Публикация «Патриотическое воспитание на уроках географии»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Н.Г. Мелихова, преподаватель географии
ФГКОУ Краснодарское президентское кадетское училище
Качество воспитания современных школьников в настоящее время вызывает все больший интерес. Требуется поиск новых подходов к развитию и воспитанию подрастающего поколения. Хочется, чтоб каждый воспитанник был, ответственным, творческим, инициативным, высоконравственным гражданином России.
География – один из немногих школьных предметов, отличающихся многогранной системой ценностей, заключенных в географическом содержании. Именно география способствует патриотическому, духовно-нравственному воспитанию.
Любовь к Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Изучение географических особенностей своей страны позволит привить любовь к ней, оценивать и сознательно выстраивать на основе моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству.
На уроках и во внеурочной деятельности, используя задания данной тематики, воспитываем чувство ответственности за свои поступки и поступки окружающих, развивая опыт нравственно - ориентированной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Доказательно рассмотрим, на примере нескольких заданий, что каждый урок географии, внеклассные мероприятия должны быть ориентированы на воспитание.
Выберите и подпишите те острова, на которых происходили действия Советско-японской войны.
Определите и напишите название озера, по которому проходила «дорога жизни»
3.Эти горы вытянулись меридионально на материке Евразия. В годы Великой Отечественной войны сюда были эвакуированы многие заводы. Что это за горы?
4.Северный фронт (СФ) — объединение Вооружённых Сил СССР (РККА) в Великой Отечественной войне. Образован в июне 1941 года. Северный фронт вёл оборону СССР на Кольском полуострове и северном побережье Финского залива. Используя карту, определите, какие воздушные массы и атмосферные вихри мешали или способствовали солдатам в ходе боевых действий? Свой ответ аргументируйте.
Работа с топографической картой.
5. Выберите участок, где можно было бы разместить склад с боеприпасами, если военные действия происходят в районе участка номер № 3 (аргументируйте свой выбор- 2 довода).
6. Характерной особенностью погодных условий морских побережий и побережий крупных озёр являются бризы — ветры, меняющие два раза в сутки своё направление. В период Великой Отечественной войны, наши матросы, находясь на рейде в акватории Баренцева, вынуждены были ходить в противогазах, спасаясь от газовых атак противника. В какое время суток, матросы могли находиться на корабле без противогаза и почему?
7. Город был дважды оккупирован немцами, в 1943 году за него велись кровопролитные бои, в результате которых он был почти полностью разрушен. В честь освобождения Белгорода и Орла от немецких войск 5 августа 1943 года впервые был дан салют в Москве. С тех пор называется городом первого салюта, а 5 августа празднуется как День города. Как называется данный город.
8. Это озеро – исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 г. Произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. Назовите данное озеро.
9.Назовите город _________ находящийся на 60° с. ш., в апреле 2009 года которому было присвоено звание. Какое звание получил данный город________________________________ .
В ЮНЕСКО географию считают одним из четырех важнейших общечеловеческих областей знаний, которая призвана помочь каждому землянину познать мир и себя в этом мире.
Уверены, что эти знания способствуют военно-патриотическому воспитанию детей, помогают им лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну.
Литература
1.Сайт решу ОГЭ по географии;
2.Теоретический и научно-методический журнал «География в школе». Репринцева Ю.С. Нужны ли уроку воспитательные задачи?
3. Материалы военно-исторической игры.