Внеклассное занятие - дидактический театр«Единство истории и музыки в школьном музее народных инструментов им. Л.С. Малышевского»

2
0
Материал опубликован 17 April

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ДИНАМОВСКИЙ

НОВОБУРАССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Россия, 412572, Саратовская область,

Новобурасский район, п. Динамовский

Тел 8-845-57-2-01-00 E-mail: dinbur2011@mail.ru










внеклассное занятие -

дидактический театр


«Единство истории и музыки в школьном музее

народных инструментов им. Л.С. Малышевского»





Автор работы:

Кондратюк Елена Сергеевна

учитель истории и обществознания


















2024 год



Пояснительная записка


Дидактический театр: «Единство истории и музыки в школьном музее народных инструментов им. Л.С. Малышевского», как внеклассное занятие разработан для обучающихся 6 класса.

Данное мероприятие поможет усвоению материала в 6 классе по Истории России (УМК Торкунова А.В.) - тема «Культурное пространство и культура Руси», которая удачно интегрируется с темой «Народное искусство Древней Руси» предмета «Музыка» (УМК Сергеевой Г. П., Критской Е.Д.).

Форма занятия: дидактический театр. Оригинальность данной формы проведения в том, что материал усваивается учащимися в непринужденной, игровой, активной форме. Дети осуществляют ролевые действия, имитируют игру в школьном оркестре народных инструментов. (фото проведенного занятия в приложении)


Образовательные технологии: технология группового обучения, игровая технология.


Методы: словесный, наглядный.


Цель: расширить знания об истории русского народа посредством знакомства учащихся с русскими народными инструментами и музыкальными произведениями, содействовать развитию их коммуникативной культуры.


Задачи занятия:


Образовательные: 


-продолжить знакомство учащихся с русскими народными инструментами и народной музыкой;

-углубить представлений учащихся о музыкальной культуре русского народа.


Развивающие:


-развивать у учащихся чувство прекрасного;

-способствовать сплочению коллектива, помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности.


Воспитательные:

-воспитание уважения и любви к народной музыке;

-привить любовь к родной культуре, истории.


Планируемые результаты:


Личностные:


-расширение представлений об опыте человечества;

-повышение мотивации к учебно-творческому процессу.


Метапредметные:


Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формирование устойчивого интереса к уроку через взаимосвязь учебных предметов.

Регулятивные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, постановка и выполнение целей; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями других учеников при выработке общего решения; развивать коммуникативные навыки; создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности.


Предметные результаты:


- знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; возможности русских народных музыкальных инструментов;

- выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, музыкально-творческой деятельности.


Оборудование: ноутбук, колонки, запись народных песен, реквизит музея - русские народные инструменты; методический, раздаточный материал.


Музыкальный материал:

- русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени»;

- русский народный наигрыш «Трепак»;

русская народная песня «Коробейники»;

русская народная мелодия «Выйду я на улицу»;

- русская народная песня «Светит месяц»;

- русская народная песня «Я на горку шла».


Ход занятия:


Организационный момент


Звучит русская народная песня «Светит месяц»

Учитель: Здравствуйте, ребята. В нашем музее нужно соблюдать спокойствие и порядок. Свои впечатления вы сможете оставить в конце нашей встречи в «Книге отзывов».


Целеполагание


Учитель:  Сегодня в нашем музее вы познакомитесь с музыкальными русскими народными инструментами, которые знакомы и близки любому человеку. Узнаем об истории зарождения этих инструментов. Прослушаем русскую народную музыку.

Звучит русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов. На фоне музыки учитель читает стихотворение.

Музеев в мире много есть!

И удивительных и странных.

Музей Московского метро,

Алмазный фонд, музей Тюсо –

Тех восковых фигур прекрасных.

А мы создали свой музей,

Чтобы порадовать друзей.

Завлечь сюда людей прекрасных.

Названье дали «Наш - народный».

Смотрите выставку свободно.


Учитель:  Дорогие, ребята! История нашего музея уходит в далекое прошлое в 1989 год, когда в нашей школе был организован оркестр русских народных инструментов «Задоринки».

Фото ансамбля на стеллаже и альбоме Памяти


Учитель: Ребята, кого вы видите на этой фотографии?

