12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лилия15
1

Воспитание нравственной культуры студентов колледжа на примере произведений детских писателей

Воспитание нравственной культуры студентов колледжа на примере произведений детских писателей

Морозова Лилия Михайловна, преподаватель МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению ГПОУ «Макеевский педагогический колледж»

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые проблемы воспитания студентов педагогического колледжа на занятиях детской литературы, последующее влияние на формирование их культуры поведения, методику чтения и проведения бесед с целью формирования гуманных чувств и этических представлений, перенос их в жизнь и и профессиональную деятельность с деттьми младшего школьного возраста.

Ключевые слова: этическое и эстетическое воспитание, сочувствие, сопереживание, эмоциональная оценка действительности, произведения художественной литературы, рассказы.

Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей младшего школьного возраста является художественная литература, которая воздействует на чувства и разум ребенка, развивает восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировозрение.

В. Г. Велинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Он писал, что художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, учить его сопереживать, сочувствовать герою. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Эффективным средством воспитания являются правильно организованная методическая работа, разнообразная самостоятельная художественная деятельность, мастерство учителя, чтобы не «убить» хрупкое желание читать художественные произведения. Поскольку в настоящее время у детей и у студентов нашего колледжа наблюдаются проблемы с чтением, правилами поведения в общественных местах, умением решать спорные вопросы и улаживать конфликты, в культуре общения с товарищами и взрослыми, следует обращать внимание на изучение и анализ авторских и народных произведений, в которых подчеркиваются представления о добре, вере, этических идеалах.

Поэтому объект нашего выступления состоит в том, как будущего учителя начальных классов обучить правильно читать, понимать и оценивать поступки героев с точки зрения нравственности и общепринятых норм морали общества.

Предмет исследования – как правильно использовать произведения, написанные для детей и о детях, для формирования понятий нравственности, дружбы, добра, зла, справедливости, сравнивая их с оценкой «хорошо», «плохо».

Задачи, которые должен поставить будущий учитель: идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

Готовясь к проведению урока, беседе по прочитанному произведению, учитель должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, подобрать вопросы.

Урок, беседу нужно строить так, чтобы этическое представление преобрело для ученика определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимо акцентировать внимание на разговоре о состояниях, переживаниях героев, характере их поступков, совести, сложности различных ситуаций.

На занятиях детской литературы в колледже мы поднимаем и обсуждаем довольно сложные вопросы, которые могут возникнуть у младших школьников. При изучении творчества Н.Носова (рассказ «Огурцы») вызывает сомнение правильность поведения и слова мамы, а все, что связано с любопытным непоседой Незнайкой, гораздо больше симпатично, нежели выверенное и заранее предугадываемое поведение Знайки. В стихотворении А.Барто опять-таки позиция взрослых оставляет сомнения. И если дети пока это не понимают или не осознают, но учитель должен знать и понимать, какое впечатление на ребенка могут произвести слова о том, что у мамы больше нет сына. А дедушка-герой вызывает машину для внучки, хотя мог бы отказать, объяснив, что пока ехать на машине в школу девочка не заслужила.

Интуитивно младшие школьники понимают, что происходит нечто непонятное, но объяснить не могут. А длительные и умные рассуждения о том, что эпоха социалистического реализма требовала иного раскрытия темы, дети просто не поймут. Были иные времена, другие проблемы, когда детские писатели и поэты стремились показать если не идеальную ситуацию, то правильный выход из нее, подвести юного читателя к проблеме нравственного выбора, воспитывать честность, справедливость, чувство долга.

В рассказе Б. Заходера «Серая Звездочка» злой мальчишка хочет убить жабу и кричит, что она страшная, уродина, а цветы любят ее, потому что она помогает им жить, радоваться, расцветать, спасая от вредных насекомых. В сказке-притче В.Гаршина «О жабе и розе» прекрасный цветок нужно спасать от злой жабы, которая хочет его съесть, чтобы утолить голод, которая ненавидит все красивое. Трудно привести учеников в необходимому выводу, очень уж противоположные точки зрения. В сказке Г.Х.Андерсена бедного утенка гонят, преследуют только за то, что он не был похож на других и казался всем гадким, хотя он никому не сделал зла. Следует и нужно ставить перед детьми сложные и порой провакационные вопросы: справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат? Думать и давать ответы необходимо вместе. Художественные произведения, их чтение и беседы помогают переносить этические представления, полученными детьми, в их жизнь и деятельность. С этой целью в конце беседы о художественном произведении можно задавать детям и такие вопросы: о чем ты думал, когда ситал (слушал) этот рассказ? Может быть что-нибудь похожее было и в твоей жизни? Расскажи.

Чувства ребенка необходимо укреплять и развивать. Для этого в программе для дошкольников достаточно много близких по содержанию художественных произведений. Например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом – котенок должны понести незаслуженное наказание. Дети взволнованы еще и с тем, что они обманули мам. Целесообразно проводить беседу со студентами сразу о двух произведениях, формируя, сначала у них, а потом они у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно дошкольники учится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, поступки сверстников. Учитывая, что студенты уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь необходимо выяснить умение сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления. На занятиях ставится конкретная цель: закрепить возникшее сначала у студентов, а потом и у детей, чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого – это несправедливо, не честно. Дискуссия, которая порой возникает при работе над произведениями, позволяет выяснить умения сравнивать, воспринимать, в других ситуациях полученные ранее представления, дает возможность закрепить возникшие чувства. Данная форма работы позволяет проанализировать, насколько усвоены социально-нравственные нормы поведения.

В.А. Сухомлинский считал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Он писал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [7,1].

Существенное значение для нравственного воспитания имеет определение задач литературного образования. Цель ознакомления с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека [4,215].

Поэтому задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского дошкольного учреждения и начальной школы.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических

особенностях; о композиции; о простейших элементах образности языка.

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

4. Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту ипоэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

С этими задачами справляются произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н.А.Некрасова, А.П.Чехова, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др. Прочитав многие рассказы, повести, входящие в круг детского чтения, школьники и дошкольники, если помогают взрослые, становятся не только дорбрыми, справедливыми, но и приобретают умения оценивать себя и свои поступки по достоинству.

Литература

1.Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. – М., 1978. – Т. 3. С. 61.

2.Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №5 с. 16-20

3.Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. – М.: Просвещение, 2002.

4.Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 6. - М.: Художественная литература, 1971. С. 195-243.

5.Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: методическое пособие ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

6.Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987. – с. 143

7.Педагог Сухомлинский. Воспитание коммуниста. Правда. № 71(29989).9-10 июля 2013.

8.Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками /Л.Н. Рожина – М.: Просвещение.- 1977. – 158 с.














Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.