Внеклассное занятие - дидактический театр«Единство истории и музыки в школьном музее народных инструментов им. Л.С. Малышевского»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ДИНАМОВСКИЙ
НОВОБУРАССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Россия, 412572, Саратовская область,
Новобурасский район, п. Динамовский
Тел 8-845-57-2-01-00 E-mail: dinbur2011@mail.ru
внеклассное занятие -
дидактический театр
«Единство истории и музыки в школьном музее
народных инструментов им. Л.С. Малышевского»
Автор работы:
Кондратюк Елена Сергеевна
учитель истории и обществознания
2024 год
Пояснительная записка
Дидактический театр: «Единство истории и музыки в школьном музее народных инструментов им. Л.С. Малышевского», как внеклассное занятие разработан для обучающихся 6 класса.
Данное мероприятие поможет усвоению материала в 6 классе по Истории России (УМК Торкунова А.В.) - тема «Культурное пространство и культура Руси», которая удачно интегрируется с темой «Народное искусство Древней Руси» предмета «Музыка» (УМК Сергеевой Г. П., Критской Е.Д.).
Форма занятия: дидактический театр. Оригинальность данной формы проведения в том, что материал усваивается учащимися в непринужденной, игровой, активной форме. Дети осуществляют ролевые действия, имитируют игру в школьном оркестре народных инструментов. (фото проведенного занятия в приложении)
Образовательные технологии: технология группового обучения, игровая технология.
Методы: словесный, наглядный.
Цель: расширить знания об истории русского народа посредством знакомства учащихся с русскими народными инструментами и музыкальными произведениями, содействовать развитию их коммуникативной культуры.
Задачи занятия:
Образовательные:
-продолжить знакомство учащихся с русскими народными инструментами и народной музыкой;
-углубить представлений учащихся о музыкальной культуре русского народа.
Развивающие:
-развивать у учащихся чувство прекрасного;
-способствовать сплочению коллектива, помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности.
Воспитательные:
-воспитание уважения и любви к народной музыке;
-привить любовь к родной культуре, истории.
Планируемые результаты:
Личностные:
-расширение представлений об опыте человечества;
-повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Метапредметные:
Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формирование устойчивого интереса к уроку через взаимосвязь учебных предметов.
Регулятивные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, постановка и выполнение целей; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями других учеников при выработке общего решения; развивать коммуникативные навыки; создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности.
Предметные результаты:
- знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; возможности русских народных музыкальных инструментов;
- выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, музыкально-творческой деятельности.
Оборудование: ноутбук, колонки, запись народных песен, реквизит музея - русские народные инструменты; методический, раздаточный материал.
Музыкальный материал:
- русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени»;
- русский народный наигрыш «Трепак»;
- русская народная песня «Коробейники»;
- русская народная мелодия «Выйду я на улицу»;
- русская народная песня «Светит месяц»;
- русская народная песня «Я на горку шла».
Ход занятия:
Организационный момент
Звучит русская народная песня «Светит месяц»
Учитель: Здравствуйте, ребята. В нашем музее нужно соблюдать спокойствие и порядок. Свои впечатления вы сможете оставить в конце нашей встречи в «Книге отзывов».
Целеполагание
Учитель: Сегодня в нашем музее вы познакомитесь с музыкальными русскими народными инструментами, которые знакомы и близки любому человеку. Узнаем об истории зарождения этих инструментов. Прослушаем русскую народную музыку.
Звучит русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов. На фоне музыки учитель читает стихотворение.
Музеев в мире много есть!
И удивительных и странных.
Музей Московского метро,
Алмазный фонд, музей Тюсо –
Тех восковых фигур прекрасных.
А мы создали свой музей,
Чтобы порадовать друзей.
Завлечь сюда людей прекрасных.
Названье дали «Наш - народный».
Смотрите выставку свободно.
Учитель: Дорогие, ребята! История нашего музея уходит в далекое прошлое в 1989 год, когда в нашей школе был организован оркестр русских народных инструментов «Задоринки».
