы;

наука, научные исследования;

адаптация растительного и животного мира к условиям региона;

адаптация человека к условиям региона и др.

Такие задания дают возможность овладеть навыком применения тех или иных физических закономерностей, понять тесную связь физики с окружающим миром и другими учебными предметами.

Опыт моей работы в школе показывает, что активной формой творческой деятельности учащихся являются интегрированные задания по физике с региональным компонентом.

Под интегрированными заданиями следует понимать задания, которые содержат информацию из различных областей деятельности и раскрывают взаимосвязь регионального компонента с предметом физика. Выполняя такие задания, учащиеся объясняют физические явления, производят расчёты физических величин, знакомятся с практическим использованием научных знаний.

Задания составляются на основе фрагментов научных и научно-популярных статей связанных с Якутией; на основе материалов из различных периодических изданий о природных явлениях и технических сооружениях Республики.

Структура заданий следующая:

1. Введение (приглашение к совместному творчеству-текст материалов из различных источников)

2. Иллюстративный материал (фото, рисунки, схемы).

3. Формулировка задания: качественные вопросы, задания на размышление, расчетные задачи, задания из серии «Объясни явление» и т.п.

А далее, хочу представить мои авторские задания с включением в них национально-регионального компонента.

Задания

Объясняем- в этих заданиях необходимо объяснить явление или факт

Якутские горы

При упоминании о Якутии у многих ассоциативная мозаика складывается из брендов региона таких, как алмазы, вечная мерзлота, мамонты, но мало кто знает, что Республика Саха (Якутия) хранит на своей обширной территории, к слову составляющей 1/5 часть России, красивейшие творения природы — горы. Горы Якутии необычайно красивы. Это дивный мир покоя и отдыха, где главным украшением служат живописные ландшафты, чистейшая вода, богатый растительный и животный мир.

Подлинный шедевр горной Якутии — гора Кисилях, расположенная в Верхоянском районе на водоразделе рек Яна и Адыча.

Гора Кисилях — уникальное творение природы, одно из неповторимых чудес и поистине природная святыня якутов. Нет в Якутии других гор, столь почитаемых и оберегаемых.

t1673761920ae.jpg

Если вы бывали в горах, то знаете: чем выше вы поднимаетесь на гору, тем прохладнее становится. На уроках географии вам тоже говорили, что при увеличении высоты над уровнем моря уменьшается температура и давление воздуха (атмосферное давление).

Объясните почему так происходит.

При подъеме на гору атмосферное давление уменьшается, потому что

_____________________________________________________________________________

При подъеме на гору температура воздуха снижается, потому что

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как замерзает капля воды?

Введение. Оймякон наиболее известен как один из «Полюсов холода» на планете (Полюса холода: В Антарктиде (-90° С), В Якутии ( – 86° С), В Гренландии (-70°С), в Забайкалье -64° С) ; по ряду параметров Оймяконская долина — наиболее суровое место в Якутии, да и на Земле,но там постоянно живут и работают люди. Дети ходят в школу при –50 °C, ручьи не замерзают даже при –70 °C.

При изучении свойств жидкости, чтобы понаблюдать за процессом замерзания воды, на тарелку охлажденную до минус 20 0С поместили каплю воды. Через 18 секунд, в течение которых 4-х миллиметровая капля стала кристаллизоваться, исследователи сделали фотографии замерзания воды, начиная снизу вверх.

Иллюстративный материал.

t1673761920af.jpg

Задание.

Во время конечной стадии замерзания произошло неожиданное. У капель появились заостренные вершины, которые стали расти, формируя изящные кристаллы на поверхности.

Какие выводы и предположения вы можете сделать на основании увиденного, опираясь на знания физики?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Исследуем - в этих заданиях необходимо провести исследование

Сюрприз природы — Мраморная гора.

Введение. Великолепны горные ландшафты Якутии, среди которых своей природной красотой выделяется гора Юрюнг-Таастаах, состоящая из лучшего в мире мрамора. Она расположена в Момском районе на правобережье реки Тирехтях в осевой части хребта Улахан-Чистай. Здесь находится месторождение уникального мрамора «Солнечное». Нижняя часть горы сложена массивным пластом белого мрамора, верхняя чередуется с пластами темно-серых глинистых мраморизированных известняков. Выходы пород имеют красивую ослепительно белую и бледно-розовую окраску, часто с теплым бежевым оттенком.

