Внеклассное занятие «Что такое национальность?» (3–4 классы)
Что такое национальность?
PPTX / 1.52 Мб
/data/files/a1670697469.pptx (Что такое национальность?)Внеклассное занятие по теме «Что такое национальность?»
Целевая аудитория: обучающиеся 3 – 4 классов.
Цель: развитие дружеских отношений между представителями разных национальностей, укрепление культурного взаимодействия народов, проживающих на территории Архангельской области.
Задачи:
Создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению культуры этнических групп.
Воспитание чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Архангельской области.
Формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.
Формирование уважения к окружающим, такта, деликатности, внимания.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся выявят важность установления взаимопонимания и взаимоуважения между представителями разных национальностей, научатся исследовать и понимать богатство многонациональной культуры нашей области.
Метапредметные: обучающиеся научатся точно и грамотно выражать свои мысли; осуществлять анализ объектов, выделять признаки культурной неповторимости и богатства многонационального народа.
Личностные: формирование уважения к многонациональной культуре и ее представителям; обучающиеся получат опыт публичного выступления; развитие стремления быть толерантным.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация
Подготовительная работа: подготовка сообщений обучающимися.
Организационный момент.
Учитель: - Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы» сильней, чем «я».
Мы – семья и мы – друзья.
Учитель: - Все готовы? Молодцы! Начинаем я и ты.
Мотивационно - целевой этап.
Учитель: - Взгляните на доску и познакомьтесь с нашей темой. Как вы думаете, что нам предстоит сделать, что узнать, что понять, чему научиться.
Обучающиеся делятся своими предположениями, мыслями.
Учитель подытоживает высказывания. Обучающиеся формулируют цель: определить, что такое национальность, семья, народ
Проблемное задание: Подумайте, необходимо ли уважительно относиться к людям другой национальности?
Работа над темой занятия.
А) Значение слов «семья» и «род».
Учитель: - Прочтите и определите, какие слова пропущены.
Обучающиеся знакомятся с содержание слайда.
Слайд 1.
«… и … - это первые объединения людей. Они возникли много тысяч лет назад и по-прежнему имеют большое значение для человека. … - это люди, которые считают себя потомками общего предка по материнской или отцовской линии» [1, с.38]
Обучающиеся предлагают свои варианты. Искомые слова «род» и «семья»
Учитель: - Определите, что такое семья? Что объединяет в себе понятие род?
Ответы обучающихся.
Учитель: - Обобщим ваши ответы. Значит, семья - это близкие люди, связанные духовно, проживающие вместе. Это кровные родственники. В слове «родственники» корень «род», то есть люди, связанные с общим предком. Благодаря чему возникает родство между людьми? (Ответы обучающихся) Конечно, это любовь.
- Но родство бывает не только по рождению. Иногда семьи усыновляют или удочеряют детей. Приёмные дети становятся близкими родственниками. Любая семья имеет свою родословную. Получается, чем древнее народ, тем и длиннее родословная.
Б) Страничка истории.
Учитель: - Мы с вами проживаем на территории Архангельской области. И возможно родословные ваших семей начинаются ещё с XIII века.
Слайд 2. Карта Архангельской области.
Сообщение №1: Берега Белого моря, Северной Двины, Онеги и Пинеги постепенно заселили крепостные, бежавшие из средней полосы России. В большинстве своём это были выходцы из Новгорода. Они создавали семьи с коренным населением – карелами, коми, лопарями. В XIII веке край получил название «Русского Поморья», а потомков первых поселенцев стали называть «поморами». Они занимались рыболовством, промышляли охотой на тюленей, моржей, китов, белых медведей. И потянулись сюда люди из других краёв и волостей.
В) Национальности нашей области.
Учитель: - Сейчас мы с вами жители многонациональной области. Здесь проживают представители 108 национальностей, Численность составляет
1 136 535 чел. (2020 г.).
Слайд 3.
Национальность Численность (чел.) % от указавших национальность
Русские 1148821 95,58 % Украинцы 16976 1,41 %
Ненцы 8020 0,67 % Белорусы 5810 0,48 %
Коми 4583 0,38 % Азербайджанцы 2605 0,22 %
Татары 2335 0,19 % Чуваши 1357 0,11 %
Армяне 1042 0,09 % Молдаване 957 0,08 %
Цыгане 898 0,07 % Немцы 848 0,07 %
Мордва 553 0,05 % Марийцы 545 0,05 %
Удмурты 509 0,04 % Узбеки 435 0,04 %
Таджики 401 0,03 % Башкиры 394 0,03 %
Лезгины 394 0,03 % Поляки 390 0,03 %
Индийцы 368 0,03 % Грузины 347 0,03 %
Евреи 307 0,03 % Литовцы 287 0,02 %
Казахи 255 0,02 %
Г) Что такое национальность?
