"Волшебные звуки. Звуки речевые и неречевые".
Конспект логопедического занятия
в 1 классе для детей с ОВЗ
Тема: «Волшебные звуки. Звуки речевые и неречевые».
Подготовила: учитель- логопед, дефектолог Минатулаева Т.А
15.01.2025 г.
Конспект логопедического занятия в 1 классе
«Волшебные звуки. Звуки речевые и неречевые»
Цель:
Проверить прочность усвоения детьми ОВЗ группу знаний, умений и навыков, сформированных на логопедических занятиях по обучению элементам грамоты; учить применять их в практической деятельности – игре.
Задачи:
Коррекционно - образовательные – развитие зрительного и слухового внимания, развитие связной речи;
Коррекционно- развивающие – развитие мелкой моторики, согласования движений и речи,
- развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления,
- развитие фонематических процессов.
Воспитательные – воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде, создание ситуации успеха, стимулирование речевой активности,
Оборудование:
Компьютер, зеркала, презентация «Зрительная гимнастика «Бабочка», погремушка, карточки с изображением различных предметов, на каждого ребёнка- карандаши цветные, раскраска «Бусы».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и гости! Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Сегодня у нас занятие непростое, и к нам пришли гости. Давайте покажем нашим гостям, чему вы научились, и как мы умеем работать.
2.Основная часть.
Ребята, сегодня я вас приглашаю в волшебный мир звуков. Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. Давайте вспомним, для чего мы её выполняем (Чтобы наши губки были подвижными , язычок послушным и все звуки получались красивые)
Итак, возьмите зеркала- приступаем.
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
Упр-е: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до 10.
«Трубочка»
Упр-е: Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Следить, чтобы в серединке губ были видны сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 10.
«Чередование «Заборчик» - «Трубочка».
Упр-е: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет.
Упражнения для губ и нижней челюсти
«Окошко»
Упр-е: улыбнуться, показать зубы, открыть рот «окошко» (должны быть видны верхние и нижние зубы), удерживать рот открытым под счет до 5, 10. Затем сомкнуть зубы, удерживать зубы сомкнутыми под счет до 5 , 10.
Упражнения для языка
«Наказать непослушный язычок»
Упр-е: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить: « пя- пя –пя», важно удерживать язык широким , как блинчик на сковородке.
Развитие речедвигательного аппарата
«Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Движения языка медленные. Затем «чистим верхние зубки» с внешней стороны, а потом нижние зубы с внутренней и внешней стороны.
«Лошадки» При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Молодцы, ребята!
3.Введение в тему
- А сейчас, ребята, внимательно меня послушайте.
В мире, где мы живём, нас окружает множество разных звуков. Звуки- это то, что мы слышим и воспринимаем своими ушками. Это и пение птиц, шум воды и ветра, и шум от различных машин на улице, звуки различных животных, разговор людей. Всё это звуки.
Ребята, так что же такое звуки? (то, что мы слышим)
- Но звуки бывают разные: звуки бывают речевые и неречевые.
Например – скрип двери, стук молотка, хлопанье в ладоши, топанье ногами – всё это неречевые звуки. Они не связаны с речью человека.
А вот речевые звуки - это те звуки, которые произносит человек. Речевые от слова «речь». Запомните, ребята, речевые звуки может произносить только человек.
(Например, разговор детей и взрослых, пение, чтение стихов и сказок, речь учителя – всё это речевые звуки.)
-Для чего же нам нужны речевые звуки (для того, чтобы мы общались между собой.)
-Давайте послушаем различные звуки и вы определите – какие это звуки: речевые или неречевые? Итак, мы отправляемся в волшебный мир звуков.
Звучат звуки:(mp 3)
Шум поезда
-Что мы услышали? (как стучит колёсами поезд) Представьте, ребята, что мы едем на волшебном поезде. А что же мы слышим за окном?
Шум ветра
-Что мы услышали? (как шумит ветер) Поднялся сильный ветер, он клонит -деревья к земле, кружит листья.
Шум дождя
-Что мы услышали? (как идёт дождь и даже гремит гром) Вот ветер стихает, начинается сильный ливень, мы даже слышим раскаты грома.
Пение птиц в лесу.
- А сейчас дождь закончился, мы находимся в волшебном лесу и можем восхититься пением птиц.
Звуки животных петух, корова, лошадь, собака, кошка)
-Мы проезжаем мимо деревни и слышим звуки различных животных.
