Технологическая карта урока истории «Военные будни через призму Окопного журнала» (9–11 классы)

2
0
Материал опубликован 16 July 2018 в группе

Технологическая карта

«Военные будни через призму Окопного журнала»

Учебный предмет

Класс

Место проведения/ оборудование

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Русский язык

Литература

9

Школьный Музей Боевой Славы 21 дивизии народного ополчения/

экспонаты музея

«Военные будни через призму Окопного журнала….»

Интегрированный урок

Создание условий для развития аналитического, логического мышления, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки.

Формировать представление о тексте, признаках текста. Развивать умение работать с текстом, анализировать его; умение работать с толковым словарем, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

3-4 мин

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся в музее. Не в обычном музее, а в музее военной истории – Музее Боевой Славы 21 дивизии народного ополчения. Давайте прислушаемся, и может нам удастся услышать отзвуки того времени. Здесь много экспонатов, посмотрите вокруг себя. С каждым из них связана своя история. Давайте попробуем через призму времени перенестись в прошлое.

-Ребята, вашему вниманию представлен небольшой видеофрагмент. Внимание на экран.

Учитель показывает отрывок из кинофильма «Горячий снег», в котором отражены события Сталинградской битвы в годы Великой Отечественной войны.

 

Подготовка класса к работе.

Учащиеся знакомятся с экспонатами музея. Просматривают видеофрагмент.

Личностные результаты

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
 

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

6 мин

После просмотра видеоролика учитель задает вопросы:

-Ребята, какие события вы увидели в этом фрагменте?

- Какие значимые битвы в годы Великой Отечественной войны вам известны?

-Как вы думаете, сейчас мы увидели события какой битвы? Почему вы так считаете?

- Откуда мы можем узнать о событиях тех нелегких времен?

- А много ли книг посвящено самому крупному сражению, как вы считаете?

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? О чем мы будем говорить?

Отвечают на вопросы

Возможные ответы:

(- военные действия, война, сражение, битва.)

(-Битва под Москвой, Блокада Ленинграда, Курская дуга, Сталинградская битва и т.д.)

(- Сталинградская битва. Мы видим, что события происходят в зимний период времени, а, как известно, в феврале 1943 года сталинградские морозы достигали 47 градусов. Это самое крупное сражение за всю историю Великой Отечественной войны …)

( - Мы можем узнать это из фильмов, из книг, от ветеранов, которые до сих пор живы..)

(-Много)

(-«Сталинградская битва в литературных произведениях», «Книги о Сталинградской битве» и т.д.)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие (П – логические)

Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Проблемное объяснение материала

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

6-7 мин

- Ребята, вы сказали, что существует много литературы о событиях Сталинградской битвы. Какие произведения вы знаете?

-Ребята, вы назвали произведения, которые воспевают подвиг народа и назвали такие, в центре которых реальные исторические лица или события. Военная проза имеет три потока, два из которых вам знакомы: произведения художественно-документальные и героико-эпические. Существует третий поток – «лейтенантская проза». Как вы думаете, какие произведения мы можем отнести к этому потоку?

-Перед вами «окопный журнал» Сталинградской битвы. Посмотрите на него. Что в нем особенного?

- Как вы понимаете слово «окопный»?

-Мы увидели, что это слово имеет значение «свойственный окопу, связанный с ним». Получается, что этот журнал писался в окопе.

Посмотрите на экспонаты музея: где среди них вы видите еще такой журнал или журналы?

-Скажите, пожалуйста, они точно такие же или х что-то отличает от того журнала, который мы с вами только что держали в руках?

-Как вы думаете, с чем это связано?

Называют те произведения, которые им известны или те, о которых слышали. Могут прозвучать как примеры стихотворений, так и прозаических текстов.

Говорят о том, что, скорее всего, «лейтенантская проза» - это произведения, написанные теми, кто сам принимал участие в военных действиях.

Работа с экспонатами музея.

Просматривают «окопный журнал» Сталинградской битвы. Делают вывод, что он полностью написан от руки.

Работа со словарной статьей.

«Окопный»:

Соотносящийся по значению с существительным «окоп», связанный с ним;

Свойственный окопу, характерный для него;

Находящийся в окопе.

