"Волшебные звуки. Звуки речевые и неречевые".

0
0
Материал опубликован 16 January

Конспект логопедического занятия

в 1 классе для детей с ОВЗ












Тема: «Волшебные  звуки. Звуки речевые и неречевые».






















Подготовила: учитель- логопед, дефектолог Минатулаева Т.А







15.01.2025 г.



Конспект логопедического занятия в 1 классе

«Волшебные звуки. Звуки речевые и неречевые»




Цель:

Проверить прочность усвоения детьми ОВЗ группу знаний, умений и навыков, сформированных на логопедических занятиях по обучению элементам грамоты; учить применять их в практической деятельности – игре.

Задачи:

Коррекционно - образовательные – развитие зрительного и слухового внимания, развитие связной речи;

Коррекционно- развивающие – развитие мелкой моторики, согласования движений и речи,

- развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления,

- развитие фонематических процессов.

Воспитательные – воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде, создание ситуации успеха, стимулирование речевой активности,

Оборудование:

Компьютер, зеркала, презентация «Зрительная гимнастика «Бабочка», погремушка, карточки с изображением различных предметов, на каждого ребёнка- карандаши цветные, раскраска «Бусы».




ХОД ЗАНЯТИЯ:




1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и гости! Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Сегодня у нас  занятие непростое, и  к нам пришли гости. Давайте покажем нашим гостям, чему вы научились, и как мы умеем работать.

2.Основная часть.

Ребята, сегодня я вас приглашаю в волшебный мир звуков. Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. Давайте вспомним, для чего мы её выполняем (Чтобы наши губки были подвижными , язычок послушным и все звуки получались красивые)

Итак, возьмите зеркала- приступаем.




Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик»

Упр-е: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до 10.

«Трубочка»

Упр-е: Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Следить, чтобы в серединке губ были видны сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 10.

«Чередование «Заборчик» - «Трубочка».

Упр-е: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет.

Упражнения для губ и нижней челюсти

«Окошко»

Упр-е: улыбнуться, показать зубы, открыть рот «окошко» (должны быть видны верхние и нижние зубы), удерживать рот открытым под счет до 5, 10. Затем сомкнуть зубы, удерживать зубы сомкнутыми под счет до 5 , 10.

Упражнения для языка

«Наказать непослушный язычок»

Упр-е: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить: « пя- пя –пя», важно удерживать язык широким , как блинчик на сковородке.

Развитие речедвигательного аппарата

«Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Движения языка медленные. Затем «чистим верхние зубки» с внешней стороны, а потом нижние зубы с внутренней и внешней стороны.

«Лошадки» При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Молодцы, ребята!

3.Введение в тему

- А сейчас, ребята, внимательно меня послушайте.

В мире, где мы живём, нас окружает множество разных звуков. Звуки- это то, что мы слышим и воспринимаем своими ушками. Это и пение птиц, шум воды и ветра, и шум от различных машин на улице, звуки различных животных, разговор людей. Всё это звуки.

Ребята, так что же такое звуки? (то, что мы слышим)

- Но звуки бывают разные: звуки бывают речевые и неречевые.

Например – скрип двери, стук молотка, хлопанье в ладоши, топанье ногами – всё это неречевые звуки. Они не связаны с речью человека.

А вот речевые звуки - это те звуки, которые произносит человек. Речевые от слова «речь». Запомните, ребята, речевые звуки может произносить только человек.

(Например, разговор детей и взрослых, пение, чтение стихов и сказок, речь учителя – всё это речевые звуки.)

-Для чего же нам нужны речевые звуки (для того, чтобы мы общались между собой.)

-Давайте послушаем различные звуки и вы определите – какие это звуки: речевые или неречевые? Итак, мы отправляемся в волшебный мир звуков.

Звучат звуки:(mp 3)

Шум поезда

-Что мы услышали? (как стучит колёсами поезд) Представьте, ребята, что мы едем на волшебном поезде. А что же мы слышим за окном?

Шум ветра

-Что мы услышали? (как шумит ветер) Поднялся сильный ветер, он клонит -деревья к земле, кружит листья.

Шум дождя

-Что мы услышали? (как идёт дождь и даже гремит гром) Вот ветер стихает, начинается сильный ливень, мы даже слышим раскаты грома.

Пение птиц в лесу.

- А сейчас дождь закончился, мы находимся в волшебном лесу и можем восхититься пением птиц.

Звуки животных петух, корова, лошадь, собака, кошка)

-Мы проезжаем мимо деревни и слышим звуки различных животных.

