Статья «Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе»
Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе как одно из средств взаимодействия педагогов и учащихся в контексте ФГОС общего образования.
«Дети охотно всегда чем-либо занимаются.
Это весьма полезно,
а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать».
Я.А. Коменский.
В связи с новыми целями качественно меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения. Стандарты второго поколения переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной (внеклассной) работы по русскому языку и литературе: “обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса…”
Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности.
Основой формирования гражданской позиции и социальной активности является внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок, временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств.
Одной из составляющих внеурочной деятельности являются тематические литературные экскурсии, которые гармонично дополняют школьную программу, развивают кругозор, повышают интерес к литературе, воспитывают бережное отношение к родной культуре, содействуют образному восприятию произведений.
Но, к сожалению, наша школа находится вдалеке от городов, в которых расположены известные дома - музеи писателей, поэтому на помощь нам приходят информационно – коммуникационные средства обучения, с помощью которых можно провести виртуальную экскурсию, не выходя за пределы учебного кабинета.
Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира.
Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:
литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;
историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам;
обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.
обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.
На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.
Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.
Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.
Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы.
Еще одна, ставшая уже традиционной для нашей школы, форма организации внеурочной деятельности стала Декада русского языка и литературы. Она проходит всегда очень живо и интересно.
Цели, которые мы преследуем:
осознание эстетической ценности русского языка и литературы;
формирование уважительного отношения к родному языку, гордость за него (воспитание патриотизма);
развитие креативности учащихся;
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
закрепление практических навыков устной и письменной речи.
В рамках декады проходят конкурсы, в которых учащиеся могут проявить свои способности, расширить свои познания в области филологии.
Это и конкурс каллиграфии, конкурс агитплакатов «За чистоту русского языка», это и презентация прочитанных книг. Конкурс риторов традиционно собирает большое количество учащихся с 7 по 11 класс. Темы для этого конкурса стараемся определять так, чтобы они были интересны детям: «Легко ли быть молодым?», «Герой нашего времени: кто он?». В Год культуры были предложены темы: «Кого мы можем назвать культурным человеком?», «Быть культурным хорошо или плохо?».
Конкурс «Живая классика», который проводится в России среди учащихся 6 классов, в нашей школе проводится для учащихся 5- 11 класс. В жюри приглашаются родители, представители общественности села, работники сельской библиотеки, поэтому объективность оценивания чтецов никогда не вызывает сомнений.
Традиционными стали литературные гостиные, проводимые совместно с сельской библиотекой. Много положительных эмоций вызвали вечера, посвященные творчеству А.С.Пушкина, В.С.Высоцкого, М.И.Цветаевой.
Внеурочная работа по предмету – важнейшее средство комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Здесь у нас ещё много неиспользованных возможностей. Нужно только быть открытым к новому, стремиться к творчеству, совершенствоваться…
Адреса литературных музеев.
http://www.gaidar.ompural.ru/ Музей Гайдара
http://www.ompural.ru/index.php?main=filials&id=100078&top=100013 музей уральской фантастики
http://www.ompural.ru/index.php?main=filials&id=100078&top=100013 музей уральской сказки
http://литературнаямосква.рф/ музей уральских писателей
http://decemb.hobby.ru/ Проект "Виртуальный музей декабристов"
Виртуальный тур по Мемориальной квартире А.С. Пушкина http://russian-literat.ucoz.com/load/virtualnyj_muzej/18
http://russian-literat.ucoz.com/load/virtualnyj_muzej/virtualnyj_tur_po_gosudarstvennomu_muzeju_a_s_pushkina/18-1-0-98 Виртуальный тур по Государственному музею А.С. Пушкина на Пречистенке 12/2
http://russian-literat.ucoz.com/load/virtualnyj_muzej/virtualnyj_tur_po_muzeju_usadbe_l_n_tolstogo_quot_jasnaja_poljana_quot/18-1-0-97 Виртуальный тур по музею – усадьбе Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»
http://russian-literat.ucoz.com/load/virtualnyj_muzej/virtualnyj_tur_po_muzeju_zapovedniku_i_s_turgeneva_quot_spasskoe_lutovinovo_quot/18-1-0-96 Музей- заповедник И.С.Тургенева «Спасское- Лутовиново».
