12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наумова Оксана Николаевна19
Россия
Материал размещён в группе «Экология и Я»
Воспитание экологической культуры через внеурочную деятельность

Автор: Наумова Оксана Николаевна учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ с УИОП пгт Пижанка

 

Экологическое воспитание обучающихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.  Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Поэтому учителя естественно – научного цикла для решения данной проблемы должны не только сообщать  учащимся  знания в области экологии, но и формировать бережное отношение к природе в целом. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного гражданина. Школа – идеальный центр для воспитания и формирования  экологической культуры.

Начав работу в данном направлении, я поставила перед собой цель формирования и воспитания экологически развитой личности , способной использовать экологические принципы в своей деятельности. Наметила пути работы:

1.Повысить уровень знаний по основам экологии;

2.Обеспечить активное участие обучающихся в экологических мероприятиях;

3.Развить познавательный интерес и исследовательский подход учащихся при изучении антропогенных воздействий человека в условиях местного ландшафта;

4. Развивать познавательные и творческие способности обучающихся в процессе наблюдений и опытнической работы, глубже проникать в тайны природы;

5.Формировать навыки и принципы осознанного, экологически целесообразного поведения в природе, культуры общения с окружающим миром, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе;

Результатом экологического воспитания я вижу воплощение модели выпускника, обладающего экологической культурой.

Мотивация детей на отношение к природе

 

 


 

При планировании учебной работы необходимо применять разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса. Многообразие форм обучения позволяет разнообразить учебный процесс, использовать одну форму как дополнение к другой. Поэтому больше времени решению этой проблемы я стала уделять во внеурочной деятельности. Эта работа ни в коем случае не должна превращаться в своеобразные дополнительные уроки по биологии. Внеклассные занятия должны вызывать интерес, активизировать творческие способности обучающихся.

Успешная реализация возможностей экологического  образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, решение биологических задач с экологическим содержанием, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии.  Эти формы  работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.

В своей работе стараюсь использовать методы, помогающие сочетать индивидуальную исследовательскую работу с общей коллективной деятельностью. На занятиях мы играем, игры мотивируют к обучению. Детям очень нравятся игры экологического характера, занятия бывают ещё интереснее.

С ребятами проводим выставки, которые стараемся приурочить к проведению экологического дня или экологической недели, например, конкурс рисунков  «Нет милей чудес, чем наш русский лес», приуроченный к Международному Дню леса, «Вода- источник жизни», приуроченный к Всемирному Дню воды. Ребята показывают отчёт о проведённой исследовательской работе, плакаты в защиту природы, рисунки и стихи о природе, написанные самими детьми.

В начале и конце учебного года на занятиях проводим мониторинг по изучению загрязнения воды и воздуха на территории школы. Вся работа проводится в сравнении, в итоге ребята сразу видят полученнный результат.

Большее количество времени я уделяю проектной и исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную предметную деятельность, продумывать и организовывать условия её осуществления, что способствует культурному самоопределению. Впоследствии он переносит приобретённый опыт на свои поступки в обыденной жизни. Свои исследовательские работы ребята представляли на конкурсах разных уровней. Например, принимали участие в районной научно-практической конференции юных исследователей окружающей среды «Человек и природа» с работами «Так ли полезна газировка?» и «Чистота и уют школьных кабинетов» (1-2 места), в областной научно-практической конференции юных исследователей окружающей среды, где получили приз зрительских симпатий, в II окружном конкурсе исследовательских работ и учебных проектов «Наши надежды» (2 место).

 

Кроме того с ребятами были реализованы крупные проекты. Например, проект «С чего начинается Родина…» - проект по созданию и функционированию учебной экологической тропы на территории школы. Данному проекту присвоен диплом 2 степени в X областном конкурсе природоохранных проектов в номинации «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей».

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.  

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. На территории любого образовательного учреждения должен быть «учебный кабинет в природе», который развивает чувство патриотизма, любовь детей к природе родного края. Одной из интересных инновационных форм  экологического воспитания является создание экологической тропы. Учебная экологическая тропа – это специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового и патриотического воспитания детей.

Второй крупный проект реализованный с обучающимися «Жемчужина» Пижанского района» - проект по выявлению и изучению природного ландшафта для внесения его в реестр интересных объектов Пижанского района занял 1 место в районном смотре конкурсе.

Удовлетворяя насущные потребности, мы пользуемся разнообразными, нужными нам сегодня богатствами природы и при этом, к сожалению, ещё нередко расточаем другие её ресурсы, пока не нашедшие у нас применения. Особенно это относится к эстетическим сокровищам природы, которые мы зачастую безвозвратно и без пользы теряем при потреблении её материальных богатств. Почему мы должны охранять природу, понятно всем: она – первоисточник нашего бытия, источник благополучия людей. Но проблема охраны её сложна и заключает в себе поиски ответов на вопросы «что?», «как?», и «от чего?» беречь.

Немало загадочного, любопытного и удивительного таит в себе природа Кировской области, разбрасывая свои шедевры по различным уголкам обширной территории. Но есть и малоизвестные. Загадочные, любопытные и удивительные уголки родной природы. В ходе данного проекта ребята искали и исследовали интересные ландшафтные объекты своего района.

Работы  детей имеют большую практическую значимость, так как результаты этих работ могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. В процессе работы выявляются таланты и способности детей. Результаты выполнения исследовательских работ, проектов и презентаций, отражают сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской, инновационной, аналитической, творческой деятельности, а также навыков самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей.

Среди внеклассных экологических мероприятий, в которых мои ребята принимают непосредственное участие, хочется выделить акции ««Птичья столовая», «Хлебные крошки» по изготовлению кормушек и домиков для птиц, в которых участвуют все ребята школы. Ребята привлекаются и на уроках труда, выполняя общественно полезную работу по благоустройству школьной территории в ходе экологического десанта под названием «Мы все хозяева двора», озеленению кабинетов в конкурсе «Сад на подоконнике».

2017 год был объявлен годом Экологии. В результате ребята приняли участие в акции «Живи планета». Данная акция была приурочена Международному Дню земли, леса и воды. В ходе акции ребята экокружка выступили с плакатами в защиту трёх сред жизни, а также раздавали листовки за сохранность водных ресурсов.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Внеурочная экологическая работа должна носить системный характер в течение всего года. Это необходимая и ценная форма организации учебной деятельности, позволяющая применять тонко дифференцированный подход к школьникам. Таким образом, во внеурочной работе продолжается обучение и воспитание учащихся, учащимися приобретается необходимая система экологических знаний, формируются экологические умения, экологическое мышление и развивается экологическая культура.

Человек познает мир на протяжении всей жизни. Самый важный период этого понимания - учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Вот почему учителю отводится ответственная роль-стать проводником нового мышления экологического.

Экологическая внеурочная деятельность позволяет вести работу по формированию у обучающихся школы чувства ответственности за судьбу уникальной природы вятской земли – маленькой частицы великой России.

Список литературы

Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и техно­логии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волго­град, 1996.

Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в шко­ле и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.


 

Опубликовано в группе «Экология и Я»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.