Фото ансамбля на стеллаже и альбоме Памяти
Учитель: Ребята, кого вы видите на этой фотографии?
Ученики: музыкантов
Учитель: Чем занимаются музыканты на фотографии?
Ученики: Играют на музыкальных инструментах
Учитель: А кто знает, какие это инструменты?
Ученики: Балалайка, баян, гармонь
Учитель: Какому народу принадлежат эти инструменты?
Ученики: русскому народу
Учитель: Молодцы! Так о чем в нашем музее мы можем и хотим узнать?
Ученики: Об истории русских народных инструментах. Как они появились. Как можно создать ансамбль или оркестр.
Актуализация знаний
Звучит русский народный перепляс «Трепак».
Учитель: Русские люди и наш оркестр играли на различных русских народных инструментах. А знаете ли Вы, почему наш музей носит имя Малышевского Л.С.
Ученики: хотели бы знать.
Учитель: В 1983 году Малышевский Леонид Семенович окончил Московский государственный институт культуры и распределению попал в Новобурасский район п. Динамовский. Леонид Семенович организует молодежный вокально-инструментальный ансамбль, о котором с восторгом вспоминают старожилы села. Каждое выступление ВИА «Динамо» - это сельская феерия.
Ребята, а давайте сегодня представим, что мы участники школьного оркестра, слава которого гремела в 80-90-х годах прошлого века.
Обратите внимание на этот экспонат нашего музея - балалайку. Балалайка древний русский народный инструмент - музыкальный символ русского народа. Звук балалайки звонкий, но мягкий. Балалайка должна иметь три струны и так называемый «балалаечный» строй. Никакие другие строи балалайки: гитарный, минорный и другие – для игры по нотам не используются. Балалайки бывают разные: альт, прима, бас и т.д.
Ребята, возьмите в руки балалайки.
Звучит русская народная мелодия в исполнении балалайки «Коробейники». Несколько учеников имитируют игру на музыкальном инструменте.
Учитель: Ребята, как прозвучала музыка, весело или грустно? Быстро или медленно? Что нам с вами захотелось сделать под эту музыку
Ученики: Весело. Быстро. Танцевать.
Учитель: Молодцы. Вы все верно ответили.
А теперь послушайте, как о народной музыке сказал поэт Геннадий Серебряков:
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась? С самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки - уронили дудки.
Пролетели гуси - уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились. [1]
Учитель: Ребята, слышите, какая прекрасная музыка звучит? А вы узнали, что за инструмент звучит?
Ученики: Баян
Учитель: Правильно, ребята.
Ребята подходят к следующему экспонату – баяну.
Учитель: Эти прекрасную музыку можно сыграть на этом музыкальном инструменте – баян (обращает внимание детей на экспонат – баян). А кто знает, как нужно играть на баяне?
Ученики: Дети имитируют игру на баяне.
Учитель: Может, мы послушаем музыку в исполнении профессиональных баянистов.
Исполнение русской народной мелодии «Выйду я на улицу».
Учитель: Ребята, вам понравилось?
Ученики: Да!
Учитель: Баян – русский, традиционный инструмент, это ручная гармоника хроматического типа, иногда его еще называют мини орган - из-за своего могучего, немного похожего звучания. Музыкальный инструмент, имеет несколько рядов круглых кнопок справа (обычно это 3 или 5-рядные) – для игры отдельными нотами, а также имеется клавиатура слева.
Учитель: Ребята, я приглашаю вас к следующему экспонату - домра. Берёт инструмент в руки.
Учитель: Этот инструмент с таким красивым звучанием называется – домра. Давайте послушаем сообщение, которое приготовила ученица нашего класса.
Сообщение обучающегося о домре (опережающее задание).
Ученик: старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя, а иногда и четырьмя струнами. Играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки. Виды домр: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. Историческая судьба домры почти трагична. Этот инструмент был забыт и воссоздан в наше время. Сегодня домра – это молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся не только с народными музыкальными инструментами и народной музыкой, но и с историей создания русских народных инструментов. Нам ребята приготовили сообщение.
