Урок истории в 6 классе на тему «Во главе христианского мира»
Пояснительная записка к презентации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Учитель |
Дворникова Наталья Викторовна |
||
Тема урока |
ВО ГЛАВЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРА |
||
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
||
Цель урока |
Создать условия для формирования представления о роли католической церкви в эпоху Средневековья, понимания могущества и влияния церкви на все сферы жизни средневекового общества, понимания причин появления ересей и последствий их распространения для церкви и общества. |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник «Всеобщая история. История Средних веков» М.А.Бойцов, Р.М.Шукуров, презентация, раздаточный материал (документы для трех групп) |
||
Методическая литература |
Хрестоматия по истории Средних веков, Степанова Е.В., Шевеленко А.Я., Пособие для учителя, М., Просвещение, 1969г. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков, Донской Г.М., пособие для учителя, М., Просвещение, 1987г. |
||
План урока |
Блеск папской власти Борьба церкви с ересями. Борьба с еретиками. Монашеские братства. |
||
Личностно значимая проблема |
Чем обусловлена была борьба католической церкви с ересями и еретиками? |
||
методы и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода |
||
Основные понятия |
Ересь, еретик, инквизиция, монашеский орден, аутодафе, епитимия. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о ереси, еретиках и роли католической церкви в Средневековье; учить формировать собственный взгляд на исторические события. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок формировать у учащихся научное мировоззрение о значении института католической церкви в становлении европейск5ой цивилизации; воспитывать нравственные качества уважения к другим взглядами религиям; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока |
Время |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности |
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. |
Слушают и обсуждают эпиграф урока, обсуждают тему урока и пытаются самостоятельно формулировать цели урока. |
Фронтальная работа |
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения. |
|
II. Актуализация знаний |
5 |
Беседа фронтальный опрос |
1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения Что изображено на рисунке? Какое событие и когда произошло? (раскол христианской церкви, 1054г) На каком языке читалась молитва в западной церкви? (на латинском). Кто стоял во главе церкви в Западной Европе? (Папа Римский) У какого итальянского замка император Генрих IV вынужден был умолять о прощении Григория III (Каносса). Что означает выражение «пойти в Каноссу». (пойти на унизительные поступки). |
1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Слушают. |
Фронтальная работа. |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопрос |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
18 5 |
Работа с документами по группам Чтение документа № 1 Работа со слайдом. Чтение документа № 2 Работа со слайдом. Чтение документа № 3 Сообщение учащегося о монашеских орденах. |
Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 2). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №3) Учитель рассказывает о символах папской власти, предлагая детям проанализировать документ №1 «Диктат Папы» 1075г Вопросы к документу: Какова власть Папы Римского над католической церковью? Какова власть Папы Римского над императорами? Какова власть Папы Римского над верующими? Какой вывод о власти папы римского можно сделать на основе вышеизложенного? Закончите предложения: Церковь владела огромными……(землями) В раздробленной Европе церковь была….(единой) Вопросы к документу: Что такое ересь? Кто такой еретик? Какие виды еретиков выделяет католическая церковь? Почему ереси опасны? Против чего выступает ересь Дольчино? Почему она была опасна для церкви? Вопрос классу: так кто же такой еретик с точки зрения католиков XIII века? Вопросы к документу: По каким признакам определялся еретик или сочувствующий ереси? Как воздействуют на уличенного в ереси человека, чтобы доказать его вину? Какое наказание предусматривала церковь еретикам? Можно ли было избежать наказания? Организация работы классы по заполнению таблицы: Монашеские ордена. |
