Статья «Внеурочная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе как неотъемлемая часть воспитательной среды образовательного учреждения среднего образования в рамках современных ФГОС»

3
0
Материал опубликован 23 June 2022 в группе

«Внеурочная деятельность обучающихся по русскому языку и литературе как неотъемлемая часть воспитательной среды образовательного учреждения среднего образования в рамках современных ФГОС»


Одним из ключевых направлений современного образования является духовно-нравственное воспитание обучающихся. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека как высоконравственной, духовно богатой языковой личности, способной адекватно воспринимать информацию, адаптироваться к процессам, происходящим в окружающем мире, и позитивно изменять его.

Достичь этих целей помогает внеурочная и кружковая деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса, которая в условиях ФГОС ООО  приобретает особую актуальность, поскольку позволяет  комплексно решать задачи образования, воспитания и развития обучающихся.

         В течение нескольких  лет  я веду  кружок «Юный лингвист» для старшеклассников. Главная цель этой работы – развить у школьников интерес к предмету, сформировать желание обращаться к различным источникам для знакомства с новыми языковыми фактами и явлениями, для получения дополнительной информации. Одним из средств вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность является олимпиада, которая является действенной формой внеклассной работы, способствующей развитию у школьников интереса к родному языку и словесности, выявлению одаренных и талантливых учащихся, формированию положительной мотивации учения. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления,  возможность своего маленького открытия.

На занятиях кружка я стараюсь не только расширять возможности обучающихся в освоении  лингвистических знаний, но и  развивать их речевые умения и навыки, стимулировать их творчество. Одна из важных задач  этих занятий – это подготовка к итоговым испытаниям в формате итогового собеседования и ОГЭ (9 класс), итогового сочинения и ЕГЭ (11 класс).

В этом учебном году у меня появилась возможность  вести один  час внеурочной деятельности в 5-6 классах. Основная проблема современных школьников – неумение правильно высказывать свои мысли и аргументировать их, боязнь публичного выступления - подтолкнула меня к идее разработки авторской программы «Искусство видеть мир словами», в основе которой лежат системно-деятельностный, коммуникативный и когнитивный подходы, обеспечивающие воспитание гражданина и патриота; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; проектирование и конструирование  развивающей образовательной   среды; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся средствами языкового образования и развития речевого опыта.

Программа курса ориентирована на выполнение требований ФГОС к содержанию внеурочной деятельности обучающихся, на дополнение содержания программ по русскому языку и русскому родному языку, а также на межпредметную интеграцию, метапредметность, направленных на умение обучающимися видеть мир целостным, испытывать гордость за свою малую родину, быть готовыми  вести межкультурный диалог.

Используя современные образовательные технологии (диалоговые, проектные, игровые, информационно-коммуникационные, проблемного обучения), я стараюсь создать благоприятные условия для развития культурно-языковой личности школьника на основе освоения мировоззренческих и нравственно-эмоциональных концептов русской и родной культуры. формируя осознанное принятие учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, области. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняю конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

     Главной своей задачей на внеурочных занятиях считаю развитие творческого мышления, воображения, художественного вкуса обучающихся, формирование положительной мотивации к приобретению знаний о нравственных ценностях, развитие созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию учащихся в обществе.  

Я  организую  занятия  в таких формах,  как творческие мастерские, создание проектов, коллективные устные и индивидуальные письменные сочинения, игры, квест-экскурсии, конкурсы,  которые способствуют развитию активной познавательной деятельности  обучающихся и созданию ситуации успеха для каждого ребенка.

Погружая  школьников в  искусство создания текстов  разных стилей, типов и жанров, знакомлю с  различными приемами  изобретательства сюжетов,  учу работать  с «говорящими деталями», демонстрирую возможности  яркого выражения чувств и эмоций. Активно использую игровые формы  на воображение и развитие речи. Особое внимание уделяю обогащению словарной копилки посредством работы с фразеологизмами,  мозаикой эмоций, разбора и обсуждения коротких захватывающих  произведений, выполнения творческих упражнений, взаимооценки.

Считаю, что такая методика внеурочной деятельности формирует у обучающихся понимание о языке как базовой функции общения и выражения мыслей, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, формирует сознание, самосознание  и  мировоззрение личности, раскрывает возможности языка как средства хранения и передачи информации, культурных традиций.

Программа курса внеурочной деятельности «Искусство видеть мир словами» прошла экспертную оценку. Рецензент программы Холомеенко О.М, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся ИФЖиМКК ЮФУ  отметила,  что данная авторская программа рассматривается как ресурс развития практикоориентированной методики конструирования внеурочной деятельности   в воспитании гражданского начала у обучающихся средствами русского родного языка, совершенствования речевого опыта обучающихся, приближенного к жизненным актуальным ситуациям с опорой на речеведческие понятия;  обогащает практику работы педагогического сообщества словесников области по формированию у обучающихся представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа в системе внеурочной деятельности.

Результатом  такой организации внеурочной деятельности стало более внимательное отношение моих учеников к  слову, к собственной и чужой речи.  Значительно повысился их интерес к участию в различных творческих конкурсах.  Среди них «Живая классика» (всероссийский конкурс юных чтецов), «Свет Рождества» (муниципальный творческий конкурс), «Через творчество – к православной культуре (муниципальный фестиваль-конкурс), Всероссийский конкурс сочинений и др.

Внеурочная деятельность по моему предмету не ограничивается лишь школьными рамками. Я вместе со своими учениками активно взаимодействую с сельским Домом культуры и сельской библиотекой. Совместно мы организовываем  праздничные мероприятия к 8 Марта, 9 Мая, Дню пожилых людей, Дню защиты детей, Дню русского языка и др.,   готовим участников конкурсов выразительного чтения. 

           В 2019 году я со своими учениками приняла участие  в Международном конгрессе волонтёров культуры и медиа «Узнай Россию» (Ростов-на-Дону), который открыл нам широкие возможности для сохранения и продвижения русского языка и литературы.

За совместное плодотворное сотрудничество в области сохранения и развития культуры в Большекрепинском сельском поселении, за участие в реализации социально-культурных проектов, реализуемых  Выделянским СДК  награждена Благодарственным письмом директора МБУК «Большекрепинский СДК» и директора филиала «Выделянский СДК».

Продвижению русского языка и чтения среди обучающихся школы и молодежи способствует и моя деятельность в качестве члена Актива литературного объединения Родионово-Несветайского района «Истоки», а также члена РРО «Союз женщин России».

Я организую своих учеников для участия в различных читательских мероприятиях, конкурсах чтецов, волонтерских акциях. Так, например, старшеклассники с удовольствием принимают участие  в Дне книгодарения, поздравляя малышей детского сада «Ромашка» х. Выдела и вручая им детские книжки, а в День распространения грамотности готовят выступление агитбригады для учащихся начальной школы.  В День русского языка, который празднуется в день рождения  А.С.Пушкина, мои ученики с увлечением записывают видеоролики с прочтением любимых стихотворений великого русского поэта и выкладывают их в соцсетях. Мы с ребятами выпускаем альманахи к юбилеям писателей и поэтов, организуем литературные, исторические, экологические гостиные.

Эти и другие мероприятия позволяют привить не только детям, но и взрослым  жителям поселения  любовь к родному языку и литературе,  воспитать бережное отношение к нашему великому культурному наследию.

За высокий профессионализм, творчество в работе, подготовку победителей и призеров литературных конкурсов я награждена грамотой руководителя литературного объединения Родионово-Несветайского района «Истоки», а также отмечена грамотой  Председателя Ростовского регионального отделения ООГО «Союз женщин России» за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, большую работу по интеллектуальному, культурному и нравственному воспитанию подрастающего поколения, личный вклад в развитие системы образования Родионово-Несветайского района.

Высоким результатом моей педагогической работы  считаю рост числа участников различных творческих состязаний, а также  регулярные победы обучающихся нашей школы в конкурсах и фестивалях детского творчества.

Муниципальный уровень

2019г., 2 победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений;

2020г., 1 победитель  районного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»;

2020г., 1 призер муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений ;

2021г., 1 победитель муниципального   этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке ;

2021г.,1 победитель муниципального  этапа Всероссийского конкурса сочинений;

2022г., 1 победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности»;

2022г., 1призер муниципального этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» ;

2022г., 1победитель районного фестиваля театрального искусства  «Живое слово»;

2022г.,1победитель муниципального этапа Большого всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества.

Региональный уровень

2019г., 1призер регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений;

2019г., победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» ;

2021г.,  3 призера регионального  этапа  Открытого смотра-конкурса «Святой благоверный князь Александр Невский – опора земли Русской» в номинации «Художественное слово»;

2021г., 1победитель  регионального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке;

2021г.  1победитель  регионального этапа  Всероссийского конкурса сочинений.