Шум моря.
-И вот, наконец, наше путешествие заканчивается, куда же мы приехали, ребята? (на море). Мы слышим шум волн, крик чаек.
- Какие мы слышали звуки? Правильно ребята, всё это неречевые звуки!
-Молодцы!
Ещё раз, звуки природы и звуки, которые издают животные- это неречевые звуки.
- А вот когда мы слышим от мамы: «Малыш, пора вставать!» или «Сыночек, как ты сегодня вёл себя в школе?» или «Доченька, какая ты у меня красивая!» - какие звуки мы слышим - речевые или нет?
-Конечно же, речевые!
-Ребята, наши мамы всегда заботятся о нас и любят нас, давайте для них сделаем подарок, но не простой, а вложим в него свой труд.
-Мы нарисуем для наших любимых мам бусы …. (раздаются листочки, на которых нарисованы ниточки для бус).
- Но для того чтобы наши бусы были красивые, нам нужно быть аккуратными и подготовить наши ладошки и пальчики к рисованию:
4.Физкультминутка:
-Давайте поиграем в игру «Вверх ладошки»
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам - шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест- накрест руки сложим!
Вот, теперь мы можем мастерить наши бусы.
5. «Нарисуем маме бусы»
- Наши бусы будут не простые, а звуковые… Если вы услышите звук хлопка – нарисуйте бусинку синего цвета, если звук погремушки – зелёного, ну а если вы услышите как я произношу звук О- рисуйте бусинку красного цвета.
6. Упражнение для глаз «Бабочка»
-Ох, не лёгкая это была работа… Давайте посмотрим на наш волшебный экран и выполним зарядку для глаз. Следите внимательно глазками за бабочкой. Давайте немножко отдохнём.
7. Задание на карточках «Речевое или неречевое»
Ребята, сейчас я вам раздам листочки с заданием. Рассмотрите картинки. Объекты, которые производят речевые звуки, обведите карандашом красного цвета. Объекты, которые производят неречевые звуки, карандашом синего цвета.
8. Сейчас я произнесу слова, а вы отгадайте, какой общий звук есть во всех этих словах:
Кошка, шуба мышь.
Санки, бусы, сок.
Рыба, горох, кукуруза.
9. Развитие фонематического слуха в словах. Игра «Верно или нет?»
Ребята, мы должны запомнить, каждый звук важен, когда мы произносим слово.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас – означено словами.
Ребята, сейчас я буду называть предмет на картинке (демонстрация картинки «чашка»), но правильно назову предмет только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.
Шашка, часка, жашка, сашка, щаска, чашка.
Том, ком, сом, ром, дом.
Вот видите, один звук изменили или забыли произнести, и уже не то слово получается, только неразбериха из звуков. Поэтому вы должны быть внимательными и всегда следить за своей устной и письменной речью.
10. Игра «шутка- минутка».
А сейчас посмотрите на экран прочитайте шуточное стихотворение, и найдите ошибку.
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Тили-бом! тили бом!
Загорелся кошкин том.
Ехали ведмеди
На велосипеде.
А за ними ток
Задом наперед.
Аза ним кошмарики
На воздушном шарике.
11. Игра «Вспомни всё…»
-А сейчас посмотрите на доску, на ней картинки, давайте рассмотрим их. Что на них изображено? (ответы детей) А теперь я буду задавать вопросы, а вы вспоминать…
- Сколько конфет? (две)
- Сколько звёздочек? (одна)
- Сколько ягод на веточке с вишней? (две)
- Что нарисовано ручка или карандаш? (карандаш)
- Кто может вспомнить все предметы?
Сколько было конфет, звёздочек, вишенок, карандаш или ручка?
Да, память у вас хорошая! Молодцы!
12. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с различными звуками.
-Давайте вспоминать, какие бывают звуки (речевые и неречевые)
-Приведите примеры речевых звуков и неречевых.
- Неречевые звуки - это пение птиц, шум воды и ветра, и шум от различных машин на улице, звуки животных.
-А речевые – разговор детей и взрослых, пение, чтение стихов и сказок.
-А для чего нам нужны речевые звуки (чтобы общаться)
-Молодцы, ребята! Вы сегодня замечательно поработали на занятии и я хочу наградить вас за проделанную работу, медалями.
Давайте поблагодарим друг друга за занятие! (аплодисменты).
Спасибо всем!