Методическая разработка урока по астрономии «Внутреннее строение Солнца и звезд» (11 класс)
Методическая разработка урока ФГОС по астрономии «Внутреннее строение Солнца и звезд»
Ф.И.О. учителя: Азизовой Эльвиры Александровны, учитель физики МОБУ СОШ № 38 им.Страховой С.Л.
Предмет: астрономия
Класс: 11
Цель: Познакомить учащихся с внутренним строением Солнца и звезд.
Задачи:
Сформировать представление о внутреннем строении (ядре, зонах лучистого переноса и конвекции) и структуре атмосферы (фотосфере, хромосфере, короне) Солнца;
О возможности расчета параметров внутреннего строения Солнца (температуре, давлении, плотности газа и т.д.) на основе законов физики;
Научить вычислять плотность Солнца по известной массе и объему, обобщить и систематизировать знания о веществе и телах. об - основные сведения о термоядерных реакциях в недрах Солнца как основе звездной энергетики; астрономические величины (температура фотосферы, температура и давление в центре Солнца, массу и размеры Солнца в сравнении с земными).
Развивать познавательные умения и навыки, умение работать в сотрудничестве. Содействовать в понимании практической значимости данной темы.
Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи анализировать информацию, формулировать выводы; воспитывать самостоятельность, повысить мотивацию обучения, способствовать формированию культуры умственного труда.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- Развитие пространственного, логического мышления, творческого потенциала личности
Метапредметные результаты:
- умение осуществлять поиск информации применять полученную информацию в практической деятельности, в домашнем быту.
- умение структурировать полученные знания, используя наглядные материалы (схемы, формулы).
- умение работать в группе (слушать и слышать, учитывать мнение другого).
Личностные результаты:
- умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.
- умение уважительно относиться к мнению окружающих.
- умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.
Ученики должны знать:
- об основных физических характеристиках Солнца (приближенные значения соответствующих числовых величин;);
- о внутреннем строении (ядре, зонах лучистого переноса и конвекции) и структуре атмосферы (фотосфере, хромосфере, короне) Солнца;
- о возможности расчета параметров внутреннего строения Солнца (температуре, давлении, плотности газа и т.д.) на основе законов физики;
- основные сведения о термоядерных реакциях в недрах Солнца как основе звездной энергетики;
- астрономические величины (температура фотосферы, температура и давление в центре Солнца, массу и размеры Солнца в сравнении с земными).
Ученики должны уметь:
- анализировать учебный материал, использовать обобщенный план для изучения космических объектов, делать выводы;
- решать задачи на расчет основных параметров Солнца с использованием законов механики, молекулярной физики и термодинамики.
Наглядные пособия и демонстрации:
- фотографии, схемы и рисунки телескопического вида Солнца, его внутреннего строения, объектов и явлений в атмосфере Солнца (пятна, факельные поля, протуберанцы, вспышки);
- диапозитивы "Солнце";
- диафильмы (фрагменты диафильмов): "Солнце и жизнь на Земле";
- кинофильмы (кинофрагменты): "Солнце"; "Солнце – главный источник энергии на Земле";
- таблицы: "Солнце"; "Строение Солнца"; "Солнечная система".
Тип урока: вводный урок изучения нового материала.
Метод обучения: проблемно - исследовательский.
Необходимое техническое оборудование:
фотографии, схемы и рисунки телескопического вида Солнца, его внутреннего строения, объектов и явлений в атмосфере Солнца (пятна, факельные поля, протуберанцы, вспышки);
- диапозитивы "Солнце";
- диафильмы (фрагменты диафильмов): "Солнце и жизнь на Земле";
- кинофильмы (кинофрагменты): "Солнце"; "Солнце – главный источник энергии на Земле";
- таблицы: "Солнце"; "Строение Солнца"; "Солнечная система".
