Внедрение национально - регионального компонента в учебно- воспитательный процесс начальной школы
Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет
ту воспитательную силу, которой нет в самых
лучших системах, основанных на абстрактных
идеях или заимствованных у другого народа
(Константин Ушинский)
Внедрение национально - регионального компонента в учебно- воспитательный процесс начальной школы
Национально-региональный компонент является важной составляющей частью содержания современного школьного образования. В числе основных его задач – приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.
Национально-региональный компонент можно очень удачно использовать в учебном процессе. Это один из ключей к решению проблемы эффективности урока. Считаю, что использование такого материала делает урок интересным и увлекательным. Грамотное применение исторического, географического, литературного материала, связанного с родным краем, воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости за свою малую родину, не оставляет никого быть равнодушным к её проблемам и вырабатывает активную жизненную позицию.
В начальной школе краеведческий материал в основном реализуется через следующие предметы: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, математика.
Больше всего возможностей использовать национально– региональный компонент имеется, конечно, на уроках окружающего мира. Уже в 1 классе говорим о большой и малой родине, о национальном составе своего региона, своего населённого пункта. С первых уроков окружающего мира учу детей наблюдать за природой своего края, за окружающей действительностью. Проводим экскурсии, выполняем проекты, готовим презентации и сообщения по различным темам.
При подготовке к урокам математики можно самостоятельно составлять задания, связанные с числовыми данными края, города.
Площадь Кудымкара -25 км². Площадь Перми 799 км². На сколько км² площадь Кудымкара меньше?
Кама -1 805 км Иньва 257 км. На сколько км протяженность Камы больше?
Кудымкар был основан в 1579 г.
Пермь - в 1723 г.
Березники - в 1932 г.
Какой город самый молодой ? Какой город самый старый? На сколько лет самый старый город старше самого молодого?
Уроки русского языка способствуют также привитию любви к родному краю через разные формы работы:
- составление и написание предложений, текстов на тему «Мой город», «Моя семья», « История названия села, реки , деревни» и др.;
- письмо по памяти;
- орфографические минутки на основе краеведческого материала.
Так же на уроках языка, при изучении собственных имен существительных, эффективно использование названий населённых пунктов, улиц, водоемов. Интересна тема изучение происхождения фамилий. Изучение рода может вылиться в реферативную и исследовательскую работу.
На северо-западе Пермского края, там, где сливаются реки Кува и Иньва, стоит небольшой город Кудымкар – центр исторического, культурного наследия и традиций коми-пермяцкого народа. Выпиши собственные имена существительные. Определите род , число , падеж.
Иньва – река в Пермском крае. Она богата рыбными ресурсами. Здесь водятся лещ, судак, карп, сазан, окунь, ёрш, щука, налим. Прочитайте текст , подчеркните однородные члены предложения , определите , какой частью речи они выражены.
Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература. На уроках литературного чтения мы знакомимся не только с программным материалом, но и с творчеством своих земляков.
Домнин А.М. Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике: По мотивам коми-пермяцкого фольклор.
На уроке ИЗО, технологии национально – региональный компонент также используется. Н-р, при изучении орнаментов, зодчества, особенностей культуры разных народов.
Реализацию национально-регионального компонента можно осуществлять как на уроках, так и во внеклассной и во внеурочной работе, в работе над проектами, исследовательскими работами, олимпиадами.
-Кружок – « Моя малая родина»
- Внеклассное занятие « Коми- пермяцкий орнамент».
- Исследовательская работа « Коми- пермяцкая свадьба и её обряды»
- Кулинарная викторина ( с региональным компонентом» - Орлята России – трек « Эрудит».
- Школьные туры олимпиад с региональным компонентом.
- Квест по городу.
Используя в своей работе национально – региональный компонент я стараюсь приобщать своих учеников к национальной культуре, воспитывать у ребёнка чувство Родины, патриотизма, нравственности, гордости за духовные богатства нашего края.
Считаю, что любой человек должен знать историю своей малой Родины. Зная историю своего села, посёлка, деревни начинаешь больше ценить и беречь её. Именно с любви к своей малой Родине и начинается любовь к огромной стране, к своему Отечеству.