Внедрение системы метапредметных заданий на уроках химии как одно из условий активизации познавательной деятельности одаренных детей
МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г.Меленки Владимирской области
Тема педагогического проекта:
«Внедрение системы метапредметных заданий на уроках химии как одно из условий активизации познавательной деятельности одаренных детей».
Автор опыта: учитель химии
Абрамова Людмила Павловна
Меленки
2019
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………..с.3
1.1 Паспорт проекта…………………………………………………………..….с.3
1.2 Актуальность проекта……………………………………………………. с.4-5
1.3 Анализ внешней и внутренней среды для проведения проекта……… с.5-6
1.4 Цели и задачи проекта……………………………………………………….с.6
1.5 Участники и их роль в реализации проекта……………………………. с.6-7
1.6 Ресурсы проекта……………………………………………………………с.7-8
2. Основная часть
2.1 Механизм реализации проекта…………………………………………….с.8-9
2.2 План реализации проекта…………………………………………………с.9-17
2.3 Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности…………...с.17-18
2.4 Перспектива дальнейшего развития проекта……………………………..с.19
Список литературы……………………………………………………………… с.20
Приложение………………………………………………………………….. с.21-31
Пояснительная записка
Паспорт проекта
Тема проекта | Внедрение системы метапредметных заданий на уроках химии как одно из условий активизации познавательной деятельности одаренных детей |
Автор проекта | Учитель химии Абрамова Людмила Павловна |
Место реализации проекта | МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г.Меленки Владимирской области
|
Проблема, на решение которой направлен проекта | Низкая активизация познавательной деятельности учащихся 8-9 классов по химии |
Цель проекта | Повышение уровня развития познавательной активности через внедрение метапредметных заданий на уроках химии |
Задачи проекта | -диагностировать уровень развития познавательной активности учащихся при решении метапредметных заданий по химии; - использовать тематические метапредметные задания на уроках химии
|
Участники проекта | Учащиеся 8-9 классов, учитель химии, педагог-психолог МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г.Меленки Владимирской области
|
Сроки реализации проекта | Начало 1 сентября 2017 года. Окончание 25 мая 2019 года. |
Ожидаемые результаты | Активизация познавательной деятельности учащихся по химии через решение метапредметных заданий и повышение уровня развития их познавательной активности |
1.2 Актуальность проекта
Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности, а этому способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Они направлены на развитие успешности ученика. В современном обществе успешны люди, которые умеют решать задачи неординарного характера. Их деятельность направлена на нахождение различных путей решения проблем, встающих перед ними. На школьной скамье закладываются такие важные качества личности, как эрудированность, целеустремленность, умение достичь поставленной цели. Одной из возможностей развития данных качеств является вовлечение ученика в проблему замысловатых заданий, для решения которых необходимы данные качества личности.
… не с курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает”
К.Д. Ушинский
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Таким образом, на сегодняшний день, возникает необходимость обучения в школе с помощью эффективных методических средств и технологий, обеспечивающих творческий уровень усвоения учебного материала, развитие потребности в самостоятельном получении и расширении соответствующих знаний, формирование метапредметных умений, обеспечивающих универсальность учебных действий, воспитание ценностного отношения к окружающему миру и к себе.
“ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”
К.Д. Ушинский
1.3 Анализ внешней и внутренней среды
Обучение химии в общеобразовательной школе начинается с 8 класса. Исследования психологов и собственный опыт преподавания показывают, что к этому периоду, в силу возрастных особенностей, у большинства учащихся снижена учебная мотивация, а познавательная активность носит репродуктивно - подражательный характер (приложение I). Да и в последние годы в школьном химическом образовании произошли существенные изменения. Предъявлены новые требования к результатам освоения образовательной программы – Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС), введена новая форма итоговой аттестации школьников по химии – государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен, возросли требования к учителю по работе с одарёнными школьниками на уроке и во внеурочной деятельности и др.
Такой подход к системе образования дает благодатную возможность учителю-предметнику оптимизировать процесс обучения, внедряя в свою деятельность современные средства, методы, технологии обучения. В.А. Сластенин, Л.С. Подымова под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают «совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие своей педагогической деятельности…, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения»[1].
