12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бойкив Наталья Юрьевна1066
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк
1

Вопросы ресурсосбережения в экологическом образовании студентов химических и фармацевтических специальностей

ВОПРОСЫ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ХИМИЧЕСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов ресурсосбережения при преподавании химических и фармацевтических дисциплин путем формирования экологической компетентности обучающихся. Рассмотрены компоненты экологической компетентности. Отмечена ведущая роль в этом процессе исследовательской работы студентов.

Ключевые слова: экологическая компетентность; химическое образование; ресурсосбережение; методика преподавания; исследовательская деятельность.


Любой работник, вне зависимости от вида своей деятельности, является участником экологического взаимодействия с окружающей средой и в процессе трудовой жизнедеятельности может оказать решающее влияние на ее состояние. Чаще всего результатом подобного взаимодействия становится ухудшение экологической обстановки, что провоцирует создание общей негативной социально-экологической ситуации. Исследуя возникающие в обществе экологические проблемы, многие авторы отмечают их комплексный, деструктивный характер в виде различных деформаций в демографической, социальной и экономической сферах. Причем последствия подобных проявлений могут привести к необратимым изменениям в окружающей среде и способствовать ухудшению здоровья и качества жизни людей, снижению биологического разнообразия в природе.

Особое место данная проблема занимает в системе подготовки специалистов для химической и фармацевтической промышленности.

При нарушении технологии производства и хранения химических препаратов, лекарственных средств различные вещества могут оказывать негативное влияние не только на здоровье человека, но и в целом на окружающую среду. В тоже время, в мире имеется достаточно примеров вторичного использования отходов химической и фармацевтической промышленности, их утилизации. В связи с этим, будущим химикам и фармацевтам необходимо знать вопросы экологии и охраны природы, особенности строения и жизнедеятельности растительного организма, специфику поведения веществ и химических соединений. При этом сам процесс формирования экологической компетенции такого

специалиста должен иметь интегративный характер, быть целенаправленным, логически скорректированным и осуществляться посредством взаимодействия всех компонентов педагогической системы [1].

Цель данной работы – рассмотреть вопрос формирования экологической компетентности студентов химических и фармацевтических специальностей, в том числе – изучение проблемы ресурсосбережения при преподавании специальных дисциплин.

Объект исследования – экологическая компетентность. Предмет исследования – формирование экологической компетентности у студентов химических и фармацевтических специальностей.

Процессы модернизации образования направлены на подготовку высококвалифицированного специалиста, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые будут способствовать успешному трудоустройству на рынке труда. Формирование компетентностей является современной альтернативой знаний, умений и навыков. Компетентность выступает важным интеграционным показателем знаний студентов. Ни у кого не вызывает сомнения, что компетентностный подход при обучении молодых специалистов является единственно правильным. Экологическая компетентность является составной частью профессиональной компетентности студентов химических и фармацевтических специальностей [3].

Необходимость формирования экологической компетентности актуализируется в таких направлениях, как гармонизация взаимодействия человека и природы, экологического образования и компетентно ориентированного образования.

Выделяют информационный, эмоционально-ценностный и поведенческо-деятельностный компоненты экологической компетентности.

Информационный компонент включает знания причин приводящих к мировых, региональных экологических проблем, их проявлений на местном уровне, возможных последствий разного уровня – для планеты в целом и для собственного благополучие и здоровье, умение выявлять экологический контекст ситуаций непосредственной и опосредованной взаимодействия с природой.

Эмоционально-ценностный включает в себя признание универсальной ценности природы, положительная эмоциональная настроенность на взаимодействие с природой, чувство личной причастности к экологическим проблем.

Поведенческо-деятельностный – это опыт соблюдения правил поведения в природе и природоохранной деятельности, готовность к самоограничению и опыт ресурсосбережения.

Остановимся на некоторых вопросах, рассматриваемых при изучении химических дисциплин, и способствующих формированию экологической компетентности.

При преподавании неорганической химии обращаем внимание студентов на парниковые газы (диоксид углерода, оксид азота и озон), сернистые газы (сернистый ангидрид и серный ангидрид), вызывающие подкисление почв, воды в водоемах, гибель лесов и посевов.

