Методическая разработка урока по астрономии «Внутреннее строение Солнца и звезд» (11 класс)

1
0
Материал опубликован 26 February 2020

Методическая разработка урока ФГОС по астрономии «Внутреннее строение Солнца и звезд»

Ф.И.О. учителя: Азизовой Эльвиры Александровны, учитель физики МОБУ СОШ № 38 им.Страховой С.Л.

Предмет: астрономия

Класс: 11

Цель: Познакомить учащихся с внутренним строением Солнца и звезд.

Задачи:

Сформировать представление о внутреннем строении (ядре, зонах лучистого переноса и конвекции) и структуре атмосферы (фотосфере, хромосфере, короне) Солнца;
О возможности расчета параметров внутреннего строения Солнца (температуре, давлении, плотности газа и т.д.) на основе законов физики;
Научить вычислять плотность Солнца по известной массе и объему, обобщить и систематизировать знания о веществе и телах. об - основные сведения о термоядерных реакциях в недрах Солнца как основе звездной энергетики; астрономические величины (температура фотосферы, температура и давление в центре Солнца, массу и размеры Солнца в сравнении с земными).

Развивать познавательные умения и навыки, умение работать в сотрудничестве. Содействовать в понимании практической значимости данной темы.

Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи анализировать информацию, формулировать выводы; воспитывать самостоятельность, повысить мотивацию обучения, способствовать формированию культуры умственного труда.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- Развитие пространственного, логического мышления, творческого потенциала личности

Метапредметные результаты:

- умение осуществлять поиск информации применять полученную информацию в практической деятельности, в домашнем быту.

- умение структурировать полученные знания, используя наглядные материалы (схемы, формулы).

- умение работать в группе (слушать и слышать, учитывать мнение другого).

Личностные результаты:

- умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.

- умение уважительно относиться к мнению окружающих.

- умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.

Ученики должны знать:

- об основных физических характеристиках Солнца (приближенные значения соответствующих числовых величин;);
- о внутреннем строении (ядре, зонах лучистого переноса и конвекции) и структуре атмосферы (фотосфере, хромосфере, короне) Солнца;
- о возможности расчета параметров внутреннего строения Солнца (температуре, давлении, плотности газа и т.д.) на основе законов физики;
- основные сведения о термоядерных реакциях в недрах Солнца как основе звездной энергетики;
- астрономические величины (температура фотосферы, температура и давление в центре Солнца, массу и размеры Солнца в сравнении с земными).

Ученики должны уметь:

- анализировать учебный материал, использовать обобщенный план для изучения космических объектов, делать выводы;
- решать задачи на расчет основных параметров Солнца с использованием законов механики, молекулярной физики и термодинамики.

Наглядные пособия и демонстрации:

фотографиисхемы и рисунки телескопического вида Солнца, его внутреннего строения, объектов и явлений в атмосфере Солнца (пятна, факельные поля, протуберанцы, вспышки);
- диапозитивы
 "Солнце";
диафильмы (фрагменты диафильмов): "Солнце и жизнь на Земле";
кинофильмы (кинофрагменты): "Солнце"; "Солнце – главный источник энергии на Земле";
таблицы: "Солнце"; "Строение Солнца"; "Солнечная система".

Тип урока: вводный урок изучения нового материала.

Метод обучения: проблемно - исследовательский.

Необходимое техническое оборудование:

  фотографиисхемы и рисунки телескопического вида Солнца, его внутреннего строения, объектов и явлений в атмосфере Солнца (пятна, факельные поля, протуберанцы, вспышки);
- диапозитивы
 "Солнце";
диафильмы (фрагменты диафильмов): "Солнце и жизнь на Земле";
кинофильмы (кинофрагменты): "Солнце"; "Солнце – главный источник энергии на Земле";
таблицы: "Солнце"; "Строение Солнца"; "Солнечная система".

Материалы для обучающихся: Б.А. Воронцов-Вельяминова, Астрономия, 2017



Ход урока

Этапы урока, время

Планируемый результат

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приёмы

I. 1.Организационный момент. - 1 мин.

Концентрация на образовательный процесс.

Установка внимания, самоорганизации, дисциплины.

- Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт и погружает обучающихся в психологически комфортную атмосферу.

Показывают готовность к уроку. Настрой на учебный процесс.

Принцип психологической комфортности.

2. Проверка усвоенных знаний по теме «Звезды» (10 мин.)

- Формирование положительной мотивации обучающихся к изучению новой темы.

- Воспроизведение знаний, полученных раннее на уроках

- Организация актуализированных изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

Концентрация внимания, развитие логического мышления (анализ, сравнение, синтез), умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- Предлагает ответить на вопросы:

1.По каким признакам звезды разделяются на спектральные классы?

2. Как связаны температура, радиус, и светимость звезд?

- Предлагает рассмотреть диаграмму

Рассматривают диаграмму, воспроизводят знания, полученные раннее на уроках, отвечают на вопросы.




Беседа.

Активное слушание.

Метод «мозгового штурма», «корзина идей»
























II.

1. Усвоение новых знаний и способов действия Подготовка к работе на основном этапе.

- 15 мин.

- Мотивация обучающихся к учебному действию.

- Применение знаний, полученных ранее на уроках физики.

- Обдумывание, предложение возможных способов действий своей работы.

-Организация активной индивидуальной и групповой работы обучающихся с новой темой.

- Самостоятельное изучение и осмысление информации.

- Систематизация знаний

- Умение организации своей деятельности: выстраивать цель и искать способы действий.

- Моделирование

- Умение работать индивидуально и в сотрудничестве.

- Демонстрирует фильм «Внутреннее строение Солнца и звезд

Вопрос: Равновесие между какими силами обеспечивает долгое существование звезд?

- Предлагает оценить радиус нейтронной звезды, зная её массу.



- Организует обмен мнениями по теме

- Предлагает озвучить мнение. На доске записывает задачу. Знакомит с единицами измерения плотности.


- Смотрят фильм, выдвигают гипотезы при ответе на поставленные вопросы.

-Формулируют тему и цель урока.

-Выдвигают идеи и предположения

- Называют возможные способы решения поставленной задачи.

-Записывают тему урока в тетради.

-Слушают комментирование задачи.

Делают записи в тетради.

Задают возникающие вопросы

Метод мозгового штурма.













«Корзина идей» Диалог























Активное слушание








III. Закрепление изученного. Контроль и самооценка знаний и способов действий. 15 мин

- Организация активной групповой работы обучающихся с новой темой.

- Самостоятельное изучение и осмысление информации.

- Систематизация знаний.

Воспроизведение знаний, полученных на уроке, и оценивание результатов своей работы.

- Анализ информации при работе с формулами

- Оформление физических задач

- Умение структурировать знания, классифицировать и систематизировать информацию

- Выстраивание учебного сотрудничества с одноклассниками и преподавателями

- Сравнение результатов своей работы с результатами других

- Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Контроль и самооценка процесса и результата своей деятельности.

Предлагает решить практическую экспериментальную задачу в группах. Определить радиус звезды Антарес.

















Организует проверку решение задач.

.

-Высказывают способы решения данных задач, оформляют задачу в тетрадях. Проверяют правильность выполнения.



Один из учеников решает задачу у доски.








Беседа

Самостоятельная работа













Самоконтроль


















V. Коррекция знаний и способов действия. – 2 мин.

Восполнение пробелов в знаниях.

Умение скорректировать результат своей деятельности.

Организует коллективное исправление ошибок

Исправляют свои ошибки.

Ставят в тетрадь карандашом оценки.

Диалог

Самооценка

VI. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. – 1 мин.

Обобщение новых знаний, способов действий и осмысление результата своей работы.

- Оценка результата своей деятельности

- Планирование, прогнозирование и целеполагание в осуществлении последующей деятельности.

-Предлагает обучающимся назвать, с чем познакомились на уроке, ответить, достигнута ли цель урока и почему.

- Даёт домашнее задание: Задание на дом: Изучить материала учебников:
Б.А. Воронцов-Вельяминова: § 22 (1, 2); упр. 19.




- Обучающиеся отвечают на вопросы.











- Слушают и записывают домашнее задание.

Диалог

VII. Рефлексия.

– 1 мин.

Самоанализ обучающимися своей деятельности и её результатов.

- Умение и выражать свои мысли

- Оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Предлагает один из способов рефлексии.


Проводят рефлексию.

«Продолжи предложение…»







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации