12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Калюкина Евгения Витальевна17

Технологическая карта внеурочного занятия.

ФИО студента: Калюкина Евгения Витальевна

Класс: 3 - 4

Тема занятия: «Дружба»

Направление и вид внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение, этическая беседа

Тип урока: комбинированный

Дидактическая цель: создать условия для расширения знаний учащихся о дружбе, формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные УУД: понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Метапредметные УУД:

- познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- регулятивные: уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами, овладение навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями;

- коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: формировать представления о дружбе и позитивном отношении к людям.

ФОПД

Общие

Конкретные

Фронтальные

Парные

Урок-беседа (диспут)


Ресурсы: презентация, карточки с пословицами, тест, карточки с заданием (одна на парту), ручки (карандаши), интерактивная доска, проектор, компьютер.

Эскиз оформления доски:



























Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Оргмомент.












Целеполагание и мотивация.

- Здравствуйте, меня зовут Евгения Витальевна, сегодня я проведу у вас интересное занятие. Тему урока нам поможет узнать стихотворение. Слушайте внимательно.

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

(Слайд 1)

Какова тема занятия?

Правильно ребята – это дружба!

-Ребята, я прочитаю стихотворение еще раз, а вы подумайте, все ли предложения в этом стихотворении рассказывают именно о проявлениях дружбы?

-Какое определение вы бы дали этому слову?


Учащиеся приветствуют учителя.



Слушают стихотворение.

























Тема нашего занятия «Дружба»


Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

II. Актуализация ведущих знаний и способов действий

В словаре В. Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь». О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. У вас на партах разрезанные пословицы. Соберите их. Прочитайте по цепочке, что у вас получилось? Как вы понимаете пословицы?

Старый друг лучше новых двух

Был бы друг, найдется и недруг

Доброе братство дороже любого богатства

Не забывай друга ни в радости, ни в горе

Друга ищи, а найдешь, береги

Сам пропадай, а товарища выручай

Друга за деньги не купишь

Друг познается в беде

Друга иметь – себя не жалеть













коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

III. Изучение нового материала

Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1

Вы пришли из школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. Какая пословица поможет справиться с этой ситуацией, и каковы были бы ваши действия?

Ситуация № 2

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.



Ситуация № 3

Ваш друг поступил с вами нехорошо, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.

Ситуация № 4

Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

Ситуация № 5 “Плохо”.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.

- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

- Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

Ситуация № 6

Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

- Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

- Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?

Диспут.

-А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной.

-У плохих людей не бывает друзей.

- Друг и приятель - одно и то же.

- Животные не могут быть друзьями.

- Друг всем – никому не друг.

-Не может быть дружбы между людьми разного возраста.

- Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.















Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».








Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».


Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».














«Друга ищи, а найдешь, береги».


«Друг познается в беде».


























«Друг познается в беде».



























Дети высказывают свое мнение.


Личностные УУД: формировать представления о дружбе и позитивном отношении к людям




регулятивные: уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности




















коммуникативные: признавать различные точки зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

IV. Задание на дом. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, как вы думаете, с любым ли человеком дружат?

- А каким должен быть настоящий друг?

Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы. Работа в парах

Текст

уважение и доверие к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность, эгоизм, лицемерие (лесть), умение критиковать (и себя в том числе), прямота, подлость, принципиальность, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность.

- Проверьте, все ли качества вы выбрали?

Тест «Умею ли я дружить»

Действительно, быть настоящим другом очень нелегко. Нужно много работать над собой. Сейчас я предлагаю вам пройти тест умею ли я дружить? Перед вами лежат тесты. Выберите на каждый вопрос только один ответ, обведя его кружочком.

И в конце нашего занятия мне хотелось бы напомнить вам те простые истины. Которые были открыты нами. Прочтем их по цепочке.

Законы дружбы.

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его. (Слайд )

2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга. (Слайд )

3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность. (Слайд )

4. Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя. (Слайд )

5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. (Слайд )

6. Подлинная дружба несовместима с расчетом. (Слайд )

7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу. (Слайд )



Для дружбы важно:

уважение и доверие к другу,

готовность оказать помощь и поддержку,

принципиальность,

умение критиковать (и себя в том числе),

прямота, принципиальность,

искренность,

честность,

забота,

бескорыстие,

равенство,

преданность,

верность,

богатый внутренний мир,

требовательность.


регулятивные: уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами, овладение навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями;





































Предметные УУД: понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека














Психологический тест: умеешь ли дружить?

1. Что ты думаешь о дружбе?

А) Я не верю в дружбу. Есть только люди, которым что-то нужно друг от друга.

Б) Дружба неплохая вещь, если бы друзья так часто не предавали.