До настоящего времени наиболее качественным считался мрамор из Каррарских карьеров Италии. Из него изготовлено большинство статуй и памятников мира. Между тем, якутский мрамор по своей окраске и просвечиваемости, превосходит знаменитый итальянский мрамор.

Иллюстративный материал.

t1673761920ag.jpg

Задание. Мраморная плита массой 55 кг имеет объём 0,02 м3. Рассчитайте плотность мрамора и сравните значение со справочными данными приведенными в учебнике.

Решение задачи:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Анализируем- в этих заданиях необходимо получить данные и на основе этих данных, сделать вывод

Охота на зайца

Введение. Беляк, обитающий в Якутии, имеет некоторые отличия от своего собрата из европейской части России. Он небольшого веса - до трех килограмм. Отличается укороченными ушами, наклоненными вперед. Хвост у зайца весь белый, как и само туловище, из-за чего на фоне снега он плохо различим, поэтому охотятся на него чаще всего загонным способом, чему также способствует местная растительность – тундровые кустарники. Загонять зверя обычно помогают собаки.

Иллюстративный материал.

t1673761920ah.jpg

Задание. При виде зайца, собака срывается с места. За сколько скачков, собака догонит зайца, если расстояние от собаки до зайца равно 40 скачкам собаки и расстояние, которое собака пробегает за 5 скачков, заяц пробегает за 6 скачков? Считать, что скачки делаются одновременно зайцем и собакой. Какая из предложенных схем подходит к задаче? Внести полученные данные в таблицу. Какой вывод можно сделать из данных этой таблицы.

t1673761920ai.png


v

t

S

Собака




Заяц




О толщине льда на реках Якутии

Введение.

Толщина льда на реках Республики Саха (Якутия):

-В среднем и нижнем течении р. Лена толщина льда составляет 37 – 85 см.

-На реках Алдан, Амга и Вилюй толщина льда составляет 33 – 68 см.

-На реках северо-востока (рр. Яна, Индигирка и Колыма) толщина льда отмечается от 57 до 105 см.

Средний пророст толщины льда за вторую декаду декабря на реках составляет 8 – 10 см. На некоторых реках прирост составляет 23 см.

Иллюстративный материал.

t1673761920aj.jpg

Задание.

Половина ледяной поверхности пруда была покрыта с начала зимы толстым слоем снега, а другая половина расчищена для катания на коньках. На какой половине толщина слоя льда больше? Ответ объясните.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: Материалы регионального характера, включаемые в урок, способствуют не только развитию положительной мотивации изучения предмета физика, но благодаря личной причастности учащихся к месту событий, осознанию природных и исторических ценностей родного края, способствуют формированию региональной культуры, а также политехническому и экологическому образованию.

Использование регионального компонента о стимулирует у учащегося интерес к изучению не только физики, но и особенностей родного края, посредством укрепления связи обучения с социально предметным окружением. 

Таким образом, использование подобных заданий на уроках физики, позволяет учителю предоставить возможность ученикам размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать вопросы, пополнять объём знаний, перестраивать своё понимание, формулировать выводы, то есть активно участвовать в процессе учения, что повышает их функциональную грамотность.

  Список литературы.

Леонтьев А. А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла.- М.: Баласс, 2003. С. 35.

Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников - М.: Педагогика,2000г.

Ковалева Г.С. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1-М.: Просвещение, 2021.-95с.

Ковалева Г.С. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2-М.: Просвещение, 2021.-143с.

Увлекательная охота и рыбалка в Якутии – Режим доступа: https://fb.ru/article/183276/uvlekatelnaya-ohota-i-ryibalka-v-yakutii

Якутские горы- Режим доступа: https://dzen.ru/media/russiatravel/iakutskie-gory-5aa4f380c8901097a24b10ef

Мраморная гора.- Режим доступа: http://www.sentstory.ru/yakutiya/arkticheskaya-yakutiya/prirodnyy-park-momskiy/mramornaya-gora/



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.