Синонимы: солдатский, военный

Смотрят значение слова «окоп»:

Укрытие для стрельбы и для защиты от огня (в 3 знач.) в виде неглубокого рва с насыпью.

Смотрят экспонаты музея, находят журналы других битв, обращают внимание на то, что большинство из них уже не рукописные, а печатные.

Метапредметные результаты

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К)

Постановка вопросов (К)

Предметные результаты

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание решения проблемы поискового характера (П)

Работа с текстом

Цель этапа:

Закрепление понятий материала, научиться понимать текст, анализировать

20-22 мин

Организует деятельность по применению знаний

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Мы с вами уже сказали, что военные события нашли свое отражение во многих литературных произведениях, но остановились на третьем потоке военной прозы.

В годы Великой Отечественной войны около трети Союза писателей ушло тогда на фронт (военными корреспондентами, солдатами, офицерами, политработниками). Были и такие, которые ни в каких писательских организациях не состояли и прямо из окопов пришли в литературу.

Во время войны и в первые послевоенные годы писатели стремились сразу же донести до читателей увиденное и пережитое.

Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 г. Она поразила миллионы читателей своей искренностью и прямотой и принесла писателю подлинную славу.

-Перед вами отрывки из повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Прочитайте его с выражением про себя.

В тексте вам встретились незнакомые слова? Назовите их?

А среди экспонатов музея есть что-то, что описано в данных отрывках?

- Вернемся к тексту. Вы видите, что в тексте есть пропущенные слова. Дополните текст, вставьте те слова, которые, на ваш взгляд, подходят по смыслу. Запишите их.

(Учащиеся заполняют пробелы, после чего учитель демонстрирует авторский текст без пропусков. Сопоставительный анализ.)

- Почему автор употребляет именно эти слова?

- Давайте сравним представленные отрывки с содержанием окопного журнала.
Какие мы видим сходства и какие различия?

 

Ребята работают с раздаточным материалом по группам. Читают текст. Делают записи.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся называют встретившиеся им в тексте незнакомые слова. Пытаются определить их лексическое значение. Обращаются к толковым словарям.

Среди экспонатов музея находят предметы, соответствующие найденным словам.

Учащиеся работают с раздаточным материалом, делают записи.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

3-4 мин

Организует рефлексию,

организует самооценку

результатов уч-ся.

- Ребята, наше занятие подходит к концу.

Мы сегодня с вами так много говорили о Сталинградской битве, об «окопном журнале», о литературных текстах, в которых это все нашло свое отражение. Почему же эта тема так важна и актуальна?

Учитель задает домашнее

задание с учетом уровня

подготовки обучающихся:

Домашнее задание предоставляется на выбор:

1. Продолжить отрывок из текста В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

2.Провести исследование: «О чем пишут в других рукописных журналах нашего музея, сравнить, чем они отличаются друг от друга?»

3. Написать письмо солдату-фронтовику

4. Создать страницу своего рукописного журнала на тему о событиях Сталинградской битвы.

- Ребята, как вы можете оценить сегодня свою деятельность на уроке? Запишите на листочках свое мнение об уроке и положите в «Корзину идей».

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какие получили знания?

Что вызвало особые затруднения?

Где можно применить новые знания?

Называют ключевые слова темы.

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тексты:

 

