Воспитание толерантности младших школьников в процессе общения как коммуникативного универсального учебного действия
Воспитание толерантности младших школьников в процессе общения как коммуникативного универсального учебного действия
В статье рассматриваются сущность и некоторые особенности воспитания толерантности младших школьников в процессе общения.
Ключевые слова: воспитание, толерантность, младший школьник, общение, коммуникативное универсальное учебное действие.
Проблема воспитания толерантности младших школьников в настоящее время достаточно актуальна. Зачастую школьники сегодня видят мир через призму своих интересов, то есть у них преобладают эгоцентрические установки сознания. Учащиеся всё чаще сталкиваются с неумением или нежеланием в принятии и понимании другого мнения, взглядов и поведения. Исходя из этого, перед школой и педагогами в ней ставится важная задача, которая заключается в том, чтобы научить младших школьников быть толерантными в своих мыслях, поступках, а также общении.
Именно в процессе общения как важнейшего коммуникативного универсального учебного действия учащиеся сталкиваются с тем, что им необходимо уметь договариваться между собой, высказывать и адекватно принимать точку зрения собеседника, при этом сохраняя позитивное отношение друг к другу. Всё это подчеркивает важность процесса воспитания толерантности, а особенно – в процессе коммуникации младших школьников между собой.
Толерантность выступает одним из главных духовно-нравственных принципов в рамках гражданского общества. Но на сегодняшний день нельзя сказать о толерантности как об единообразном и окончательно устоявшемся термине. Ведь данное понятие на протяжении долгого времени приобретало, накапливало и отражало разносторонние значения для того, чтобы соответствовать современной ситуации в обществе. Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, то в нем толерантность практически полностью отождествляется с понятием «терпимый», то есть способный или умеющий терпеть что-либо чужое, мириться с иным мнением, точкой зрения и т.п [6]. Психолог С.К. Бондырева определяет толерантность как особые отношения, формирующиеся с опорой на оценку некоторого объекта (к примеру, другого индивида) вследствие частой связи с этим объектом [3]. И.Ф. Харламов видит сущность толерантности в уважении, принятии и верном понимании иных культур, способов выражения и проявления индивидуальности человека, т.е. толерантность не есть уступка или же снисхождение, а также не отказ от собственного мнения или потворство чужим мнениям [8]. Психолог А.Г. Асмолов, в свою очередь, рассматривает толерантность в трех аспектах: устойчивость, терпимость и допустимость отклонения [1].
Согласно ФГОС НОО второго поколения одной из важнейших функций начальной школы является формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий, основой которых выступает процесс общения младших школьников, как с педагогом, так и между собой.
Общение – это сложный, многоаспектный процесс установления и совершенствования контактов между учащимися (межличностное общение) и между группами учащихся (межгрупповое общение), который порождается исходя из потребностей в совместной деятельности [6]. Отметим, что процесс общения является неким ядром в структуре коммуникативных универсальных учебных действий, которые имеют многогранный характер.
Нельзя не отметить, что процесс общения между младшими школьниками напрямую связан с процессом воспитания у них толерантных основ поведения.
Заметим, что сегодня в школе преобладают индивидуальные формы организации учебной деятельности в виде «учитель-ученик». То есть, по сути, ученики не взаимодействуют друг с другом, сидя за одной партой, так как учитель постоянно является посредником между ними. При обращении младших школьников друг к другу за помощью, советом или просто обмен мнениями расценивается как подсказка или списывание, что учитель сразу же замечает и запрещает. И что же получается? В своей ведущей деятельности – учении – младшие школьники лишены общества сверстников. То есть дети вроде как учатся вместе, но не в форме сотрудничества. Безусловно, такая ситуация никаким образом не может содействовать процессу воспитания толерантности у младших школьников, и даже, наоборот, тормозит его или вовсе уводит на второй план [7].
В связи с этим групповые формы работы (взаимопроверка заданий, учебный конфликт, взаимные задания групп, обсуждение учащимися разных способов решения учебных задач, проектные и творческие задания, тренинговые занятия) так важны как для общего учебно-воспитательного процесса, так и конкретно для воспитания толерантности.
Что как не работа в группе поможет младшему школьнику не только лучше осмыслить учебную задачу, но и научит плодотворно взаимодействовать со сверстниками, при этом высказывая и проявляя своё мнение и терпимо и с пониманием относиться к точке зрения своего одноклассника, который имеет иное мнение [9].
Существует множество приёмов по воспитанию толерантного поведения у младших школьников, которые представляют собой действия педагога, посредством которых на поведение и убеждения учащихся оказываются какие-либо внешние побуждения, способные изменить его поступки, взгляды и мотивы [6]:
1. Приём «взаимопомощь», который заключается в такой организации деятельности младших школьников, при которой от помощи друг другу зависит итог всей работы, т.е. успешное выполнение совместной деятельности.
2. Приём «Эстафета». Педагог организует деятельность младших школьников с разными интересами, взглядами и убеждениями, в процессе которой предполагается коммуникация учащихся между собой.
3. Приём «Мизансцена», который заключается в организации педагогом общения и изменении его характера посредством расположения младших школьников в классе в определённом сочетании друг с другом, а также в определённые моменты выполнения обозначенных заданий.
4. Приём «Противоречия наружу» заключается в разграничении позиций младших школьников по какому-либо вопросу в процессе реализации творческого задания с последующим столкновением этих противоречий [4].
Таким образом, воспитание толерантности младших школьников представляется многоаспектным процессом, который начинается на этапе школьной жизни и дополняется на каждой следующей ступени развития личности. Кроме того, толерантность появляется в процессе межличностной коммуникации и влияет на плодотворность отношений между младшими школьниками. Опыт толерантного поведения младших школьников возникает и накапливается в процессе коллективных видов работ, когда дети взаимодействуют друг с другом в процессе общения, решая различные учебные задачи и делясь своим мнением.
Список использованных источников
1. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. – М.: Изд-во «МГУ», 2016.
2. Асташова, Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н. А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - 2015. - № 1. - С. 123-126.
3. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2018. - 240 с.
4. Пилюгина, Н.А Методические рекомендации по толерантному воспитанию детей школьного возраста / Н. А. Пилюгина. - М.: Наука, 2017. - 193 с.
5. Пчелинцева, И. Р. Толерантность и школьник / И. Р. Пчелинцева. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 193 с.
6. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. - М.: Изд-во: «Альта-Принт». - 2008. - 1239 с.
7. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе [Текст]: метод. материалы [Текст] / Л.Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2017. –128 с.
8. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебн. Пособие [Текст] / И.Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2017.
9. Шабалина, Ю. В. Воспитание толерантности младших школьников: современное состояние проблемы / Ю. В. Шабалина, О. И. Димова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 50 (340). - С. 518-520.