1. Положения «Диктата папы» подчеркивает, что папой может быть только римский епископ, и только он имеет право называться вселенским епископом, так как только римская церковь создана богом. Только папа имеет право принимать новые законы, решать самые важные дела церкви, переводить епископов в другие церкви и никто не имеет права судить папу. 2. Только папа своей властью может короновать императора и лишать его короны. 3.Папа стоит во главе христианского мира, может наказывать и миловать, отлучать от церкви и веры и вновь возвращать. 4. В соответствии с документом и духовенство, и светская власть, все общество должны были подчиняться тому, кто назывался «наместником Бога на земле» ; в его руках оба меча, как мирской, так и духовной власти. 1. Ересь – это «разделение» по латыни. Еретик – отклонившийся от католической религии христианин. 2. 1 – те, кто верует, но его верования расходятся с подлинной верой, 2 – те, которые вообще не веруют. Ереси опасны, т.к. они разрушают добрую волю людей и вводят их в заблуждения. 3. Ересь Дольчино выступала против римской церкви, против монахов и орденов монашествующих, против белого духовенства и т.д. Ересь опасна, т.к. подрывает авторитет и главенство Римской католической церкви и ее структуры. Еретики – это те безумцы, которые стараются извратить слова Господа нашего Иисуса Христа и дать им другой смысл… противоположный тому, который был дан им святыми Отцами. 1. Кто тайно навещает еретиков в тюрьме, плачутся о задержании их или о смерти, дружили с ними раньше, говорит о несправедливости задержания их или смерти, Кто скорбит о них или любит. 2. Притвориться друзьями и все втайне разведать, надо говорить вкрадчиво, по-доброму, а с арестованным еретиком не церемониться – кормить впроголодь, в случае сознания в ереси, обещать не сжигать на костре, использовали пытки. 3. Сожжение на костре – для тех, кто не раскаялся. Те, кто признал ересь – к епитимиям (чтение молитв, посещение храмов, посты, строгое исполнение церковных обрядов, хождение по «святым» местам, пожертвования на благотворительные дела, ношение позорящих знаков, публичное бичевание), к пожизненному заключению.. Заполнение таблицы. . |
Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа. Индивидуальная работа. |
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из документов; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о роли религии в средневековой Европе, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты документов и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план ответа. |
Устные ответы. Устные ответы. Устные ответы. Устные ответы. Устные ответы. Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
10 |
1. Работа с терминами 2. Отработка причинно-следственных связей. 3. Отработка навыков работы со схемой. |
1. Опираясь на слайд на доске, предлагает учащимся вначале отгадать, что за определения даны на экране, а затем организовать их запись в тетради. 2. Опираясь на слайд на доске, предлагает учащимся найти причины появления ересей в средневековой Европе, используя подсказку-иллюстацию. 3. Помогает учащимся осмыслить полученные знания в форме схемы, предлагая учащимся схему занести в тетрадь. |
1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы, записывают в тетрадь причины появления ересей. 3. Рассуждают, зарисовывают схему в тетрадь. |
1.Индивидуальная работа. 2.Фронтальная работа 3 Фронтальная работа Индивидуальная работа. |
Познавательные: умение применять полученные знания, работа с терминологией |
Проверка рабочей тетради |
V. Итоги урока. |
3 |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Учитель: Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос? Чем обусловлена была борьба католической церкви с ересями и еретиками? |
Отвечают на вопросы. Да, это было необходимо для сохранения единства и могущества христианской церкви в Европе. Для сохранения европейской идеологии и существующей цивилизации. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
2 |
Конкретизирует домашнее задание § 18, пересказ, знать понятия. Творческие задания: подготовить сообщение о Фоме Аквинском; подготовить сообщение о чуме XIV века. |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
Приложение. Раздаточный материал для рабочих групп
1. «Диктат Папы», 1075г
(автор Папа Римский Григорий VII)
Папа начертал:
Римская церковь создана единым Богом
Только Римский епископ по праву зовется вселенским,
Только он одни может низлагать епископов н восстановлять их
Легат его на соборах занимает первое место пред всеми епископами, даже будучи в низших степенях (священства) - может приговаривать их к низложению.
Папа может низлагать отсутствующих.
С отлученными им не должно находиться в одном и том же доме
Ему одному надлежит, смотря по надобности, издавать новые уставы, учреждать новые епархии, каноникаты превращать в аббатства, и наоборот, богатую епархию делить, бедные соединять.
Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства
Одному папе все князья лобызают ноги.
Только его имя поминается в церквах,
Он один в мире именуется папой,
Он может низлагать императоров.
Он может, по мере надобности, перемещать епископов с кафедры на кафедру.
В любую церковь, куда угодно, он может ставить клириков.
Поставленный папою может быть во главе какой-либо церкви, но не может быть в положении подчиненном; равно не может он принимать высшей степени от какого-либо епископа.
Ни один собор без его соизволения не может называться всеобщим.