Усиленное внимание уделяем наиболее токсичным загрязнителям, таким как соединения фтора и хлора, источниками выбросов которых являются химические предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, соляной кислоты, хлорсодержащих пестицидов, хлорной извести и некоторых других соединений. Даются сведения о содержании в загрязнителях атмосферы – аэрозолях ‒ асбеста, оксидов железа, магния, марганца, цинка, меди, никеля, свинца, сурьмы, висмута, селена, мышьяка, бериллия, кадмия, хрома, кобальта и молибдена а также соединений кремния, кальция и углерода

Подчеркивается, что наиболее опасными загрязнителями среды являются радиоактивные вещества.

При преподавании органической химии обращаем внимание на парниковые свойства метана, вызывающего потепление климата. Существенное внимание уделяем стойким органическим загрязнителям – продуктам промышленного производства, к которым относятся полихлорированные диоксины и фураны, полихлорбифенилы, ДДТ, хлордан, гептахлор, гексахлорбензол, алдрин, диалдрин и другие.

При преподавании аналитической химии студентам даются представления о химических и физико-химических методах мониторинга состояния окружающей среды.

И, безусловно, при преподавании химических и фармацевтических дисциплин рассматриваются вопросы утилизации и вторичного использования отходов фармацевтической и химической промышленности.

Несмотря на то, что доля фармацевтики в промышленном комплексе ДНР занимает 0,08 процентов, сегодня фармацевтический рынок Донецкой Народной Республики является одним из самых динамично развивающихся. Проходит процесс лицензирования выпуска лекарственных препаратов, проводится контроль качества продукции. Так, в рамках лицензионного контроля за осуществлением деятельности по производству лекарственных средств, 16 октября 2018 года в Министерстве промышленности и торговли Донецкой Народной Республики вручены заключения о соответствии производителя лекарственных средств требованиям Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств для медицинского применения. Данный документ получили ООО «Стиролбиофарм» (г.Горловка) - производитель таблетированных и капсулированных лекарственных препаратов и ООО «Донбиофарм» (г.Донецк) – производитель медицинского спирта «Этанол 96».

Кроме того, в республике развита сеть аптек и аптечных пунктов. Только Государственное предприятие «Республиканский центр «Торговый дом «Лекарства Донбасса» представлен 30 аптеками. Число негосударственных аптек – более полутора тысяч [2].

На территории республики расположено 296 учреждений здравоохранения.

В процессе работы фармацевтические предприятия ДНР производят отходы, которыенеобходимо утилизировать. В связи с этим, вопрос утилизации фармацевтических отходов является актуальным и имеет практическое значение.

Фармацевтические отходы относятся к группе медицинских отходов. Несмотря на то, что из общего количества медицинские отходы составляют около 2-3 %, это одни из самых опасных отходов. Поэтому к вопросу их утилизации подходят очень серьезно. Медицинские отходы имеют свою структуру и классификацию, согласно которой осуществляется учет, сбор, хранение и утилизация отходов медицинского назначения.

Под медицинскими отходами понимаются все виды отходов, образуемые в лечебно-профилактических учреждениях и аптечных организациях, и загрязненные патогенными микроорганизмами. Данные отходы представляют реальную эпидемиологическую и экологическую угрозу. Данные вопросы рассматриваются в процессе обучения фармацевтов.

Ведущую роль в формировании экологической компетентности будущих специалистов играет исследовательский метод, как метод привлечения студентов к самостоятельному и непосредственному наблюдению, на основе которого устанавливаются связи предметов и явлений действительности, делаются выводы, познаются закономерности.

Эколого-развивающее образовательная среда представляет собой совокупность условий, организованных администрацией техникума и непосредственно преподавателем сцелью создания оптимальных условий для всестороннего развития экологической культуры и направленности личности участников образовательного процесса [5].

Если принять во внимание то, что мы формируем умение осуществлять исследовательскую деятельность в процессе изучения химических и фармацевтических дисциплин, то в учебном процессе подготовки будущих химиков и фармацевтов необходимо: учить студентов анализировать объекты, характеризовать их составляющие и объединять в одно целое для познания взаимодействия составляющих и объекта в целом; формировать умение сравнивать химические и биологические объекты, находить них общее и отличное и знать экспериментальные методики можно применить для их анализа в дальнейшей профессиональной деятельности; делать правильные выводы из наблюдений и фактов, уметь проверять эти выводы; развивать у студентов умение обобщать факты.

Ведущую роль в создании такой среды играет проблемно-поисковая деятельность студентов. Эта деятельность по сравнению с другими имеет ряд преимуществ, а именно: усиливает познавательный интерес; способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность, развивает умение творчески мыслить, анализировать, сравнивать, строить причинно-следственные связи, делать выводы.

