Воспитание лидерских качеств личности на основе позитивного социального опыта
В общеобразовательной школе учитель начальных классов и классный руководитель – это одно лицо, заинтересованное в создании благоприятных условий: и на уроке, и во внеурочной деятельности, и в школьном пространстве для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Создание единого воспитательного пространства класса, в котором каждый ученик – активный участник.
При постановке воспитательных задач я учитывала, что каждый ребенок индивидуален, в семье ученики получают разное воспитание. Правильно организованное сотрудничество является залогом успешной профессиональной деятельности и условием сохранения культуры общения в детском коллективе.
Вступая в отношения сотрудничества, я ориентировалась на личность ребенка, перспективы ее развития. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности: совместное оформление выставки «Детское творчество», участие в школьных проектах, акциях, подготовка классных, общешкольных мероприятий.
Приоритетные направления воспитательной работы: социальная активность, нравственные ценности, так как именно они важны для достижения поставленной цели.
Для поддержания интереса учащихся к учебной деятельности, мотивации и активизации деятельности одаренных учащихся проводится большая работа. На уроках – это дифференцированный подход, разноуровневая система заданий, самостоятельный выбор заданий, обучение в сотрудничестве – парная и групповая деятельность. Во внеурочное время – это мероприятия, направленные на формирование интереса к предметам, расширение знаний по предмету на основе наблюдения, сравнения, исследования, анализа, обобщения полученных данных, выполнение олимпиадных заданий, подготовка к интеллектуально-познавательным конкурсам, к защите проекта: от замысла до презентации выступления, программ, проведение интерактивных викторин. Для поддержки творческого потенциала я вовлекала детей в конкурсную деятельность.
Позитивный социальный опыт, творческий импульс дети получили в рамках проведения классного праздника «День Семьи». Самое ценное в этом мероприятии то, что в нем приняли участие 8 учеников 5 - «Г» класса (моих выпускников). Они открыли праздник своим выступлением.
Формированию ценностного отношения к своему здоровью способствовали классные часы, занятия по внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании».
В конце учебного года в классе был проведен классный праздник: «До свиданья, 1 класс!» для организованного подведения итогов учебной и внеклассной деятельности, сплочения детского коллектива на основе творческой деятельности, воспитания толерантного отношения детей друг к другу, к окружающим людям, развитие социальных компетентностей: инициативы, самостоятельности, успешности. Творческая группа детей с удовольствием выступала в классе перед учащимися и родителями, а те, кто не выступал, принимали самое активное участие в конкурсах праздника.
В течение года осуществлялись коллективные выезды на экскурсии в музей «Мамина Сибиряка», музей кукол и детской книги «Страна чудес», в театр Музыкальной комедии на спектакль: "Пеппи Длинный Чулок", в Драмтеатр на сказку «Приключения Чиполлино»". Они помогли ребятам прикоснуться к культурным ценностям города. Несколько детей, принявших участие в городском конкурсе рисунков «Этот город – самый лучший город на Земле», посетили торжественную часть концерта по случаю награждения лучших участников, где они интересно, с пользой провели время. После концерта состоялись мастер-классы по разным направлениям: изготовление картин из манки, роспись предметов домашней утвари, вышивание бисером, изготовление душистого мыла. Детям были вручены дипломы, мне – благодарственное письмо.
Позитивный социальный опыт ребята приобрели в социально-направленной деятельности: акции по сбору мусора на территории школы, по сбору макулатуры "Сбережем лес!". На протяжении всего года были дети, которые ни разу не принесли макулатуру, и это огорчает, потому что о важности сохранения природы мы разговариваем на уроках, классных часах, в доверительных беседах. Я личным примером показываю важность данного мероприятия, по окончании учебного года вручаем дипломы активистам акции.
В классе есть традиции: на Всемирный День чтения каждому ученику дарится книга, по окончании года ученики, достигшие успехов в какой-то области, поощряются дипломами, символическими подарками. На дни рождения дети получают подарки, на Новый год, окончание учебного года дети готовят концерт художественной самодеятельности, участвуют в спектаклях.
Конфликты бывают крайне редко, но если случаются, то разговариваем о причинах и путях их разрешения.
Применение системного подхода в обучении и воспитании позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое главное, эффективным. Правильно наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на учебный год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы мне помог анализ воспитательной работы за прошедший учебный год, цели и задачи, поставленные образовательным учреждением.
Исходя из сформированных целей и задач воспитательной работы, я определила виды деятельности, формы и способы организации деятельности коллектива.
Для каждого вида деятельности определила задачи. Подбор дел носит системный характер, так как опираюсь на теоретические и технологические проблемы воспитания обучающихся. Учитывая, что личность ребенка всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только одному человеку, выбрала методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. При этом руководствовалась следующими принципами:
- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель – ученик – класс»;
- уважение и самооценка деятельности ученика;
- вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
- постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
- создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.