В своей педагогической деятельности автор видит один из возможных способов решения данных проблем через использование на уроках химии таких заданий, которые могут активизировать познавательную деятельность учащихся. В преподавании химии достичь поставленных целей можно только с помощью деятельностного и проблемного подходов к обучению, которые могут реализоваться и через решение учебных метапредметных задач.
Поэтому, при подборе заданий к урокам химии автором используются технологии и методы, направленные в большей степени на повышение познавательной активности. Комплекс учебных метапредметных задач (приложение II) по химии возник на основе новых требований к результатам освоения образовательной программы, опыта работы с учащимися с разным уровнем базовых знаний по предмету, разными психологическими особенностями и мотивационным отношением к предмету.
1.4 Цели и задачи проекта.
Цель проекта: повышение уровня развития познавательной активности через внедрение метапредметных заданий на уроках химии
Задачи проекта:
-диагностировать уровень развития познавательной активности учащихся при решении метапредметных заданий по химии;
- использовать тематические метапредметные задания на уроках химии.
5.Участники и их роль в реализации проекта.
Участниками проекта являются учащиеся 8-9 классов МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г.Меленки Владимирской области, психолог и учитель химии. Их роль в реализации проекта является основополагающей. Педагог- психолог диагностирует развитие основных показателей познавательной активности учащихся в течении проекта, учитель химии способствует созданию специальной среды для осуществления опыта, а учебная деятельность учащихся определит степень достижения цели проекта.
6.Ресурсы проекта
Кадровые | Нормативно-правовые | Информационные | Материально-технические | Временные |
Учитель химии, педагог-психолог | Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании». Федеральный Государственный образовательный стандарт II поколения. Конвенция о правах ребенка ООН. | Методическая литература: 1) УМК по химии 8-9 классов И.И, Новошинский, Н.С.Новошинская издательства «Русское слово», г. Москва, 2013 год. 2) Научно- методический журнал «Химия в школе» №3 (2010 год),№8(2010 год), №3 (2011 год). 3) Е. А. Шишкин «Практическая методика обучения химии»,Москва,1989 год. 4) О. С. Зайцев «Методика решения задач по химии» Москва, издательство КАРТЕК,2012 год | Кабинет химии, дидактический материал, сборник тематических метапредметных заданий по химии, химическая лаборатория, компьютер,проектор,интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Универсальные_учебные_действия
| 2017-2018учебный год: уроки химии 8 класс, научное общество по химии; 2018-2019 учебный год: уроки химии 9 класс, научное общество по химии |
7.Механизм реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
1.Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся 8 класса в начале опыта. Изучение методической литературы по развитию познавательной активности учащихся. Составление метапредметных заданий по химии | Внедрение метапредметных заданий по химии в учебный процесс учащихся 8 класса. Принципы внедрения метапредметных заданий по химии в учебный процесс Памятка учащимся для решения метапредметных заданий Промежуточная диагностика развития познавательной активности учащихся 8 класса | Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся 9 класса в конце опыта. Анализ результатов с целью распространения педагогического опыта. |
8.План реализации проекта
№ | Этапы проекта | Ожидаемые результаты | Сроки | Ответственные |
I.Подготовительный | ||||
1. | Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся 8 класса в начале опыта.