Ученики: музыкантов

Учитель: Чем занимаются музыканты на фотографии?

Ученики: Играют на музыкальных инструментах

Учитель: А кто знает, какие это инструменты?

Ученики: Балалайка, баян, гармонь

Учитель: Какому народу принадлежат эти инструменты?

Ученики:  русскому народу

Учитель: Молодцы! Так о чем в нашем музее мы можем и хотим узнать?

Ученики: Об истории русских народных инструментах. Как они появились. Как можно создать ансамбль или оркестр.


Актуализация знаний


Звучит русский народный перепляс «Трепак».

Учитель: Русские люди и наш оркестр играли на различных русских народных инструментах. А знаете ли Вы, почему наш музей носит имя Малышевского Л.С.

Ученики:  хотели бы знать.

Учитель: В 1983 году Малышевский Леонид Семенович окончил Московский государственный институт культуры и распределению попал в Новобурасский район п. Динамовский. Леонид Семенович организует молодежный вокально-инструментальный ансамбль, о котором с восторгом вспоминают старожилы села. Каждое выступление ВИА «Динамо» - это сельская феерия.

Ребята, а давайте сегодня представим, что мы участники школьного оркестра, слава которого гремела в 80-90-х годах прошлого века.

Обратите внимание на этот экспонат нашего музея - балалайку. Балалайка древний русский народный инструмент - музыкальный символ русского народа. Звук балалайки звонкий, но мягкий. Балалайка должна иметь три струны и так называемый «балалаечный» строй. Никакие другие строи балалайки: гитарный, минорный и другие – для игры по нотам не используются. Балалайки бывают разные: альт, прима, бас и т.д.

Ребята, возьмите в руки балалайки.

Звучит русская народная мелодия в исполнении балалайки «Коробейники». Несколько учеников имитируют игру на музыкальном инструменте.

Учитель: Ребята, как прозвучала музыка, весело или грустно? Быстро или медленно? Что нам с вами захотелось сделать под эту музыку

Ученики: Весело. Быстро. Танцевать.

Учитель: Молодцы. Вы все верно ответили.

А теперь послушайте, как о народной музыке сказал поэт Геннадий Серебряков:

        Ты откуда, русская, зародилась музыка?

         То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

         В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

         Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

         В чьем ты сердце билась? С самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

         Пролетели утки - уронили дудки.

         Пролетели гуси - уронили гусли.

         Их порою вешней нашли, не удивились.

         Ну а песня? С песней на Руси родились. [1]

Учитель: Ребята, слышите, какая прекрасная музыка звучит? А вы узнали, что за инструмент звучит?

Ученики: Баян

Учитель: Правильно, ребята.

Ребята подходят к следующему экспонату – баяну.

Учитель: Эти прекрасную музыку можно сыграть на этом музыкальном инструменте – баян (обращает внимание детей на экспонат – баян). А кто знает, как нужно играть на баяне?

Ученики: Дети имитируют игру на баяне.

Учитель: Может, мы послушаем музыку в исполнении профессиональных баянистов.

Исполнение русской народной мелодии «Выйду я на улицу».

Учитель: Ребята, вам понравилось?

Ученики: Да!

Учитель: Баян – русский, традиционный инструмент, это ручная гармоника хроматического типа, иногда его еще называют мини орган - из-за своего могучего, немного похожего звучания. Музыкальный инструмент, имеет несколько рядов круглых кнопок справа (обычно это 3 или 5-рядные) – для игры отдельными нотами, а также имеется клавиатура слева.

Учитель: Ребята, я приглашаю вас к следующему экспонату - домра. Берёт инструмент в руки.

Учитель: Этот инструмент с таким красивым звучанием называется – домра. Давайте послушаем сообщение, которое приготовила ученица нашего класса.

Сообщение обучающегося о домре (опережающее задание).

Ученик: старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя, а иногда и четырьмя струнами. Играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки. Виды домр: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. Историческая судьба домры почти трагична. Этот инструмент был забыт и воссоздан в наше время. Сегодня домра – это молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся не только с народными музыкальными инструментами и народной музыкой, но и с историей создания русских народных инструментов. Нам ребята приготовили сообщение.