- А как это происходило, нам сейчас расскажет «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». [2]
Рассказывают ученики, каждый в руках держит соответствующий музыкальный инструмент:
1 ученик. Давно это было. Жили-поживали себе в маленькой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи: колотушка, ложки деревянные, рубель, рожок да трещотки (демонстрируют музыкальные инструменты).
2 ученик. Жили они в небольшой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.
3 ученик. Колотушка помогала хозяину, когда был его черед по деревушке с дозором ходить.
4 ученик. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.
5 ученик. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.
1 ученик. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.
2 ученик. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.
3 ученик. Появились в той деревушке однажды скоморохи. Так в старину на Руси называли бродячих певцов, артистов и музыкантов. Ходили по улицам скоморохи и распевали веселые песни. В субботний день на ярмарочной площади скоморохи давали представление. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на то веселое представление скоморохов.
4 ученик. В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли, балалайка и домра.
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.
5 ученик. Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. Они расспрашивали, а музыкальные инструменты с радостью рассказывали удивительные истории о своих путешествиях с хозяевами - скоморохами по белому свету, о том, как им весело живется
1 ученик. Захотелось тогда полезным вещам тоже приносить не только пользу, но и радость дарить, музыку исполнять. Сжалились над ними инструменты и предложили отправиться с ними, ведь с друзьями путешествовать всегда веселей.
2 ученик. С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов (все вместе произносят). Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.
Учитель: Ребята, а если мы сейчас возьмём в руки все эти инструменты и все вместе начнём играть то, что у нас получится?
Ученики: Оркестр (ансамбль).
Учитель: А хотите сыграть в ансамбле?
Ученики: Да!
Учитель: Звучит русская народная песня «Я на горку шла». Происходит имитация игры.
Учитель: Ребята, сейчас мы проверим, что вы знаете о музейных экспонатах (народных инструментах) нашей школы. Отгадайте загадки.
1. Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет: «трень» да «брень» (Балалайка)
2.Ими друг о друга бьют,
А они в ответ поют
И блестят, как две копейки,
— Музыкальные… (Тарелки)
3.За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких… (Ложках)
4.У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармонь)
5.Все мы очень любим слушать
Как поет у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная… (Гитара)
6.В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет-заливается.
Как называется? (Дудочка)
7.Сверху кожа, снизу тоже,
В середине пусто.
Бьёт его, а он гремит,
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
8.На концерте выступала
Наша милая Татьяна,
Как звезда она играла
Целый час на… (Фортепьяно)
Учитель: Молодцы, ребята! Наша экскурсия, к сожалению, подходит к концу. И я хочу обратить внимание на нашу «Книгу отзывов».
V. Итог
Учитель: Итак, друзья, где мы сегодня с вами побывали?
Что нового мы узнали в нашем музее?
А с какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?
Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось?
VI. Рефлексия
Учитель: Ребята, какое настроение сопровождало и какое впечатление осталось у вас в конце нашей экскурсии по музею русских народных инструментов: радостное или грустное?
Свои впечатления вы сможете оставить в «Книге отзывов» и прикрепите ваши смайлики (подготовлены заранее) на страницы книги.
| |
Под русскую народную песню «Коробейники» дети прикрепляют смайлики в «Книгу отзывов».
Учитель: комментирует настроение ребят.
Учитель: Молодцы, ребята! Я очень рада нашей с вами встречи и приглашаю ещё не раз посетить наш музей.
Выход из музея под русскую народную мелодию.
Использованные источники:
https://stihi.ru/2021/12/22/6709 / Геннадий Серебряков
https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-muzyki-russkii-narodnyi-folklor.html / «Русский народный фольклор»
приложение: фото интегрированного урока -
дидактический театр «Единство истории и музыки в школьном музее народных инструментов им. Л.С. Малышевского»