2022г.,1победитель регионального этапа Большого всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества.


Федеральный уровень

2021г.,1победитель федерального этапа Всероссийского конкурса сочинений;

2021г., 1 победитель Всероссийского конкурса «Дорогами нашей Победы. 1941-1945» .

По итогам Всероссийского конкурса сочинений-2021 был издан сборник работ победителей конкурса, куда был включен  рассказ моей ученицы Селезневой Ксении «Урок от Достоевского» (Сборник работ победителей Всероссийского конкурса сочинений 2021 года. ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»).

Замечательным стимулом для развития творческой личности ребенка я считаю  признание его неординарных способностей окружающими людьми. Я стимулирую желания детей представлять их работы широкой аудитории.  Организую публикацию творческих работ учащихся в различных изданиях, в том числе в Интернете. Мои ученики являются внештатными корреспондентами общественно-политических газет «Деловой Миус» и «Родионово-Несветайский вестник». Приветствую  стремление детей знакомить со своими творческими работами  многочисленных подписчиков в  соцсетях.

Приоритетным направлением внеурочной деятельности по предмету является вовлечение в работу детей «группы риска», стоящих на внутришкольном контроле и учёте в КДН. Такие учащиеся, как правило, имеют затруднения в изучении предметов, но охотно принимают участие в различных школьных мероприятиях: концертах, флешмобах, акциях. 

Я привлекаю таких ребят к чтению, рекомендую им книги, беседую с учащимися  после прочтения.

Большой интерес вызывают у таких детей задания олимпиадного характера. Они активно обсуждают варианты ответов и с нетерпением ждут результатов. Организую участие учеников в различных некоммерческих интернет-олимпиадах. В частности,  большой популярностью у ребят пользуются олимпиады проекта «Инфоурок», «Цифровой диктант РФ» и др.   Эти конкурсы замечательны тем, что в нём могут принимать участие   все желающие дети, а не только имеющие по русскому языку «4» и «5».  В итоге все получают сертификаты участника с указанием количества полученных баллов.

Администрацией школы проводился опрос учеников, с которыми я работаю, и их родителей, а также членов педагогического коллектива с целью анализа моей системы адресной работы с различными категориями обучающихся. Все участники опроса в своих отзывах отметили «умение учителя создавать оптимистическую и доброжелательную атмосферу в коллективе, учитывать  индивидуальные способности детей, создавать условия для  самовыражения и самоутверждения каждого  школьника за счет реализации своих творческих задатков. 

Одной из задач преподавателя является  создание специальных условий для обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-билингвов посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Дети, которые обучаются в школе на неродном языке, испытывают больше трудностей в получении знаний. У многих из них возникают проблемы с устной и письменной речью, которые влияют на качество их знаний. В связи с этим таким учащимся необходимо оказывать дополнительную помощь. Поэтому я провожу с такими детьми индивидуальные  занятия,  отрабатывая правила грамотной речи. Привлекаю их к участию в читательских акциях. Чтобы работа была эффективной, мне, конечно же, требуется помощь родителей. Она заключается в соблюдении правил,  позволяющих  ребёнку освоить неродной язык: дома ребёнок говорит на родном языке, в остальных местах, в том числе в школе,  он общается на языке страны проживания. Это помогает сохранить родной язык и в то же время осваивать новый, беспрепятственно общаясь со сверстниками.

При осуществлении развивающей деятельности  я совместно со школьным психологом   веду адресную работу с различным контингентом учащихся,  оказываю педагогическую  помощь любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. С этой целью важно правильно подобрать специальные технологии и методы.

Планируя  работу с классом, особое внимание уделяю взаимодействию  с родителями, ведь достичь основной цели воспитания  и решить образовательные задачи можно лишь совместными усилиями учителя, ребёнка и его родителей. С целью психолого-педагогического просвещения использую классные родительские собрания, родительский педвсеобуч, индивидуальные консультации,  вовлекаю родителей в проведение различных культурных, читательских  школьных мероприятий.

Являюсь лектором всеобуча. Выступаю перед родителями с сообщениями по теме «Домашнее чтение как средство воспитания подрастающего поколения», «Какие книги нужны современному подростку»?

Таким образом, внеурочная и кружковая деятельность как неотъемлемая часть воспитательной среды школы позволяет  комплексно решать задачи духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся с учетом их интересов, склонностей в различных областях науки,  искусства и др.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации