Выступление на тему «Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников и героев Отечества в рамках внеурочной деятельности»
Патриотическое воспитание школьников младших классов в условиях
современной школы приобретает особую актуальность и значимость, что
является как частью общегражданской культуры, так и основой
общегражданского воспитания, опирающаяся на общепринятые человеческие
ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное принципы человека и
гражданина, права и свободы личности и др.). Ключевой задачей современного российского общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Слайд 2 Цель патриотического воспитания - развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Большой потенциал в патриотическом воспитании заключён во
внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной
частью образовательного процесса и одной из форм организации
свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно
как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения
потребностей учащихся в содержательном досуге их участии в
самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Слайд 3Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
1. Формирование у детей социально-патриотических взглядов и убеждений, любви к Родине и ее истории;
2. Развитие уважительного отношения к народным традициям и культуре России;
3. Обеспечение полноценной социализации подрастающего поколения, активное вовлечение детей в посильное решение социальных, экономических, культурных, экологических и т.д. проблем;
4. Воспитание уважительного отношения к нормам, законам и Конституции страны;
5. Создание условий для развития положительного отношения к конституционным правам и свободам граждан, соблюдения законов, формирование чувства профессионального, гражданского и воинского долга;
Слайд 4
6. Привитие детям гордости за свою Родину, почитание символики государства и его истории;
7. Формирование уважительного отношения к религии своего народа и иным религиозным конфессиям, находящимся на территории страны;
8. Создание оптимальных условий для усиления патриотической направленности воспитания детей в образовательных учреждениях;
9. Формирование у детей толерантности, религиозной и национальной терпимости, уважения к традициям и истории других народов.
Слайд 6
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности реализуется в
таких формах: в рамках областного проекта «Чтобы помнили», «От сердца к сердцу» работа по благоустройству пришкольной территории и сквера, изготовление кормушек для птиц, в рамках областной акции «Покормите птиц!», уход за комнатными растениями в кабинетах, ремонт библиотечных книг школьной библиотеке, акции «Весенняя неделя добра», изготовление: закладки, книжки-малышки, изготовление открыток и сувениров для ветеранов войны и труда.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся
реализуется через организацию различных видов деятельности младших
школьников, направленных на освоение знаний об истории, традициях,
культуре народов России, о своём родном Смоленском крае, месте рождения;
содержательному знакомству с историей своей семьи, формирование
уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно
участвовать в нем.
Мною, как воспитателем и руководителем кружков внеурочной деятельности, в качестве форм патриотического воспитания используются:
Слайд 7
80-летие освобождение Смоленска в годы Великой Отечественной войны» Мои земляки», «Защитники Отечества живут рядом», «Есть такая профессия – защищать Родину», «Ветеран живет рядом», «Свет Великой Победы», «Георгиевская ленточка».
- экскурсии в школьный музей и по памятным местам города Смоленска
- возложение цветов к памятнику «Штык Славы», в «Сквере памяти железнодорожников.
-виртуальные путешествия (мультфильмы, презентации, видеофильмы, доклады детей, работа с картами)
- беседы на темы: «Мир – наш дом», «О Родине, о доблести, о славе»,
«Обычаи и традиции русского народа», «Чем дорога природа родного края»,
«Друзья познаются в беде или в радости», «Что для меня моя семья?»,
«Не место красит человека, а человек место»; «Смоленску1160 лет»
- викторина на тему: «Слава тебе, победитель солдат!», «Знаешь ли ты
свой город»; «Народы России»; «Просто Россия малые народы».
- знакомство с символикой Российской Федерации при проведении
внеклассных мероприятий;
- конкурс чтецов «Дети о войне»; «О Родине», »Смоленск- любимый город»
- песни «Прикоснись к подвигу сердцем»;
- литературно-музыкальная
композиция: «Я люблю тебя, малая Родина!»
Слайд 8, 9- праздники, акции, посвященные памятным датам; »Блокада Ленинграда»,
«Города-герои нашей страны», »Ельня-город воинской Славы»
- Клубные часы: «Государственные символы России», «Моя семья в
военные годы», »Бессмертный полк», »Герои войны нашей школы.»
Слайд 10 «Операция «Кормушка»,
Слайд 11-17 - принимают участие и являются победителями и призерами во Всероссийских, межрегиональных, региональных, городских и общешкольных конкурсах, проектах и акциях «Спасибо Деду за победу», «Память звенит в душе», «Елка Победы» изготовление открыток к 23 февраля ,к 9 мая для пап ,дедушек ,бабушек, участникам боевых действий.
Эта работа будет продолжена в рамках реализации Рабочей программы воспитания нашей школы и реализации ФГОС нового поколения .По словамЛихачёва Д.С.
«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.»