Шум моря.

-И вот, наконец, наше путешествие заканчивается, куда же мы приехали, ребята? (на море). Мы слышим шум волн, крик чаек.

- Какие мы слышали звуки? Правильно ребята, всё это неречевые звуки!

-Молодцы!

Ещё раз, звуки природы и звуки, которые издают животные- это неречевые звуки.

- А вот когда мы слышим от мамы: «Малыш, пора вставать!» или «Сыночек, как ты сегодня вёл себя в школе?» или «Доченька, какая ты у меня красивая!» - какие звуки мы слышим - речевые или нет?

-Конечно же, речевые!

-Ребята, наши мамы всегда заботятся о нас и любят нас, давайте для них сделаем подарок, но не простой, а вложим в него свой труд.

-Мы нарисуем для наших любимых мам бусы …. (раздаются листочки, на которых нарисованы ниточки для бус).

- Но для того чтобы наши бусы были красивые, нам нужно быть аккуратными и подготовить наши ладошки и пальчики к рисованию:




4.Физкультминутка:

-Давайте поиграем в игру «Вверх ладошки»

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам - шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест- накрест руки сложим!

Вот, теперь мы можем мастерить наши бусы.

5. «Нарисуем маме бусы»

- Наши бусы будут не простые, а звуковые… Если вы услышите звук хлопка – нарисуйте бусинку синего цвета, если звук погремушки – зелёного, ну а если вы услышите как я произношу звук О- рисуйте бусинку красного цвета.

6. Упражнение для глаз «Бабочка»

-Ох, не лёгкая это была работа… Давайте посмотрим на наш волшебный экран и выполним зарядку для глаз. Следите внимательно глазками за бабочкой. Давайте немножко отдохнём.

7. Задание на карточках «Речевое или неречевое»



Ребята, сейчас я вам раздам листочки с заданием. Рассмотрите картинки. Объекты, которые производят речевые звуки, обведите карандашом красного цвета. Объекты, которые производят неречевые звуки, карандашом синего цвета.

8. Сейчас я произнесу слова, а вы отгадайте, какой общий звук есть во всех этих словах:

Кошка, шуба мышь.

Санки, бусы, сок.

Рыба, горох, кукуруза.

9. Развитие фонематического слуха в словах. Игра «Верно или нет?»

Ребята, мы должны запомнить, каждый звук важен, когда мы произносим слово.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас – означено словами.



Ребята, сейчас я буду называть предмет на картинке (демонстрация картинки «чашка»), но правильно назову предмет только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.

Шашка, часка, жашка, сашка, щаска, чашка.

Том, ком, сом, ром, дом.

Вот видите, один звук изменили или забыли произнести, и уже не то слово получается, только неразбериха из звуков. Поэтому вы должны быть внимательными и всегда следить за своей устной и письменной речью.



10Игра «шутка- минутка».



А сейчас посмотрите на экран прочитайте шуточное стихотворение, и найдите ошибку.



Хвост с узорами,

Сапоги со шторами.





Тили-бом! тили бом!

Загорелся кошкин том.



Ехали ведмеди

На велосипеде.

А за ними ток

Задом наперед.

Аза ним кошмарики

На воздушном шарике.


11. Игра «Вспомни всё…»

-А сейчас посмотрите на доску, на ней картинки, давайте рассмотрим их. Что на них изображено? (ответы детей) А теперь я буду задавать вопросы, а вы вспоминать…

- Сколько конфет? (две)

- Сколько звёздочек? (одна)

- Сколько ягод на веточке с вишней? (две)

- Что нарисовано ручка или карандаш? (карандаш)

- Кто может вспомнить все предметы?

Сколько было конфет, звёздочек, вишенок, карандаш или ручка?

Да, память у вас хорошая! Молодцы!

12. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с различными звуками.

-Давайте вспоминать, какие бывают звуки (речевые и неречевые)

-Приведите примеры речевых звуков и неречевых.

Неречевые звуки - это пение птиц, шум воды и ветра, и шум от различных машин на улице, звуки животных.

-А речевые – разговор детей и взрослых, пение, чтение стихов и сказок.

-А для чего нам нужны речевые звуки (чтобы общаться)

-Молодцы, ребята! Вы сегодня замечательно поработали на занятии и я хочу наградить вас за проделанную работу, медалями.

Давайте поблагодарим друг друга за занятие! (аплодисменты).

Спасибо всем!























































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.