Статья «Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС»
Название: «Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС»
Автор: Мажова Светлана Александровна - воспитатель детей дошкольного возраста МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А.С. Гостева".
Для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования в аспекте ФГОС ДО необходимо создать благоприятные условия для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Для того, чтобы ребёнок рос и развивался в соответствии со своими возрастными потребностями, мы педагоги дошкольного образования уделяем большое внимание организации пространства и оснащения группы, тщательно подбираем игры, игрушки и средства обучения, следим за тем, чтобы вся мебель была удобна, безопасна для детей и соответствовала санитарно - эпидемилогическим нормам и правилам.
В настоящее время, работая воспитателем детей дошкольного возраста в МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А.С. Гостева", я, как и мои коллеги, уделяю большое внимание организации воспитательной среды. Детский сад - второй дом для наших воспитанников, да и нас самих и поэтому искренне хочется сделать его тёплым и уютным. В наших помещениях много декоративных растений и цветов, есть и плодовые растения. Дети принимают участие в уходе за растениями: поливают и опрыскивают, протирают с них пыль.
В составе нашего ОУ успешно функционируют две разновозрастные дошкольные группы. Возраст детей младшей разновозрастной группы от двух до четырёх лет. В старшей группе воспитываются дети с четырёх лет и до семи (восьми) лет. Списочный состав группы составляет максимум пятнадцать детей. Фактически посещают каждую из групп в среднем десять-двенадцать детей. В штате дошкольных групп работают три воспитателя и два помощника воспитателей.
Каждая дошкольная группа имеет групповое помещение, которое служит одновременно и спальней. У нас есть просторный музыкальный зал, который при помощи мягких модулей и спортивного инвентаря при необходимости переоборудуется в физкультурный зал, а при наступлении каких либо праздников или торжеств украшается. Помещения раздевалки оснащены шкафчиками для детской одежды и удобными лавочками, на которых наши воспитанники переобуваются или переодеваются. Помещения туалетных комнат оснащены всем необходимым для привития культурно-гигиенических навыков: детские кабинки отдельны для мальчиков и девочек, есть душевая, раковины для умывания и вешалочки для детских полотенец.
Трансформируемость и вариативность пространства предполагает возможность изменений воспитательной среды в зависимости от образовательной среды от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Для питания детей выделено и оборудовано отдельное помещение, которое мы называем "Буфетная". Дети с удовольствием принимают участие в ежедневом дежурстве по столовой. Совместно с помощником воспитателя они раскладывают столовые приборы, ставят хлебницы и салфетницы, приобщаясь тем временем к труду и заботе о близких людях, что очень важно и ценно.
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Я думаю, что мы педагоги детей дошкольного возраста достойно справляемся с этими требованиями.
Каждое из помещений для наших дошколят очень тёплое и по-домашнему уютное.
В игровой зоне находятся универсальные игры и игрушки:конструкторы, домики,фигурки человечков и животных, наборы для сюжетной игры.
Для формирования у воспитанников представления о себе (развития образа-Я) в игровой обустроено место для игры с переодеваниями "Салон красоты". Дети могут причесаться сами или сделать причёску кукле.
В группах отведено место и ширмочке с тетрализованными кастюмами и масками. Дети при желании могут поиграть в воображаемых героев сказки или при помощи педагога разучить новую постановку.
Для знакомства и изучения основ финансовой грамотности организован детский магазин. Оборудование магазина, как у настоящего: есть, весы, касса, счёты и гири. Дети с удовольствием играют в него. Родители приняли большую роль в его оснащении, что особенно важно для нас педагогов.
Зона для ручной деятельности включает место для настольных игр, рисования, лепки и образовательной деятельности за столом. В этой зоне находятся мольберт и магнитная доска.
В качестве центров развития детям доступны различные центры и уголки:
уголок природы,
уголок безопасности и ПДД,
центр эксперементирования,
зона для настольно-печатных игр,
уголок уединения,
спортивный уголок.
Наши воспитанники с удовольствием занимаются творческой работой. Да и, как иначе, если материалы для творчества у них всегда под рукой.
В наших группах хватает места для игр даже с мячом.