| Выявление уровня развития мотивации учебной деятельности; внимания, памяти и уровня тревожности учащихся 8 класса в начале опыта | Сентябрь-октябрь 2017 года | Учитель химии Абрамова Л.П. Педагог-психолог Емелина О.А. |
2. | Изучение методической литературы по развитию познавательной активности учащихся. | Подбор специальной методической литературы, раскрывающей идеи развития познавательной активности учащихся на уроках химии | Ноябрь-декабрь 2017 года | Учитель химии Абрамова Л.П. |
3. | Составление метапредметных заданий по химии | Подборка метапредметных заданий | Январь 2018 года | Учитель химии Абрамова Л.П. |
II. Основной этап | ||||
1. | Внедрение метапредметных заданий по химии в учебный процесс учащихся 8 класса. | Включение метапредметных заданий в учебный план по химии 8-9 класса | Январь 2018- май 2018 года | Учитель химии Абрамова Л.П. |
2. | Введение принципов внедрения метапредметных заданий по химии в учебный процесс | Принципы внедрения заданий: 1.Включение метапредметных задач в учебный материал должно быть обоснованным, во-первых, логикой предмета и, во- вторых, значимостью изучаемого материала в общей системе знаний. В этом случае они будут способствовать не только формированию приемов мышления, но и более глубокому пониманию учебного материала. 2.Система метапредметных задач должна включать задания, требующие от ученика все более высокой ступени познавательной активности. 3.Метапредметные задания должны использоваться на всех этапах учебного процесса: при изучении нового материала; при закреплении и проверке знаний; при повторении. Эта единая направленность повышает эффективность проводимой работы. Кроме того, включение метапредметных задач в процесс закрепления и проверки знаний позволяет создать условия, в которых учащиеся самостоятельно открывают новое в уже известном, объединяя тем самым ход усвоения новых знаний и их закрепление в единый процесс. | Январь 2018 | Учитель химии Абрамова Л.П. |
3. | Формулировка памятки учащимся для решения метапредметных заданий | Памятка учащимся: 1)внимательно ознакомьтесь с условием задания, прочитав его несколько раз; 2)попробуйте своими словами сформулировать текст задания, чтобы он был более вам понятен; 3)запишите условия и требования в удобной для вас форме: с помощью символов и условных обозначений, с помощью рисунков и т.д.; 4)чётко сформулируйте цель задачи; поставьте перед собой вопрос – зачем это задание вам предложено, что нового может дать решение задачи; 5)представьте себе, что вы действуете в условиях задачи и ищите выход из затруднения; задайте себе как можно больше вопросов – почему? зачем?;
6) мысленно переберите в памяти случаи, хотя бы отдалённо напоминающие описание задания; 7)проведите аналогии и попытайтесь использовать прежний опыт в данной ситуации; старайтесь максимально использовать все имеющиеся у вас знания, приобретённые при изучении других дисциплин, почерпнутые из научно- популярной литературы, жизненного опыта, но имейте в виду, что прежний опыт не всегда приемлем в новых условиях, требующих новых знаний, и может привести к неправильным результатам; 8)составьте список недостающих данных, которые вам необходимо найти в справочной литературе; 9)попробуйте составить план действий по разрешению данной ситуации; для этого разбейте проблему на несколько составляющих её более мелких проблем, определите промежуточные задачи; 10)выдвигайте как можно больше всевозможных идей и гипотез по решению проблемы (игнорируя, очевидно, абсурдные), запишите их, помните, что не страшно выдвинуть неправильную гипотезу, обидно пропустить верную; 11)составьте для решения необходимые уравнения реакций и выпишите нужные математические уравнения, если это необходимо, преобразуйте их; 12)произведите все необходимые математические действия с заданной точностью; 13)помните, что с размерностью числовых величин выполняются те же самые алгебраические операции; несоответствие размерности полученной величины говорит о неправильности преобразований; 14)сравнивайте (оценивайте) полученные результаты, выпадение численного значения свойства объекта из определённой закономерности указывает на его аномальное поведение, что может быть причиной возникшей проблемы и является ключом к её решению; 15)проверьте полученное решение, составив и решив обратную задачу, или используя полученные результаты в новых условиях; 16)подумайте, какие ещё сведения можно получить из данного решения, постарайтесь из полученных данных вычленить и сформулировать новую проблемную ситуацию. 17)Человек, способный ставить и объяснять проблемы, – это человек с творческим мышлением! | Январь 2018 года | Учитель химии Абрамова Л.П. |
4. | Промежуточная диагностика уровня развития познавательной активности учащихся 9 класса | Выявление уровня развития мотивации учебной деятельности; внимания, памяти и уровня тревожности учащихся 9 класса в середине опыта
| Сентябрь-октябрь 2018 года | Учитель химии Абрамова Л.П. Педагог-психолог Емелина О.А. |
III.Заключительный этап | ||||
1. | Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся 9 класса в конце опыта. | Выявление уровня развития мотивации учебной деятельности; внимания, памяти и уровня тревожности учащихся 9 класса в конце опыта | Май 2019 года | Учитель химии Абрамова Л.П. Педагог-психолог Емелина О.А. |
2. | Анализ результатов с целью распространения педагогического проекта. | Позитивная динамика изменения уровня развития мотивации учебной деятельности; внимания, памяти и уровня тревожности учащихся 9 класса в конце опыта | Май 2019 года | Учитель химии Абрамова Л.П. Педагог-психолог Емелина О.А. |
9.Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.
Ожидаемые результаты: активизация познавательной деятельности учащихся по химии через решение метапредметных заданий и повышение уровня развития их познавательной активности.
Критерии оценки эффективности решения метапредметных заданий (для учителя химии):
• число обнаруженных и сформулированных проблем (поиск проблемы намного более трудоёмок и сложен, чем её последующее решение; это должно учитываться при оценке);
• число решений (правильных или близких к правильным) заданной проблемы; число подходов к решению и т. п.;
• перечисление факторов, влияющих на процесс, свойств веществ, ответственных за их поведение в описываемом явлении;
• интегративность подхода к решению проблемы, например, число привлекаемых к решению теорий из различных дисциплин, способов действий, математических операций;
• соблюдение внутренней логики науки (строение вещества → термодинамическая вероятность процесса → кинетическая сущность процесса → применение данного процесса; описание осуществляется в последовательности закономерностей перехода с низшего уровня организации вещества на более высокий);
• осуществление операций систематизации и классификации предлагаемых данных;
• расположение признаков или факторов в порядке понижения их значимости, ответственности за процесс;
• обнаружение наибольшего числа признаков общности и различия у объектов;
• число критических замечаний, выявленных недостатков и ошибок;
• качество научной речи (химического языка) легко оценивается по числу и точности использованных в описании или объяснении научных терминов.
Поэлементный анализ условия метапредметного познавательного задания осуществляется путём постановки общих и специальных вопросов, позволяющих выяснить, что требуется найти, и что дано в задании, с помощью которых намечаются предварительные преобразования условий задания для достижения искомого. Формулирование вопросов при поиске неизвестного в созданной заданием стимуляционно - мотивирующей ситуации свидетельствует о таком этапе, когда ситуация преобразуется в теоретическую (учебную) проблему, в которой неизвестное выступает как искомое, требуемое знание или умение.
10.Перспектива дальнейшего развития проекта
Согласно современным требованиям к образовательному процессу, организация учебной деятельности на уроке должна быть построена с опорой на мыслительные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы. Химия относится к числу школьных предметов с наиболее выраженными межпредметными связями. На химических уроках важно установить связующие понятия, явления, процессы с такими предметами, как математика, физика, биология, география. Интересным и познавательным становится решение не чисто химических, а физико-химических, биолого-химических задач. Они способствуют формированию целостной картины мира. Поэтому внедрение метапредметных заданий на уроках химии дает положительную динамику развития познавательной деятельности учащихся.
Список литературы
1.Сластенин В.А., Подымова Л.С.Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал.-2007№1.-с.42-49
2.Т.И. Шамова, Г.И. Щукина Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
3.Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. — М., 1975.
4. Л. Н. Толстой. Педагогические сочинения. М., 1953, стр. 340.
5. Е. А. Шишкина, О. С. Зайцева Задачи и вопросы по химии, М., Химия 1985
6.А.Н.Лямин Научно-методический электронный журнал «КОНЦЕПТ».
7.Е.Я. Голант //Советская педагогика-1971г. №7
8.М.И.Махмутов Организация проблемного обучения в школе М.,1977 г.
9.УМК по химии 8-9 классов И.И, Новошинский, Н.С.Новошинская издательства «Русское слово», г. Москва, 2013 год.
10. Научно- методический журнал «Химия в школе» №3 (2010 год),№8(2010 год), №3 (2011 год).
11. Е. А. Шишкин
«Практическая методика обучения химии»,Москва,1989 год.
12.О. С. Зайцев «Методика решения задач по химии» Москва, издательство КАРТЕК,2012 год
Приложение
I.Анализ педагогического проекта учителя химии Абрамовой Людмилы Павловны на тему:«Внедрение системы метапредметных заданий на уроках химии как одно из условий активизации познавательной деятельности одаренных детей» за период сентябрь 2017-сентябрь2018 года.
Анализ психолого-педагогической деятельности провел и составил педагог-психолог МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г.Меленки Владимирской области Емелина О.А.
Для анализа «Внедрение системы метапредметных заданий на уроках химии как одно из условий активизации познавательной деятельности одаренных детей» учителя химии выбраны следующие методики: определение уровня учебной мотивации старших подростков,
методика «Изучение мотивации старших подростков» 8-9 классы М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина, определение состояния эмоционально-волевой сферы. Тест тревожности А.М. Прихожан, определение интегральных показателей общих познавательных способностей, исследование внимания учащихся, исследование памяти учащихся Степанов П.В., Григорьев Д.В
Выявлены следующие показатели:
1.Мотивация учебной деятельности:
Цель: определение уровня школьной мотивации.
Период диагностики | высокий уровень мотивации | средний уровень мотивации |
Сентябрь 2017 г | 42,4 | 57,7
|
Сентябрь 2018 г | 48,6 | 41,4
|
Май 2018 г | 48,5 | 41,5 |
Вывод: наблюдается положительная динамика развития уровня школьной мотивации
2.Определение состояния эмоционально-волевой сферы. Тест тревожности А.М. Прихожан:
Цель: определение причин высокой тревожности.
Период диагностики | высокий уровень | умеренный уровень | низкий уровень |
Сентябрь 2017 г | 35,4 | 46,2 | 18,4
|
Сентябрь 2018 г | 35 | 47,8 | 17,2
|
Май 2018 г | 35 | 47,6 | 17,4 |
Вывод: эффективность использования метапредметных заданий на уроках химии показал: снизился уровень тревожности, повысилась самооценка учащихся, уровень школьной мотивации возрос в среднем на 20%.
3.Определение интегральных показателей общих познавательных способностей:
при исследовании понятийного мышления (абстрактно- логическое) на 2017-2018 уч. год учащиеся имеют 100% сформированность логического мышления.
4.Исследование внимания учащихся:
Период диагностики | высокий уровень распределения, переключения и объема внимания | средний уровень распределения, переключения и объема внимания
|
Сентябрь 2017 г | 70,80% | 29,10% |
Сентябрь 2018 г | 79,10% | 20,80%
|
Май 2018 г | 78% | 22% |
Вывод: наблюдается положительная динамика развития внимания, коэффициент «точность» выполнения работы у всех учащихся высокий.
5.Исследование памяти учащихся:
Период диагностики | высокий уровень запоминания и воспроизведения | средний уровень запоминания и воспроизведения | низкий уровень запоминания и воспроизведения |
Сентябрь 2017 г | 41,60% | 33,40% | 25%
|
Сентябрь 2018 г | 66,60% | 33,40% | 0%
|
Май 2018 г | 66% | 33% | 1% |
Общий вывод: эффективность использования интегральных заданий на уроках химии показал: уровень внимания вырос в среднем на 17%, процессы памяти - запоминания и воспроизведения повысился в среднем на 32%, низкий показатель отсутствует. При сравнительном анализе следует отметить развитие и личностных качеств учащихся: как наблюдательность, внимательность, настойчивость, активность, в преодолении трудностей, активность личности проявляется в постановке целей самостоятельной работы, ее планирования и самоконтроль, а для развития долговременной памяти используются различные мнемотехнические приемы.
II.Метапредметные задания к отдельным темам курса химии в 8-9 классах:
Тема: ВВЕДЕНИЕ
1.В поэме Лукреция «О природе вещей»(1 в. до н.э.) существование в природе невидимых частичек доказывается следующими фактами:
«Ветер, во-первых, неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит.
…Стало быть, ветры-частицы, незримые нами,
Раз и по свойствам своим и по действиям могут сравниться
С водами мощными рек, обладающих видимым телом.
…Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем. Как в ноздри они проникают.
…И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет.
Видеть, однако, нельзя, кА влага на нем оседает,
Как и не видно того, как от зноя она исчезает.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего взора».
Вопросы:а) Упоминаются ли здесь химические явления?б) Как называются частицы, о которых говорится в сочинении, на языке современной науки?
2. В книге Бойля «О происхождении форм и качеств» существование невидимых частичек доказывается следующими фактами: «Хотя атомы серы и ртути в веществе, называемом киноварью, тесно спаяны между собой, совместно улетучиваются при возгонке, не будучи разделяемы огнем. … однако, прекрасно известно, что при тесном смешении киновари с железом атомы железа сильнее соединяются с атомами серы, и вследствие этого из ярко-красной киновари мы получаем ртуть».
Вопросы:а) Где говорится о физическом явлении?б) Где говорится о химическом явлении?в) Где говорится о ртути как о простом веществе?
3.В приведенные ниже предложения вставьте пропущенные слова «молекула», «атом»:
а) … углекислого газа состоит из … углерода и кислорода;
б) … спиртовой лак представляет собой смесь … смолы и … спирта;
в) … кислорода состоит из … кислорода;
г) при растворении сахара в воде … сахара распределяются между … воды;
д) в состав воздуха входят … кислорода, азота, углекислого газа.
Тема: ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ
1. Максимальная концентрация этого элемента отмечена в пигментной сетчатке глаза. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …6s2 6p0. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.(Ответ: барий)
2. Северная орхидея венерин башмачок растет на почвах, богатых этим элементом. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …4s24p0. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.(Ответ: кальций)
3. По содержание этого элемента можно определить пол человека: в женском организме его в 2 раза больше. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …6s1 6p0. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.(Ответ: золото).
4. Максимальная концентрация этого элемента отмечена в твердых тканях зубов. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …3s23p0. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.(Ответ: магний)
5. При недостатке этого элемента приостанавливается рост растений, задерживается созревание плодов. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …3s23p3. Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента.(Ответ: фосфор).
Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПО ЭЛЕКТРОННЫМ ФОРМУЛАМ
1. Этот химический элемент преимущественно концентрируется в ногтях. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d3.(Ответ: ванадий).
2. Розовые лепестки роз при избытке этого элемента становятся голубыми и даже черными. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 3d10.(Ответ: медь).
3. Карликовость деревьев некоторых районов Бразилии объясняется избытком этого элемента. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d10 4p6.(Ответ: свинец).
4. Этот химический элемент преимущественно концентрируется в слизистой оболочке языка. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d10 4p6.(Ответ: олово).
5. Избыток некоторого элемента делает древесину березы неестественно зеленой. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d10 4p6.(Ответ: барий).
Тема: МЕТАЛЛЫ
Задача №1 Цинк
Оптимальная интенсивность поступления цинка в организм 15 мг/день, суточная потребность составляет 50 мг/сутки. Дефицит цинка может развиваться при недостаточном поступлении этого элемента в организм (1 мг/день и менее), а порог токсичности составляет 600 мг/день. В организм человека 99% цинка попадает с пищей. Особенно много цинка содержится в говядине, печени, устрицах (400 мг в 100 г продукта), пшеничных зародышах. Цинк поступает в растение в виде иона Zn2+ . Для лучшего усвоения цинка организмом необходимы витамины А и В6. Усвоению цинка препятствуют медь, марганец, железо и кальций. В организме взрослого человека содержится 3 г/70кг. Цинк можно обнаружить во всех органах и тканях:
мышцы | кости | ногти | печень | волосы |
240 мг в 1кг | 170 мг в 1кг | 300 мг в 1кг | 150 мг в 1кг | 400 мг в 1кг |
Ежедневно около 11 мг цинка выводится из организма, 5% из них выводится с мочой. В медицине цинксодержащий препарат сульфат цинка используется для лечения дефицита цинка, болезней кожи, волос, ногтей, цирроза печени, и при заживлении ран. Препарат не совместим с карбонатами, фосфатами, сульфитами – осаждение не растворимых солей цинка; с восстановленным магнием выпадает осадок цинка.