Материалы для обучающихся: - Б.А. Воронцов-Вельяминова, Астрономия, 2017
Ход урока
Этапы урока, время | Планируемый результат | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приёмы |
I. 1.Организационный момент. - 1 мин. | Концентрация на образовательный процесс. | Установка внимания, самоорганизации, дисциплины. | - Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт и погружает обучающихся в психологически комфортную атмосферу. | Показывают готовность к уроку. Настрой на учебный процесс. | Принцип психологической комфортности. |
2. Проверка усвоенных знаний по теме «Звезды» (10 мин.) | - Формирование положительной мотивации обучающихся к изучению новой темы. - Воспроизведение знаний, полученных раннее на уроках - Организация актуализированных изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. | Концентрация внимания, развитие логического мышления (анализ, сравнение, синтез), умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | - Предлагает ответить на вопросы: 1.По каким признакам звезды разделяются на спектральные классы? 2. Как связаны температура, радиус, и светимость звезд? - Предлагает рассмотреть диаграмму | Рассматривают диаграмму, воспроизводят знания, полученные раннее на уроках, отвечают на вопросы. | Беседа. Активное слушание. Метод «мозгового штурма», «корзина идей» |
II. 1. Усвоение новых знаний и способов действия Подготовка к работе на основном этапе. - 15 мин. | - Мотивация обучающихся к учебному действию. - Применение знаний, полученных ранее на уроках физики. - Обдумывание, предложение возможных способов действий своей работы. -Организация активной индивидуальной и групповой работы обучающихся с новой темой. - Самостоятельное изучение и осмысление информации. - Систематизация знаний | - Умение организации своей деятельности: выстраивать цель и искать способы действий. - Моделирование - Умение работать индивидуально и в сотрудничестве. | - Демонстрирует фильм «Внутреннее строение Солнца и звезд Вопрос: Равновесие между какими силами обеспечивает долгое существование звезд? - Предлагает оценить радиус нейтронной звезды, зная её массу. - Организует обмен мнениями по теме - Предлагает озвучить мнение. На доске записывает задачу. Знакомит с единицами измерения плотности. | - Смотрят фильм, выдвигают гипотезы при ответе на поставленные вопросы. -Формулируют тему и цель урока. -Выдвигают идеи и предположения - Называют возможные способы решения поставленной задачи. -Записывают тему урока в тетради. -Слушают комментирование задачи. Делают записи в тетради. Задают возникающие вопросы | Метод мозгового штурма. «Корзина идей» Диалог Активное слушание |
III. Закрепление изученного. Контроль и самооценка знаний и способов действий. 15 мин | - Организация активной групповой работы обучающихся с новой темой. - Самостоятельное изучение и осмысление информации. - Систематизация знаний. Воспроизведение знаний, полученных на уроке, и оценивание результатов своей работы. | - Анализ информации при работе с формулами - Оформление физических задач - Умение структурировать знания, классифицировать и систематизировать информацию - Выстраивание учебного сотрудничества с одноклассниками и преподавателями - Сравнение результатов своей работы с результатами других - Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Контроль и самооценка процесса и результата своей деятельности. | Предлагает решить практическую экспериментальную задачу в группах. Определить радиус звезды Антарес. Организует проверку решение задач. | . -Высказывают способы решения данных задач, оформляют задачу в тетрадях. Проверяют правильность выполнения. Один из учеников решает задачу у доски. | Беседа Самостоятельная работа Самоконтроль |
V. Коррекция знаний и способов действия. – 2 мин. | Восполнение пробелов в знаниях. | Умение скорректировать результат своей деятельности. | Организует коллективное исправление ошибок | Исправляют свои ошибки. Ставят в тетрадь карандашом оценки. | Диалог Самооценка |
VI. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. – 1 мин. | Обобщение новых знаний, способов действий и осмысление результата своей работы. | - Оценка результата своей деятельности - Планирование, прогнозирование и целеполагание в осуществлении последующей деятельности. | -Предлагает обучающимся назвать, с чем познакомились на уроке, ответить, достигнута ли цель урока и почему. - Даёт домашнее задание: Задание на дом: Изучить материала учебников: | - Обучающиеся отвечают на вопросы. - Слушают и записывают домашнее задание. | Диалог |
VII. Рефлексия. – 1 мин. | Самоанализ обучающимися своей деятельности и её результатов. | - Умение и выражать свои мысли - Оценивание качества своей и общей учебной деятельности. | Предлагает один из способов рефлексии. | Проводят рефлексию. | «Продолжи предложение…» |