В) Это самое прекрасное, что есть на свете. Настоящих друзей ни на что не променяю.

2. У тебя много друзей?

А) Мало.

Б) Не очень много, и, к сожалению, большинство из них не так мне близки, как хотелось бы.

В) Много, причем самых-самых хороших, настоящих друзей.

3. Представь, что одна твоя подруга (друг) в разговоре с тобой сказала о другой какую-нибудь гадость. Что ты сделаешь?

А) Поддакнешь из вежливости, потому что тебе не хочется терять подругу.

Б) Промолчишь, а потом все расскажешь той подруге, о которой шла речь.

В) Прямо скажешь этой девочке, что с ней не согласна, а в дальнейшем попросишь её воздерживаться от подобных высказываний в адрес ваших общих знакомых.

4) Ты с подругой (другом) пошла в магазин одежды. Она меряет брюки, и ты совершенно ясно видишь, что она слишком пополнела для них. Ты ей скажешь:

А) «Ну ты и растолстела!»

Б) «Дорогая моя, по-моему, они тебе не идут».

В) «Знаешь, мне кажется, что предыдущая пара шла тебе гораздо больше».

5) Как твои друзья относятся друг к другу?

А) Все мои друзья — из одной компании, так что они хорошо ладят между собой.

Б) Мои друзья все разные, но у большинства из них общие интересы, так что они почти всегда дружат между собой.

В) Многие мои друзья очень непохожи друг на друга, и часто я стараюсь общаться с ними по отдельности.

6) Ты заметила, что твой друг, который очень нравится тебе, стал больше времени проводить с другим другом. Что ты думаешь по этому поводу?

А) Он мне нравится, поэтому я сделаю все для того, чтобы привлечь его внимание — постараюсь перехватить инициативу.

Б) Грустно вздохнешь, но ничего не скажешь.

В) Позже, во время откровенного разговора об этом, искренне поздравишь друга .

7) Дружба — это…

А) Ерунда. Дружбу легко завести, если ты богат.

Б) Она, конечно, есть, и это довольно неплохая вещь, но часто сохранить её бывает очень нелегко.

В) Настоящая дружба – счастье. Одинокому человеку не нужны богатства!

8 ) Ты дружишь со своей лучшей подругой (другом), потому что…

А) Она популярна и её все любят;

Б) не знаю почему, но она мне чем-то нравится;

В) у нас с ней много общих интересов и хобби.

8) Когда тебя с кем-то знакомят, ты хорошо запоминаешь имена?

А) Редко. У меня плохая память на имена, и к тому при знакомствах часто очень шумно и весело, а это отвлекает.

Б) Не всегда. Когда знакомят сразу с несколькими людьми, в голове все путается и ничего не запоминается.

В) Конечно. Как же общаться с человеком, если не знаешь его имени?

9) Как ты обычно беседуешь с подругами?

А) Стоит мне их увидеть, как я тут де начинаю говорить по меньшей мере полчаса без остановки, пока не расскажу обо всем, что у меня произошло.

Б) Предпочитаю поменьше говорить (в разумных пределах, конечно) и побольше слушать.

В) Мне кажется, что лучшее в разговоре — это общение — говоришь примерно столько же, сколько и слушаешь.

10) На дне рождения твоя подруга (друг), которая сидит рядом, уронила  себе на юбку кусочек торта. Твои действия?

А) «Наташка, ну ты даешь! — Громко скажешь ты на всю комнату. — Её же теперь не отстираешь!»

Б) Сделаешь вид, что ничего не заметила.

В) Возьмешь со стола салфетку и постараешься незаметно передать её ей под столом







А теперь подсчитаем очки. За каждый отмеченный тобой пункт «Б» прибавь себе 3 балла, если ты выбрала ответ «А» — оставь сумму без изменений, а если где-то предпочла «В» — добавляй 5 баллов. Подсчитаем, что же получилось:

0-12 балла: увы, твои способности дружить оставляют желать лучшего. Так что внимательно просмотри те пункты, где ты набрала минимальное количество очков, и подумай, какие качества ты смогла бы изменить в себе, что по-настоящему научиться дружить.

13-32 баллов: Можешь не сомневаться, тебя уважают и ценят гораздо больше людей, чем ты думаешь. Но тебе  тоже не помешает прислушаться к советам, данным выше, и тогда готовься к сюрпризам. Потому что ещё большее количество совершенно замечательных людей захочет подружиться с тобой. Главное — вовремя понять это и предпринять соответствующие действия.

33-50 баллов — Ты просто замечательный друг. И если ты не загордишься от этой немудреной похвалы и не «испортишься», то число твоих друзей с годами будет только увеличиваться. И они всегда поддержат тебя в трудную минуту и порадуются за тебя, когда в твой дом придет радость.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.