Переползаю дно оврага. Цепляюсь за куст. Подымаюсь  по противоположному склону. Не  напороться бы... Правда, Чумак говорил,  что  окопы их только за кустами начинаются.  Справа хрустят ветки  -  кустарник сухой.  Неосторожный все-таки народ.
     Ползу. Все выше и  выше. Стараюсь не дышать. Зачем - не знаю. Как будто кто-нибудь  услышит мое  дыхание. Прямо передо  мной звезда, большая, яркая, немигающая. Вифлеемская звезда. Я ползу прямо на нее.
     И вдруг-"трах-тах-тах-тах..." над самым  ухом. Я  вдавливаюсь в  землю. Мне кажется, что  я  даже  чувствую
_______  от пуль. Откуда  же этот  пулемет взялся?
     Приподымаю  голову:  Ничего  не  разберешь... Что-то темнеет...  Кругом тишина.  Ни хруста, ни  шороха.  "Кукурузник" уже где-то  за спиной.  Сейчас немцы начнут передний край освещать.
     Хочется
_________.  Изо  всех  сил сжимаю  нос  пальцами. Тру переносицу. Ползу дальше. Кустарник уже позади. Сейчас будут окопы.  Немецкие окопы. Еще пять, еще десять метров.  Ничего нет. Я ползу осторожно, щупая  перед  собой рукой.  Немцы  любят  случайные _______ разбрасывать.  Откуда-то, точно из-под земли, доносятся звуки фокстрота - саксофон, рояль и  еще  что-то,  не пойму что.
     "Трах-тах-тах-тах..."
     Опять  
_______.  Но  уже  сзади.  Что  за  чертовщина? Неужели  пролез? Сдавленный крик. Выстрел. Опять пулемет. Началось.
     Я бросаю гранату наугад  вперед,  во что-то чернеющее. Бросаюсь рывком. Чувствую  каждую
______ в своем теле, каждый _______. Мелькают  в темноте, точно всполохнутые  птицы,  фигуры.  Отдельные  вскрики,  глухие удары,  выстрелы, матерщина  сквозь  зубы.  Траншея.  Осыпающаяся  земля. Путаются  под ногами пулеметные ленты.  Что-то мягкое, теплое,  липкое...  Что-то вырастает перед тобой. Исчезает...
     Ночной бой. Самый сложный вид боя. Бой одиночек.
_______ здесь все. Власть его неограниченна. Инициатива, смелость, инстинкт, чутье, находчивость - вот что решает исход.  Здесь нет массового, самозабвенного азарта дневной атаки. Нет чувства  локтя. Нет "ура", облегчающего, все закрывающего, возбуждающего "ура»…

2


 

Всю  первую  половину  дня _________ поливают  нас из минометов - средних и даже тяжелых. Часам к трем  из шестнадцати  человек нас остается двенадцать.
Четверо  раненых, из вчерашних еще, умирают. По-моему, от заражения крови. У одного столбняк. Это страшная штука. Он умирает на моих глазах -  не молодой уже, лет сорока. Его  ранило разрывной  пулей в  правую  руку,  чуть  пониже локтя. Он все время боялся, что ему
_______ руку. До войны он был токарем по металлу.
Он вопросительно посматривал то на меня, то на Карнаухова, будто мнение наше чего-нибудь стоило. Мы утешали его, что кости срастаются быстро, и мясо тоже нарастает,  и что нерв  у  него цел, раз  он шевелит  пальцами. Это его успокоило. Он даже стал рассказывать о  каком-то усовершенствовании, которое он  сделал  еще  до  войны в  своем  токарном  станке. Потом  у  него начало подергиваться
_______. Рот растянулся в страшную напряженную  ___________.  Судороги захватили все тело. Он выгибался _______, упершись пятками и затылком в землю. Кричал. Его невозможно было разогнуть.
     - Это  столбняк,- сказал Карнаухов,- у нас в  медсанбате  умер один  от этого.
     Через два часа раненый умер.
...
Атака  наших не удается. Мы стоим в  траншеях и следим за перестрелкой. Немцы  сыплют  из  пулеметов  без  всякой передышки.  Очереди  сталкиваются, перекрещиваются, взлетают  высоко в  небо.  То тут, то  там на  той  стороне оврага  вспыхивают  минные  разрывы.  Потом  все
_______.  Минут десять  еще постреливают минометы. Потом и они умолкают.
...
В  семь  прилетает  "рама".  Урчит,  урчит  без  конца,  выворачиваясь, поблескивая стеклами. Потом без всякой подготовки немцы переходят в
_______.
    Мы отстреливаемся четырьмя пулеметами. На двух - пулеметчики, на двух - Чумак с Карнауховым и я с Валегой. Связисты со стариком держат фланги.
     Солнце светит из-за спины. Стрелять хорошо. Я  уже  не  помню,  сколько раз  появляются  немцы. …….

3.