Вопросы к тексту: 1) Подсчитайте, сколько миллиграммов цинка поступает в организм; а) с продуктами питания; б) с другими источниками поступления ( например: с воздухом и т.д); 2) Сколько молей цинка попадает с пищей в организм человека?3) Вычислите, в каких процентах находится цинк в органах и тканях человека и запишите полученный результат в таблицу.
печень | мышцы | кости | ногти | волосы |
| | | | |
4) В каком органе цинк наибольшей степени концентрируется?
5) Вычислите, сколько граммов устриц необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность организма в цинке.
6) Напишите электронную формулу иона цинка.
7) Как грамотно принимать цинксодержащие препараты? Напишите инструкцию по применению цинксодержащих препаратов. Воспользуйтесь заготовкой такой инструкции.
Задание№ 2 «Медь». Среднее содержание меди в человеческом организме: 150 мг/70 кг. В организм медь поступает в основном с пищей. В некоторых овощах и фруктах содержится до 230 мг % меди. Много меди содержится в морских продуктах, бобовых, капусте, картофеле, крапиве. Содержание меди в 100 г. огурцов составляет 8,4 мг. В желудочно-кишечном тракте адсорбируется до 95% поступившей в организм меди. В крови медь связывается с сывороточным альбумином (12-17%), аминокислотами (10-15%), транспортным белком (12-14%). Оптимальная интенсивность поступления меди в организм составляет 2-3 мг/сутки. Суточная потребность организма в меди-2 мг. Медьсодержащий препарат: при ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5% -ным раствором сульфата меди.
1. Сколько молей меди содержится в организме человека.
2. Подсчитайте, сколько миллиграммов меди связывается при оптимальном поступлении: а) с сывороточным альбумином; б) с аминокислотами; в) транспортным белком .
3. Вычислите, сколько граммов огурцов необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность организма в меди. (Ответ: 23,8 г)
4. В минеральной воде обнаружены ионы железа(Fe3+), алюминия, хлорид- ионы, иодид- ионы, нитрат- ионы, сульфат- ионы, сульфит –ионы. Какие из них могут повлиять на доступность меди (Сu+) организму человека при приеме медьсодержащих препаратов и почему?
5.Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл раствора сульфата меди, необходимого для смачивания обожженного фосфором кожи. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора.
Задание №3 «Марганец». Соединения марганца в основном поступают в организм с пищей. Много марганца содержится в ржаном хлебе, пшеничных и рисовых отрубях, сое, горохе, свекле (содержание марганца в 100 г. свеклы составляет 0,65 мг). Марганец поступает в растение в виде иона Мп2+. В теле человека содержится 2,2∙ 1020 атомов марганца. Среднесуточная потребность в марганце человека составляет 5-9 мг. Биоусвояемость марганца невысока, всего 3-5%. Оптимальная интенсивность поступления марганца в организм 5-9 мг/день; уровень, приводящий к дефициту, и порог токсичности оцениваются в 1 и 40 мг/день соответственно. В медицинской практике для промывания ран применяют раствор перманганата калия с w=0,5% (р=1 г/мл).
1. Подсчитайте, сколько молей марганца содержится в организме человека.
2. Вычислите, сколько граммов свеклы необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить суточную потребность (9 мг) организма в марганце. (Ответ: 1384 г)
3. Напишите электронную формулу иона марганца.
4. Подсчитайте, сколько миллиграммов марганца усваивается организмом человека.
5. Для обработки ран вы должны приготовить раствор перманганата калия, а в наличии оказался 10 г. препарата. Какой объем раствора сможете приготовить из такого количества перманганата калия, если плотность раствора должна быть 1 г/мл.
Задание №4 «Молибден». За сутки в организм взрослого человека поступает вместе с пищей около 0,3 мг молибдена. Более половины поступившего в желудочно-кишечный тракт молибдена всасывается в кровь. Затем, около 80% поступившего в кровь молибдена, связывается с белками и транспортируется по всему организму. В организме молибден скапливается в печени (0,5 мг/кг), а в крови распределяется равномерно. Накопления молибдена в организме млекопитающих не происходит. Растворимые соединения молибдена выводятся из организма с мочой ( 0,15мг) и калом. Тетрамолибдат аммония применяется в медицине для лечения опухолей мозга.
1. Подсчитайте, сколько миллиграммов молибдена: а) всасывается в кровь, б) связывается с белками.
2. Подсчитайте, сколько молей молибдена поступает в организм человека.
3. Подсчитайте, сколько атомов молибдена выводится: а) через почки; б) в целом из организма человека.
4. Подсчитайте, какой процент молибдена выводится с мочой.
5. Вычислите молярную массу тетрамолибдата аммония.
Задание №5 «Калий». Число атомов калия в теле человека составляет 2,2*1024. Содержание калия в пище жителей разных стран колеблется от 1800 до 5600 мг. В США рекомендуемая минимальная величина суточного потребления калия установлена в размере не менее 2000 мг для лиц 18-летнего возраста. Для людей старшего возраста к этой величине прибавляют количество лет отдельного индивидуума: например, для людей в возрасте 50 лет этот показатель равен 2000+50=2050. Биоусвояемость калия организмом составляет 90-95%. Соли калия легко всасываются и быстро выводятся из организма с мочой (3,4 г), потом (до 0,3 г) и через желудочно-кишечный тракт (0,4 г). Калийсодержащий препарат: перманганат калия. Препарат не совместим в жидких лекарственных формах с восстановителями – взаимное разложение; с бромидами, йодидами, хлоридами – выделение свободных галогенов; с солями двухвалентного железа – образование трехвалентного железа; с хлористоводородной кислотой и ее солями образует свободный хлор, с аммиаком - нитраты.
1. Подсчитайте, сколько граммов калия содержится в теле человека?
2. Подсчитайте, сколько граммов калия усваивается организмом человека в возрасте 60 лет;
3. Подсчитайте, сколько молей калия выводится из организма а) через желудочно-кишечный тракт; б) с мочой.
4. В больнице для промывания горла пациенту назначили 0,5% -ный раствор перманганата калия, а в наличии оказался только 6%-ный раствор этого вещества. Сколько воды и 6%-ного раствора потребуется, чтобы приготовить 1кг 0,5 % раствора перманганата калия.
5. Как грамотно хранить жидкие препараты перманганата калия?
Тема: ВЫВОД ФОРМУЛ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
1. Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит скелет простейших морских животных аконтарий, если массовые доли элементов в нем составляют: 47,54 %(Sr), 17,48 %(S), 34,97 %(O).
(Ответ: SrSO4).
2. Для мечения территории вилорог использует вещество состава 59,41 % (С), 8,91 %(Н), 31,68 %(О). Определите молекулярную формулу вещества.
(Ответ: С5Н9О2).
3. При укусах муравьев на коже возникает чувство жжения за счет действия этой кислоты. Установите ее молекулярную формулу, если массовые доли элементов в ней составляют: 26,08 %(С), 4,35 %(Н), 69,56 %(О). (Ответ: НСООН).
4. Определите молекулярную формулу «бариевой каши», используемой медиками (ее дают пациентам перед просвечиванием желудка), если массовые доли элементов в ней составляют: 58,79 %(Ва), 13,73 %(S), 27,46 %(О).(Ответ: ВаSO4).
5. В некоторых растениях, произрастающих в Южной Африке и Австралии, содержится соль- сильный яд. Менее одного грамма свежих листьев таких растений достаточно, чтобы убить барана. Установите молекулярную формулу этого яда, если массовые доли элементов в нем составляют: 16,38 %(F), 20,68 %(C), 1,73 %(H), 27,58 %(O), 33,62 %(K).
(Ответ: FCH2COOK).
6. Лечебный эффект алое во многом обусловлен алоээмодином. Определите его молекулярную формулу, если массовые доли элементов в нем составляют: 66,42 % (С), 4,06 %(Н), 29,52 %(О) (Ответ: С15Н11О5).
30
Спицына Любовь Ивановна
Панагушина Елена Аркадьевна