Ни одно постановление, ни одна книга не могут быть признаны каноническими без его санкции
Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно.
Никто ему не судья
Никто не смеет привести в исполнение приговор над взывающим к папскому престолу.
Важные дела любой церкви должны восходить до него,
Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь, по свидетельству Писания, не будет заблуждаться.
Римский епископ, канонически поставленный, заслугами св. Петра непреложно получает святость.
По его изволению и разрешению подвластные могут быть пожалованы.
Без собора он может восстановлять и низлагать епископов.
Не считается католиком тот, кто не согласен с Римской церковью.
Он может освобождать подданных от присяги плохим правителям.
Вопросы:
Какова власть Папы Римского над католической церковью?
Какова власть Папы Римского над императорами?
Какова власть Папы Римского над верующими?
Какой вывод о власти Папы Римского можно сделать на основе вышеизложенного?
2. Из документа «Семь Партид», титул XXVI
(кодификация законов, составленная в Кастилии в 1256-1263 гг., состоявшая из 7 частей)
Откуда происходит слово «еретик», сколько их видов и какой вред они приносят людям, которые с ними общаются
«Ересь» как в латыни, так и по-романски означает разделение, и отсюда происходит слово еретик, то есть отклонившийся от католической религии христианин. Существует очень много сект и категорий еретиков, но две из них самые главные. К первой относятся те, кто верует, но его верования расходятся с подлинной верой, которую Римская церковь повелевает исповедовать и блюсти. Ко второй категории относятся те, которые вообще не веруют, и это очень негодные люди, думающие, что душа умирает вместе с телом и что ни за добро ни за зло, которое человек делает в этом мире, он не получит ни награды ни наказания. И те, кто так думает, хуже животных. И от еретиков, к какой бы категории они не принадлежали, исходит большой вред на земле, так как они всегда стараются разрушить добрую волю людей и ввести их в заблуждение.
Ересь Дольчино
...Около 1260 г. появился некий Герардо Сегарелли из Пармы в Ломбардии, который выделялся злыми намерениями, как своими, так и многих своих приверженцев. Этот человек, желая казаться совершенным, выдумал новый образ жизни и прикинувшись кающимся, своими выдумками и баснями привлек на свою сторону многих, ставших его учениками и последователями. Создав с ними постепенно нечто вроде монашеского ордена и тайно влив в них заразительный яд своего учения, он стал выступать против общего статуса святой римской церкви, против прелатов и всего клира, против монахов и всех монашеских орденов, против белого духовенства. как об этом будет сказано полнее в том. что последует. Внушил своим слушателям под личиной поддельной святости, что он хочет следовать жизни и путям апостолов и как поступали апостолы, проповедовать им покаяния и учить новой жизни, не понимая того, что более старые пути более спасительны. Поэтому он назвал своих учеников и последователей апостолами и хотел, чтобы они именно так назывались, дабы они жили не повинуясь никому, кроме бога, как и первые апостолы господа нашего Иисуса Христа. Пагубную же свою секту не столько своим авторитетом, которого у него не было, сколько своею наглостью, которая у него была большая, он постановил назвать орденом апостолов, которые должны были рассеяться по всему свету, подобно монахам нищенствующих орденов, которые просят милостыню и живут ею, и должны были бы проповедовать повсюду народу: «Покайтесь, ибо приблизилось царствие божие». И многое тому подобное, что на первый взгляд казалось бы добром слушателям, особенно простым людям.
Многочисленные заблуждения, вымышленные умом его, он передал своим последователям, поучая их, чтобы они не открыто и не при всем народе, но тайно держали их и поучали других. И так с самого начала они ходили в плаще, прикрывшись наподобие монахов, иногда в сандалиях, а иногда и босыми: они отступали от обычного вида верных христиан, от их жизни и от их обычаев и делали вид, что они ведут совершенную жизнь и апостольскую, показывая народу своим внешним видом, своими жестами, своим поведением, что они следуют евангельскому учению А на самом деле жизнь их была внутренне далеко не так совершенна и внешне постыдна, а их учение на их тайных собраниях было в такой же степени еретическое, как и безумное…
ВОПРОСЫ:
Что такое ересь? Кто такой еретик?
Какие виды еретиков выделяет католическая церковь? Почему ереси опасны?
Против чего выступала ересь Дольчино? Почему она была опасна для церкви?
3. НАСТАВЛЕНИЕ О ПРИЕМАХ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЕРЕТИКОВ.
Это руководство было составлено одним из инквизиторов-доминиканцев Давидом в 1260г.
Как уличается приспешник еретический.
Первое.
Те, которые тайно навещают их, когда они содержатся в тюрьме, и перешептываются с ними, и снабжают их пищей, берутся на подозрение как последователи их и соучастники.
Второе.
Те, которые сильно плачутся о задержании их и их смерти, были, очевидно, особые их друзья при жизни, ибо быть долго в дружбе с еретиком и не видеть его ереси едва ли вероятно.
Третье.
Если кто распространяет слух, что те несправедливо осуждены, тогда как на самом деле они были явно уличены или даже сами сознались в ереси, тот, очевидно, одобряет их учение и допускает ошибку церкви, их осудившей.
Четвертое.
Если кто станет со скорбным лицом смотреть на преследователей еретиков и на успешных их обличителей, так что при желании можно подметить по глазам, носу и по выражению лица, и не сможет глядеть им прямо в глаза, тог берется нарочито на подозрение, что он питает ненависть к тем, кто огорчил его сердце, настолько, что это отражается даже на лице и, значит, любит тех, о гибели коих столь скорбит.
Пятое.
Если кто-либо попадется в том, что тайно собирает ночью, как реликвии, кости сожженных еретиков, — ибо они, несомненно, почитают святыми тех, чьи кости собирают, как святыню, то такие лица - еретики, как и те.
Эти признаки дают значительное право заподозрить их ереси, хотя еще и не вполне достаточны для осуждения, если не присоединяются другие доказательства, из которых совершенно явствует, что они совершали все это во славу ереси. И если будут такие, которые сумеют и захотят мудро проследить их и с благословения епископа прикинутся сторонниками и друзьями еретиков и сумеют поговорить с ними осторожно, безо лжи, и которые не внушают опасения, что они заразятся от них, — такие могли бы проникать во все их тайны, узнавать обычаи и речи, устанавливать личности еретиков и их сторонников, выслеживать их притоны и сходбища и отчетливо замечать и записывать все, чем отдельные лица могут быть уличены в ереси, выведывать также, когда присутствуют их учителя или когда они собираются вместе с тем, чтобы своевременно указывать это и многое другое инквизиторам и давать их схватить и выступать по закону свидетелями против них, что много поможет церкви в искоренении еретической мерзости.
Кормят еретика впроголодь, так чтобы страх совсем его ослабил, и не допускают к нему никого из его товарищей, чтобы тот не укрепил его и не научил хитро отвечать и никого не выдавать; и вообще никого к нему не пускать, только изредка двух надежных и испытанных людей, которые осторожно, как бы сочувствуя, станут увещевать его избавиться от смерти и чистосердечно сознаться, в чем и как погрешил, и пообещают ему что, сделав это, он может избегнуть сожжения. Ибо страх смерти и жажда жизни смягчат сердца, ничем иным не смягчаемые.
Говорить же надо вкрадчиво: не бойся и спокойно сознайся, если ты, быть может, считая их за добрых людей, которые учат тому-то и тому-то, доверился им, охотно слушал их, поддерживал их из своего имущества, порой принимал их в своем доме и даже исповедовался у них, делая это по простоте своей и из любви к ним, считая их добрыми и ничего дурного про них и зная; а обмануться в этом ведь могут и люди значительно помудрее тебя.
Вопросы:
По каким признакам определялся еретик или сочувствующий ереси?
Как воздействуют на уличенного в ереси человека, чтобы доказать его вину?
Какое наказание предусматривала церковь еретикам? Можно ли было избежать наказания?
Список использованной литературы:
Хрестоматия по истории Средних веков, Степанова Е.В., Шевеленко А.Я., Пособие для учителя, М., Просвещение, 1969г.
Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков, Донской Г.М., пособие для учителя, М., Просвещение, 1987г.
Интернет-ресурсы:
Википедия ttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
Эпиграф http://faithaphorism.ru/tag.php?tag=%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C&page=2
Презентация ВО ГЛАВЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРА приложение к уроку
PPTX / 18.64 Мб