- А как это происходило, нам сейчас расскажет «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». [2]

Рассказывают ученики, каждый в руках держит соответствующий музыкальный инструмент:

1 ученик. Давно это было. Жили-поживали себе в маленькой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи: колотушка, ложки деревянные, рубель, рожок да трещотки (демонстрируют музыкальные инструменты).

2 ученик. Жили они в небольшой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

3 ученик. Колотушка помогала хозяину, когда был его черед по деревушке с дозором ходить.

4 ученик. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

5 ученик. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

1 ученик. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

2 ученик. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

3 ученик. Появились в той деревушке однажды скоморохи. Так в старину на Руси называли бродячих певцов, артистов и музыкантов. Ходили по улицам скоморохи и распевали веселые песни. В субботний день на ярмарочной площади скоморохи давали представление. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на то веселое представление скоморохов.

4 ученик. В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли, балалайка и домра.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

5 ученик. Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. Они расспрашивали, а музыкальные инструменты с радостью рассказывали удивительные истории о своих путешествиях с хозяевами - скоморохами по белому свету, о том, как им весело живется

1 ученик. Захотелось тогда полезным вещам тоже приносить не только пользу, но и радость дарить, музыку исполнять. Сжалились над ними инструменты и предложили отправиться с ними, ведь с друзьями путешествовать всегда веселей.

2 ученик. С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов (все вместе произносят). Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

Учитель: Ребята, а если мы сейчас возьмём в руки все эти инструменты и все вместе начнём играть то, что у нас получится?

Ученики: Оркестр (ансамбль).

Учитель: А хотите сыграть в ансамбле?

Ученики: Да!

Учитель: Звучит русская народная песня «Я на горку шла». Происходит имитация игры.

Учитель: Ребята, сейчас мы проверим, что вы знаете о музейных экспонатах (народных инструментах) нашей школы. Отгадайте загадки.


1. Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У неё лишь три струны,

Но она любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет: «трень» да «брень» (Балалайка)


2.Ими друг о друга бьют,

А они в ответ поют

И блестят, как две копейки,

Музыкальные… (Тарелки)


3.За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких… (Ложках)


4.У нее вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть — не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается. (Гармонь)


5.Все мы очень любим слушать

Как поет у нас Тамара,

И в руках её послушна

Шестиструнная… (Гитара)


6.В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поет-заливается.

Как называется? (Дудочка)


7.Сверху кожа, снизу тоже,

В середине пусто.

Бьёт его, а он гремит,

В ногу всем шагать велит. (Барабан)


8.На концерте выступала

Наша милая Татьяна,

Как звезда она играла

Целый час на… (Фортепьяно)

Учитель: Молодцы, ребята! Наша экскурсия, к сожалению, подходит к концу. И я хочу обратить внимание на нашу «Книгу отзывов».

V. Итог

Учитель: Итак, друзья, где мы сегодня с вами побывали?

Что нового мы узнали в нашем музее?

А с какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?

Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось?

VI. Рефлексия


Учитель: Ребята, какое настроение сопровождало и какое впечатление осталось у вас в конце нашей экскурсии по музею русских народных инструментов: радостное или грустное?

Свои впечатления вы сможете оставить в «Книге отзывов» и прикрепите ваши смайлики (подготовлены заранее) на страницы книги.



Под русскую народную песню «Коробейники» дети прикрепляют смайлики в «Книгу отзывов».

Учитель: комментирует настроение ребят.

Учитель: Молодцы, ребята! Я очень рада нашей с вами встречи и приглашаю ещё не раз посетить наш музей.

Выход из музея под русскую народную мелодию.


Использованные источники:


https://stihi.ru/2021/12/22/6709 / Геннадий Серебряков

https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-muzyki-russkii-narodnyi-folklor.html / «Русский народный фольклор»

















приложение: фото интегрированного урока -

дидактический театр «Единство истории и музыки в школьном музее народных инструментов им. Л.С. Малышевского»




t1713352172aa.jpg


t1713352172ab.jpg










t1713352172ac.jpg


t1713352172ad.jpg









t1713352172ae.gif














t1713352172af.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации