Доклад «Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста»
Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста.
Даньшина Анастасия Валерьевна
Воспитатель
МАДОУ № 82
Г. Томск
С термином «адаптация» каждый из нас ни раз сталкивался в своей жизни. Данный термин имеет латинские корни и в прямом переводе означает ни что иное как приспособление, прилаживание.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или же к негативным, что может вызвать стресс у ребенка.
В ходе проведенных исследований учеными было выделено три основные фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
2. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средневозрастными нормами; фаза длится 3 – 5 месяцев.
3. Фаза компенсации – характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
Установлено, что в раннем возрасте адаптация происходит дольше и труднее, часто сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. И как раз в этот период, на этапе своего становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка.
Для того чтобы по - настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходимо четко продумывать систему работы и каждый шаг педагога во всех деталях этой системы.
В адаптационный период особенно важно создать атмосферу доброжелательного взаимообщения, обогащающего чувственную сферу, обеспечить каждому ребенку эмоциональный комфорт.
Учитывая, что в адаптационный период ребенка в ДОО общение с взрослыми и сверстниками - необходимое условие эмоционального и социального развития, воспитатели стараются обогатить положительный опыт общения ребенка с окружающими людьми, чтобы ребенок стремился к общению, игре, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении и развитии.
Создавая благоприятные условия для адаптации детей раннего возраста педагог постоянно находится в активном поиске новых методов и стиле своей работы.
Обратившись к литературе, я стала активно изучать существующие стили, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Оптимальным, по мнению социологов, психологов, педагогов, является творческий стиль адаптации к окружению. Можно предположить, что дети раннего и дошкольного возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном образовательном пространстве детского сада. Большая роль при этом отводится изобразительному искусству и разным видам детского художественного творчества. Образовательная развивающая среда рассматривается как система целесообразно отобранных и гармонично включенных в пространство жизни детей средств (бытовых, культурных, дидактических, игровых), обеспечивающих успешную реализацию образовательных и воспитательных целей и задач дошкольного образования, в том числе комфортную адаптацию к детскому саду.
В период адаптации именно художественное творчество, как игра, позволяет “отыгрывать” страхи, тревоги, напряжения, условности, ограничения и другие негативные состояния. Кроме того именно творчество дает ребенку возможность выйти за рамки этих условностей и ограничений, изменить наличную ситуацию и самостоятельно прийти к состоянию душевного комфорта. В ходе педагогической деятельности было замечено, что изобразительное творчество детям доставляет большое удовольствие и приносит много радости. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, поддержка и развитие интереса детей к творчеству, является необходимым средством для облегчения процесса адаптации у детей раннего возраста.
Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.
В результате некоторые малыши сразу идут на контакт и увлекаются игрой, и также увлекаются рисованием, а те, что еще плачут или не идут на контакт, успокаиваются, начинают смотреть заинтересованно на происходящее, постепенно подходят и тоже увлекаются, и начинают рисовать. А уходя домой малыши говорят, что придут в детский сад рисовать. У детей формируется положительная установка, желание идти в детский сад, и сохраняется положительный настрой в течение дня, и у детей формируется интерес к рисованию.
Важной задачей дошкольного образования является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, что позволяет ему проявить индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду.
У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому развитие всех качеств, как психических, так и физических происходит через практический опыт ребенка. Каждый ребенок считает необходимым взять игрушку и манипулировать - действовать с ней в различных сюжетах.
Для группы, в которой я работаю, самым оптимальным подходом в обеспечении процесса адаптации детей раннего возраста стал именно творческий подход. В данный момент в процессе работы с детьми я активно применяю элементы арт-терапии, основная цель которой состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Арт-терапия, один из самых продуктивных и мягких способов психологической работы с детьми. Для меня, как педагога, работающих с детьми раннего возраста, арт-терапия в детском саду - это путь к психологическому здоровью ребенка. Мы проводим разнообразные занятия искусством, что способствует развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка.
Используем элементы арт-терапии в работе с детьми, мы стремимся достичь следующих целей: формирование высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. И самое главное, это цель по созданию благоприятных условий для детей в процессе их адаптации.
В процессе своей работы мы с коллегами используем разные виды арт-терапии и их формы:
Игротерапия - это игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;
Изотерапия - это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком.
Сказкотерапия - это инсценированние сказок; чтения или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;
Песочная терапия - это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и “песочного мира; создание песочных композиций и “секретов”.
На протяжении шести месяцев в нашу группу приходили новые дети и каждый раз мы проживали вместе с ними все этапы адаптации и искали индивидуальный подход к каждому малышу. Мы обращали внимание на интересы детей, кто-то любит лепить, кого то успокаивает рисование или чтение любимой сказки. Благодаря творческому стилю, выбранному в процессе работы, адаптация детей прошла более мягко и безболезненно.
На сегодняшний день, мы продолжаем исследовать возможности и подходы творческого стиля адаптации, каждый день открывая для себя что-то новое. Актуальность данного исследования в современном мире однозначна. Ведь каждый из нас понимает, что в эпоху компьютеризации и информационных технологий нашему младшему поколению часто не хватает практического опыта взаимодействия с различными предметами. Благодаря возможностям творческого стиля адаптации, мы можем создавать условия для полноценного развития детей раннего возраста закладывая в них предпосылки творческих способностей.