http://russian-literat.ucoz.com/load/virtualnyj_muzej/virtualnyj_tur_po_literaturno_memorialnomu_muzeju_m_a_bulgakova/18-1-0-93 Литературно- мемориальный музей М.А.Булгакова
http://russian-literat.ucoz.com/load/virtualnyj_muzej/18-1-0-87Музей Ф.М.Достоевского
Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С.Грибоедова Хмелита
Всероссийский музей А.С.Пушкина
Государственный музей А.С. Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина "Михайловское"
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (усадьбы Захарово и Вяземы)
Главная Государственный музей-заповедник Тарханы
Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова
http://www.tarhany.ru/about
http://www.museum.transconsulting.ru/Московский литературный музей-центр Константина Георгиевича Паустовского
www_school_edu_ru Александр Николаевич Островский (1823-1886)
Музей Тютчева – Овстуг
Музей-усадьба Мураново_The Feodor Tyutchev State Museum
http://www.turgenev.org.ru/museum/orel.htm
Музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново"
http://www.spasskoye-lutovinovo.ru
http://www.turgenev.org.ru/museum/bougeval.htm
http://www.turgenev.org.ru/museum/moskva.htm
Литературный музей И.С. Тургенева
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова Карабиха
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского
Государственный музей Л.Н. Толстого
http://www.yasnayapolyana.ru/index.html
Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба Л.Н.Толстого
Ясная Поляна
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова (Мелихово)
www_school_edu_ru Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
Государственный музей А.М. Горького
www_school_edu_ru Максим Горький (1868-1936)
Экспозиции - Государственный музей А_М_Горького
www_school_edu_ru Андрей Белый
www_school_edu_ru Валерий Яковлевич Брюсов
www_school_edu_ru Николай Степанович Гумилев (1886-1921)
www_school_edu_ru Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938)
www_school_edu_ru Александр Александрович Блок
http://shakchmatovo.amr-museum.ru/
Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А_А_Блока
www_school_edu_ru Сергей Александрович Есенин (1895-1925)
E-mail: museum@mayakovsky.info
www_school_edu_ru Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
www_school_edu_ru Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
The Anna Akhmatova Museum at The Fountain House Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
www_school_edu_ru Анна Андреевна Ахматова
Thwww_school_edu_ru Борис Леонидович Пастернак
Музей Бориса Пастернака
www_school_edu_ru Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
Дом-музей Марины Цветаевой
www_school_edu_ru Андрей Платонович Платонов
www_school_edu_ru Алексей Николаевич Толстой
www_school_edu_ru Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)
Культурный центр "Булгаковский дом"
http://www.museum-bulgakov.iatp.org.ua/russian/bulgmus0.html
Museum of M_A_ Bulgakov in Moscow
Булгаковский Дом, музей Булгакова в Москве. Дом Булгакова, клуб, кафе 302-бис
Литературно-мемориальный музей Михаила Булгакова в Киеве
www_school_edu_ru Александр Трифонович Твардовский
Шолоховский район _ Станица Вешенская
www.shukshin.museum.ru
Музей В_М_ Шукшина в Сростках - Василий Макарович Шукшин
Всероссийский мемориальный музей-заповедник В_М_Шукшина
www_school_edu_ru Василий Макарович Шукшин
www_school_edu_ru Валентин Григорьевич Распутин
www_school_edu_ru Виктор Петрович Астафьев
www_school_edu_ru Александр Исаевич Солженицын
www_school_edu_ru Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)
Музеи и сайты писателей и поэтов
Информационные страницы сайтов любых музеев России можно найти с помощью поисковой системы на портале Музеи России – www.museum.ru.
Музеи и сайты А.С. Пушкина. В России их несколько. Основные – два. Государст-венный музей А.С. Пушкина в Москве: www.museum.ru/M291/ - справочная страница; www.pushkinmuseum.ru -. собственный сайт. Всероссийский музей А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге: справочная страница - www.museum.ru/M101/;. собственный сайт – www.pushkin.ru, поддерживается компанией "Петерлинк" с 1996 г. Литературный музей Института русской литературы РАН ("Пушкинский дом") – www.museum.ru/M188/. Пушкин Александр – www.online.ru/sp/eel/russian/Pushkin.Alexander/.
Музеи М.Ю. Лермонтова. Государственных музеев –два: Дом-музей М.Ю. Лермон-това в Москве – www.museum.ru/M313/ и Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в Пятигорске (Ставропольский край) – www.museum.ru/M1837/. По музеям М.Ю. Лермонтова в Сети есть много справочных и рекламных страниц. Электронные вер-сии экспозиций пока отсутствуют.
Музей Н.В. Гоголя. Виртуальный Миргород – Н.В. Гоголь, - страница Н.В. Гоголя в Сорочинцах на сайте Миргорода (Украина) - mirgorod.virtualave.net/tree/rtop/gogol.htm.
Музеи И.С. Тургенева. Музей И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" – www.spasskoye-lutovinovo.ru. Сайт Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев – turgenev.org.ru. Сайты Государственного литературного музея И.С. Тургенева в Орле (три версии) – www.valley.ru/~art/lit_main.htm, www.media.orel.ru/lit_museum/, www.art.oryol.ru/lit_main.htm.
Музей А.С. Грибоедова – www.museum.ru/M682/. Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова "Хмелита" – пока единст-венный в России музей А.С. Грибоедова. Располагается в селе Хмелита Вяземского рай-она Смоленской области.
Музеи и сайты Л.Н. Толстого. Государственный Музей Л.Н. Толстого в Москве – www.museum.ru/M299/. Другие музеи: Государственный мемориальный и природный за-поведник Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная поляна" – www.museum.ru/M531/; Музей Л.Н. Толстого на станции "Лев Толстой" в Липецкой области – www.museum.ru/M1791/. Это бывшая станция "Астапово", где Л.Н. Толстой провёл последние 7 дней жизни и скончался 7(20) ноября 1910 г. Толстой Лев: жизнь и творчество – users.aol.com/Tolstoy28/.
Сайты и музеи А.П. Чехова. Антон Чехов – www.online.ru/sp/eel/Chechov.Anton/. Дом-музей А.П. Чехова в Москве – www.museum.ru/M309/. Государственный литератур-но-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова в д. Мелихово Чеховского района Мос-ковской области – www.museum.ru/M447/.
Музеи А.М. Горького. Их более 10. Основной - Государственный музей А.М. Горького – www.museum.ru/M1886/. Музей-квартира А.М. Горького в Нижнем Новгороде – www.museum.ru/M1891/. Литературно-мемориальный музей А.М. Горького в Казани – www.museum.ru/M1813/. Музей А.М. Горького Института мировой литературы им. А.М. Горького в Москве – www.museum.ru/M347/.
Сайты и музеи С.А. Есенина. Есенин Сергей – www.online.ru/sp/eel/russian/Esenin.Sergey/. Государственный музей С.А. Есенина в Мо-скве – www.museum.ru/M1122/. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина в с. Константиново Рыбновского района Рязанской области – www.museum.ru/M1644/.
Государственный музей В.В. Маяковского – www.museum.ru/M292/.
М. Булгаков. Булгаковская энциклопедия – www.bulgakov.ru. Страницы Михаила Булгакова на Mediapolis.Com.Ru – mediapolis.com.ru/alphabet/b/bulgakov_mihail/.