Абросимов прилип к трубке.
     - Приготовиться!
     Последние   разрозненные  
_________.    Затем   тишина.    Страшная   и неестественная тишина. Наши кончили. Немцы еще не начали.      - Пошли! - кричит в трубку Абросимов.  Я прилипаю к амбразуре. На сером предрассветном небе  смутно  выделяются  водонапорные  баки, какие-то трубы, немецкие траншеи, подбитый  танк. Правее - кусок  наших _________. Птица летит, медленно взмахивая крыльями. Говорят, ________ не боятся войны.
     -  Пошли, ядри вашу  бабушку! - орет в  телефон Абросимов. Он бледен, и уголок его рта все время подергивается.
     Левее меня  майор.  Тоже  у  амбразуры. Сопит трубкой.  Меня  почему-то знобит. Трясутся  руки, и  мурашки по спине бегут. От
________, должно быть. Отсутствие дела страшнее всего.
     Над  нашими  окопами  появляются фигуры.  Бегут... Ура-а-а-а!  Прямо на баки... А-а-а-а...
     Я  даже не  слышу, как начинает работать немецкий пулемет. Вижу только, как падают фигуры. Белые дымки минных разрывов. Еще один пулемет. Левее.
     Разрывов  все больше и  больше. Белый, как вата, дым стелется по земле. Постепенно рассеивается.  На серой  обглоданной земле люди.  Их много.  Одни ползут. Другие лежат. Бегущих больше нет.
...
Смотрю.  Человек двенадцать  лежит.  Должно  быть,  
_______.  Руки, ноги раскинуты. Остальных не видно. Пулемет сечет прямо по брустверу, только пыль клубится. Дело ________.
Керженцев,- совсем тихо говорит майор.
     - Я вас слушаю.
     -  Нечего тебе тут делать. Иди-ка в  свой батальон  бывший. К  Ширяеву. Помоги...- и  посопев трубкой: - Там  у вас немцы еще вырыли ходы сообщения. Ширяев придумал, как их захватить. Ставьте пулеметы и секите им во фланг.
     Я поворачиваюсь.
     - Вы что, к Ширяеву его посылаете? - спрашивает Абросимов, не отходя от телефона.
     - Пускай идет. Нечего ему тут делать. В лоб все равно не возьмем.
     -  Возьмем! -  неестественно  как-то  взвизгивает  Абросимов  и ……

4.
Город горит.  Даже не город,  а весь берег на всем охватываемом  глазом расстоянии. Трудно даже  сказать - пожар  ли  это. Это что-то __________.  Так, вероятно, горит  тайга  -  неделями, месяцами на десятки,  сотни километров. Багровое  клубящееся небо. Черный, точно выпиленный лобзиком ___________ горящего города. Черное и красное.  Другого нет. Черный город и красное небо. И Волга красная. "Точно кровь",- мелькает в голове. Пламени почти не видно. Только в одном месте, ниже по течению, короткие прыгающие  языки. И против нас измятые, точно  бумажные цилиндры нефтебаков, опавшие,  раздавленные  газом.  И  из  них  пламя  -  могучие   протуберанцы
отрываются и теряются в тяжелых,  медленно клубящихся фантастических облаках свинцово-красного дыма.
...
Катер опять  никак не  может  подойти  вплотную к причалу. __________ прямо в воду, мутную и холодную. На  берегу тащат  какие-то ящики. Ими завален  весь  берег.  Под ногами путаются  цепи,  тросы. На ящиках и просто  на земле раненые  - молчаливые и угрюмые, прижавшиеся друг к другу.
     Берег  у реки плоский, песчаный.  Дальше -  высокий, почти вертикальный обрыв. И над всем красное, заваленное дымом небо. Стреляют совсем рядом, как будто за
_______. Становится прохладно, и я надеваю ___________.    
...
На верху  дороги,- отсюда виден только  задранный шлагбаум,  поваленный столб и мотки сваленной проволоки,- появляются несколько фигур. Приткнувшись к столбу, они стреляют, потом бегут вниз.     Кто-то задевает меня плечом и чертыхается.
     Я поворачиваюсь и ударяю с размаху в белое, прыгающее передо мной лицо.
     - Назад!..- кричу я во все горло так, что у  меня в ушах
_______, и бегу вверх по дороге.
     Немцы оказываются  сразу же за  железной дорогой. Пути  идут  почти  по самому  краю  высокого берега.  Застывшие  вереницы цистерн на фоне  чего-то горящего. Строчит наш
________ откуда-то справа, из-под колес.
...

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации