Классный час «Внешность и внутренний мир человека: что ценно для тебя?» (8–11 класс)
Соавтор разработки: Назарова Елена Александровна.
Классный час
Внешность и внутренний мир человека: что ценно для тебя?
Цель: уточнить представления детей о внешней и внутренней (духовной) красоте человека, формировать умение видеть в человеке лучшие его стороны; развивать внимание, мышление, память; воспитывать стремление к внутреннему самосовершенствованию.
Классный час построен в форме этического диалога с учащимися.
1. Приветствие и организационный момент.
- Добрый день, ребята. Вы выбрали тему для классного часа «Внешность и внутренний мир человека: что ценно для тебя?» Мне бы хотелось, чтобы у нас с вами получился задушевный разговор, поэтому не будем стесняться, будем говорить честно, а не правильно, искренне высказывая свое мнение. Тогда, надеюсь, от нашего разговора каждый получит удовольствие.
(достаю из-за спины два конверта: один – очень красиво оформлен, использована какая-нибудь интересная техника; второй конверт - обычный; в обоих лежит листочек с фразой: «В человеке все должно быть прекрасно: и тело, и душа…»)
- Один мой знакомый любит запечатывать интересные мысли, высказывания свои или известных людей в конверты и дарить близким людям (продемонстрировать конверты).
- У меня в руках два таких конверта. Какой из этих конвертов вам хотелось бы открыть? Взять в руки, потрогать? (в это время самой красивый конверт поднести к носу и понюхать, сказав при этом: «Кстати, он так вкусно пахнет…»)
Предполагаемый ответ: «Красивый!»
- А почему?
Ответы учащихся.
- Да, он красивый, привлекает внимание, к тому же приятен для обоняния.
2. Проблемный вопрос, вызов
-Т.е. могу ли я на основе ваших ответов сделать вывод о том, что (подойти к доске с темой классного часа) внешность является определяющей в нашем мире? Это самое главное? Т.е. внутреннее содержание этих конвертов будет зависеть от того, как они выглядят внешне?
Ответы: нет.
- Вам хочется их открыть? Мне тоже. Но откроем мы с вами их в конце нашей беседы.
3. Диалог с детьми
-Итак, давайте попробуем ответить на вопрос, что же является проявлением внешней и внутренней красоты. Для того, чтобы это было нагляднее, предлагаю использовать небольшие весы и бусины в качестве гирь. Бусина – это то качество, в котором проявляется внешняя и внутренняя красота. (показываю весы и бусины, бусины можно купить двух цветов).
- Почему мы решили, что конверт (показываю красивый)ценен?
Ответы детей:…
(Дети называют многие качества: красивый, аккуратный, необычный и т.д., но я подытоживая, назову только 4)
- Итак, согласна. Проявлением внешней красоты являются ( называю и на каждое качество кладу бусину на весы): красивый, в данном случае мы говорим о конверте; необычный; опрятный (аккуратный); стильный.
- Что стало с нашими весами? Перевесила красота внешняя. А встречались ли вы с подобной ситуацией в жизни, когда внешность оказывалась важнее?
Ответы детей.
- Для продолжения диалога предлагаю вам посмотреть фрагмент из мультфильма по мотивам сказки «Снежная королева», в котором мы видим Герду, приближающуюся к замку Снежной королевы.
(фрагмент из м/Ф: метель, Герда идет босая, с растрепанными волосами, в изорванной одежде).
- Можем ли мы назвать Герду в данный момент красивой по современным меркам и стандартам? У нее красивые уложенные волосы? Опрятно и красиво одета девочка?
Ответы детей: нет.
- Но при этом разве она вызывает у нас отвращение, неприязнь?
Ответ детей: нет
- А почему?!
Ответы детей… (поступок хороший совершает)
- Да, верно. Герда совершает благородный поступок, спасая Кая.
- Так что же является проявлением внутренней красоты? (подходит к весам)
-Т.е. мы можем сказать, что хорошие и благородные поступки- это проявление внутренней красоты?
Ответ детей: да
(кладу бусины на второю чашу весов)
- Какие качества характера помогли Герде добраться до замка Снежной королевы и спасти Кая?
Ответ: трудолюбие, целеустремленность…(подвести детей к следующим качествам: целеустремленность, доброжелательность, милосердие, кроме того, важным является чувство юмора). Делая вывод об этих качествах, опускаем бусины на весы. Их должно быть четыре!
4. Рефлексия
- Что произошло с весами? Чаши оказались на одном уровне. А о чем это говорит?
Ответы детей..
- Можем ли мы сказать, что ценным (подходим к названию темы) является что-то одно?
- Вернемся к нашим конвертам. Вам еще хочется их открыть? Теперь, в конце нашего разговора, можете ли вы с уверенностью сказать, что хотели бы открыть только красивый конверт?
Ответы детей..
(пригласить на помощь двух детей, которые открывают оба конверта и зачитывают содержимое)
Озвучить вслух: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
- Это слова А.П. Чехова, которые созвучны с темой нашего разговора «Внешность и внутренний мир человека: что ценно для тебя?» Мы убедились (показывая на весы), что ценным является и внешность и внутренний мир человека.