Исследовательский метод формирует у студентов умения и навыки творческой деятельности; способствует формированию интереса, потребности в исследовательской деятельности; дает полноценные, хорошо осознанные знания. Метод особенно эффективен при изучении химических и фармацевтических дисциплин, потому что он дополняется лабораторным практикумом и научно-исследовательским экологически направленным экспериментом.

Особое значение для формирования экологической компетентности имеет осознание личностью своей причастности к экологическим проблемам. Для этого на занятиях по химическим и фармацевтическим дисциплинам подается информация, касающаяся их проявления на бытовом уровне и в повседневной деятельности. Создается эколого-образовательная обучающая среда, при формировании которой нужно ориентироваться на формирование творческого, самостоятельного мышления студентов через проблемные, исследовательские, творческие задания. Такие задачи должны сформировать высокий уровень развития приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, обобщения, классификации; создать условия для формирования высокого уровня активности мышления, которое должно проявляться в выдвижении гипотез, установке множественности вариантов решения проблемы, свободе выдвижения нестандартных идей [4].

С целью развития творческой личности будущего специалиста на лабораторных занятиях по химии необходимо внедрять экологические исследовательские задачи. Эти задачи включают элементы научного поиска и требуют прохождения всех или большинства этаповЦелесообразным в формировании экологической компетентности студентов является метод проектов, который можно внедрять при изучении всех химических дисциплин.

Сегодня жизнь человека на Земле напрямую зависит от экологического состояния окружающей среды. Поэтому учебный проект по любой теме, указанной в учебной программе, должен рассматриваться с экологической точки зрения. Студент должен понимать прямую зависимость его здоровья, благополучия от собственного отношения к окружающей среде и образа жизни. Все действия человека включены в процесс круговорота веществ, который влияет на становление, развитие и упадок цивилизации. Можно считать, что все учебные проекты являются междисциплинарными (студенты должны обладать, в зависимости от темы, знаниями по информатике, истории, биологии и т.д.) и экологически направленными.

Тематика студенческих проектов по химическим и фармацевтическим дисциплинам может иметь экологический характер, например, исследования проб воды, почвы, воздуха, сельскохозяйственных продуктов и др. Особое место в тематике таких проектов занимают проекты, обосновывающие повторное использование и утилизацию отходов. Так, в одном из проектов на тему «Проблема утилизации фармацевтических отходов в Донецкой Народной Республики» студенты предложили следующие решения:

«Мы считаем, что для решения проблемы утилизации фармацевтических отходов в Донецкой Народной Республике необходимо:

1. Ввести полный запрет на выброс фармацевтических отходов в окружающую среду и их вывоз на полигоны твердых бытовых отходов.

2. Обязать аптеки установить контейнеры для сбора просроченных препаратов от населения.

3. Обязать аптеки, лечебные учреждения заключить договора на утилизацию фармацевтических отходов с компаниями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

4. Провести работу с привлечением средств массовой информации по разъяснению населению республики вреда от попадания просроченных лекарств на полигоны твердых бытовых отходов и необходимости их доставки в контейнеры, находящиеся в аптеках


Таким образом, целесообразным является создание республиканской системы управления отходами, связанными с производством, использованием и потреблением лекарственных средств».

Список используемых источников:

1. Гузанов Б. Н., Бурцева Т. В. Экологизация естественнонаучных дисциплин как условие формирования экологической компетентности будущего фармацевта / Б. Н. Гузанов, Т. В. Бурцева // Образование и наука. - 2009. - №6(63). – С. 59-69.

2. Деловой портал DNR LIVE. [Электронный ресурс]. - URL: http://dnr- live.ru/ooo-nkptf-vismut/DNR LIVE : http://dnr-live.ru/companies/farmatsevticheskaya-promyishlennost/ooo-lekfarma-adonis/

3. Жидкин В.И., Сульдина Т.И. Экологический подход в преподавании химии на основе идей «зеленой химии» / В.И. Жидкин, Т.И. Сульдина [Электронный ресурс]. - URL: https://fundamental- research.ru/ru/article/view ?id=33763

4. Моисеева Л. В. Теоретические основы экологической педагогики // Экологическая педагогика: материалы Х междунар. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. Ч. 1. С. 179–200.

5. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – 230 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.