Учитель: - А что же такое национальность? (Ответы обучающихся)
Вывод: - Национальность — принадлежность человека к определённой нации или к определённому национальному государству.
Учитель: - Чем же народы отличаются друг от друга?
Ответы обучающихся: - Язык, традиции, народные костюмы, культура, внешние особенности.
Учитель: - Но какими бы разными не были народы, они проживают на одной земле, а значит в одной большой семье. Как вы, обучаясь в одном классе, являетесь очень разными, а в чём-то похожими друг на друга, так и народы, проживающие здесь, являются самобытными разными, но в то же время имеющие что-то общее. Следует отметить, что жители нашей области отличаются мирным и дружественным характером, здесь характерны отсутствие напряженности, противостояния, конфликтов. При этом представители народов, проживающие в нашей области, могут свободно соблюдать свои традиции, обряды, вероисповедание. Вот несколько примеров о мирном сосуществовании народов нашей области.
Слайд 4.
Сообщение №2: В Архангельской губернии песни на Рождество известны под названием «виноградье». Славить Рождество было в обычае еще в ХVII веке. Раньше Рождество праздновали 25 декабря, как делают это сейчас протестанты и католики. Именно на Рождество в архангельских семьях ставили елку, и с этого дня начиналось истинное веселье. А вот, кстати, традиция украшения ёлки сугубо христианская. [2, с.14]
Д) Национальные праздники.
Слайд 5.
Сообщение №3: В Городе Архангельске уже несколько раз отмечался праздник Новруз-байрам. Этот праздник появился более трёх тысяч лет назад как праздник земледелия. Его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря, который зависел от весеннего равноденствия. Праздник символизирует обновление человека и природы. Этот весенний праздник появился еще в те времена, когда люди поклонялись языческим Богам и верили в то, что если их задобрить, то как минимум один год они будут жить спокойно. И хотя современные люди больше не верят в языческих Богов, в этот праздник они вкладывают похожий смысл. Они верят в то, что именно в этот день наступает весна, которая приносит на землю период полного обновления, духовного роста и расцвета доброты. Новруз-байрам широко отмечают в Казахстане, Башкирии, Татарии, странах Азии.
Слайд 6.
Сообщение №4: Для Архангельской области Сабантуй давно стал традиционным праздником. Он укрепляет родственные и семейные
связи, способствует культурному обмену и поддержанию добрососедских отношений между народами, несмотря на то, что корни праздника уходят в историю татарского народа. Похожие праздники проходят у чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов. На архангельском Сабантуе, самом северном, гости смогут стать участниками или болельщиками традиционных спортивных соревнований, отведать национальных блюд и посмотреть праздничный концерт.
Е) Площадь Дружбы народов.
Слайд 7.
Учитель: - Мы живём в удивительном крае, где всем находится место. Наша область добрых людей. В Архангельске есть площадь Дружбы народов. В августе 2020 года «Совет национальностей города Архангельска и Архангельской области" принял решение о благоустройстве зеленой зоны на этой площади с установкой памятного знака.
Подведение итогов.
Учитель: - Почему важно уважать другие народности? В чем определяется принадлежность людей к одной национальности? Ответьте, мы достигли целей, которые ставили в начале нашей встречи? И как вы ответите на проблемный вопрос: необходимо ли уважительно относиться к людям другой национальности? (Ответы обучающихся)
Рефлексия.
Учитель: - Определите, что нам удалось добиться на занятии вместе, что сумели лично вы сами, что узнали, что удивило, что заинтересовало. (Ответы обучающихся)
Учитель: - Всем спасибо за участие и за работу.
Приложение
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7
Литература:
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4-5 классы» Москва. Просвещение 2013 год.
«Празднично-обрядовая культура Архангельской области» Библиографический указатель / Управление культуры и молодежной политики мэрии города Архангельска, Муницип. учреждение культуры муницип. образования «Город Архангельск» «Централиз. библ. система», Центральная городская библиотека имени М. В. Ломоносова. Составитель Г. И. Попова. Архангельск, 2014.
9