12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Королева212
2

Воспитание у обучающихся колледжа языкового патриотизма в процессе обучения на уроках русского языка и литературы


Воспитание у обучающихся колледжа языкового патриотизма в процессе обучения на уроках русского языка и литературы


Язык-это история народа.
Язык — это путь цивилизации и культуры.
Поэтому изучение и сбережение 
русского
языка
 является не праздным занятием
от нечего делать, но 
насущной необходимостью.
 
А.И.Куприн
Бессмертие народа – в его языке.
ЧингизАйтматов


Уважаемые коллеги! Я недаром начала своё выступление этими словами. Мы все знаем, что любой народ существует до тех пор, пока существует его язык, его культура, традиции и обычаи. И эту истину должен помнить каждый из нас, свято хранить и передавать из поколения в поколении.
Без знания родного языка легко утратить свои корни, потерять свою личность. Ведь давно известно, что язык отражает индивидуальное для каждой нации видение окружающего мира и представление о нем. Перестав пользоваться родным языком, человек лишает себя какой-то важной части своей личности, превращается в другого человека.

Преподавателю русского языка и литературы выпала огромная роль в воспитании языкового патриотизма. И это естественно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей.
Уроки русского языка и литературы имеют познавательно-практическую направленность: дают студентам знания о родном языке и формируют у них языковые и речевые умения, кроме того, и воспитательную - прививают любовь к языку, а значит, и к его носителю – русскому народу. Поэтому каждый урок –этовоспитание патриотизма у подрастающего поколения.
Кажется, настало время, когда воспитание языковой личности как субъекта национальной культуры является важнейшей образовательной задачей и предполагает становление системы ценностных ориентаций студентов, включающей в себя любовь к своей стране и родному краю, уважение семейных начал, бережное отношение к национальной культуре, языку.
Очень важно правильно подобрать языковой материал для уроков, т. е. авторов, а также тексты патриотического содержания, тексты с использованием краеведческого материала, из истории города, улицы, конкретной известной личности, истинного патриота своей малой Родины.
На своих уроках часто рассказываю о наших земляках, известных не только в России, но и за её пределами, которые воспевают родной край, которые много делают для того, чтобы он процветал и сохранил свой язык, культуру, любовь ко всему русскому. Это, безусловно, В.М. Филин, В.С. Материкин, Ю.Н.Хлыстов, А. Н. Потапов, Л. В. Гаврилина О. В. Романов и многие другие, чья жизнь и творчество вызывают чувство гордости за свою страну, за свой язык, вызывают чувство доброты, чистоты, света, затрагивают душу и сердце.


Я часто подчёркиваю, что именно таких людей мы называем истинными россиянами.
Особое внимание на своих уроках обращаю на чистоту нашего языка.
Что происходит с русским языком? Такой же он сегодня, каким был вчера?
«Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и — что всего обиднее — эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности».
(Н.С.Лесков)

Современным состоянием русского языка, тем, что с ним происходит, озабочены многие: в первую очередь писатели, учителя, политики, общественные деятели, ученые и  журналисты. Но особенно лингвисты, потому что им далеко не безразлично то, что угрожает единству и целостности литературного языка, что расшатывает его норму, разрушает культурные традиции.

 Для развития почти каждого естественного языка характерен процесс заимствования слов из других языков. Тем не менее, и к самому этому процессу, и в особенности к его результатам иноязычным словам носители языка часто относятся с подозрительностью. Зачем что-то брать у других, разве нельзя обойтись средствами родного языка? Зачем нам  «имидж», если есть «образ», к чему «саммит», если можно сказать «встреча в верхах». Чем модный нынче в кинематографии «ремейк» лучше обычной «переделки»? И разве «консенсус» прочнее «согласия»?  А уж слово «менеджмент», которое и не знаешь, как правильно произнести, совсем режет слух. Разве « управление» не звучит слаще?

Складывается впечатление, что в скором будущем, при таком темпе заимствования иноязычных слов, для того, чтобы понимать русский язык, надо будет выучить несколько других иностранных языков.
Поэтому сейчас так остро встаёт вопрос о защите русского литературного языка. Мы все знаем, что в последние годы наращиваются попытки ослабить и подорвать роль русской культуры и языка, да и страны в целом.
Русский язык в последние два десятилетия особенно сильно обтрепался и оскудел. Пытаюсь убедить наших студентов, что сохранение родного языка – это и есть патриотизм, любовь к своей Родине. Русский патриотизм никак не ущемляет интересы других народов и наций, в нём нет насилия: говори, пиши, читай и думай на любом языке. Это не значит, что защитники русской культуры против современного профессионального и технического языка, пополнившего язык в последние годы. И это нормально с ростом научно-технического прогресса.

Совсем другое дело, когда используют чужие слова как дань моде или из-за отсутствия речевой культуры. Кого не раздражает, «лайкнуть». «гуглить», «перепостить», «патти» и многие другие?!

От кого надо защищать русский язык? От нас самих. Ведь именно мы сами помогаем загрязнению русского языка ненужными иностранными словами, сокращениями и вольными изменениями.

Поэтому считаю необходимым научить правильно говорить наших детей.
Уходят исконные слова и выражения, появляются новые, но вместе с тем и чужие понятия. Так нельзя! Мы, русские, всегда отличались красотой и певучестью речи. Не понятно, почему мы так приклоняемся перед всем иностранным и неоправданно употребляем слова, которые могут быть заменены русскими соответствиями.

Воспитание языкового патриотизма - проблема не новая. Ещё
Петр I требовал от своих современников писать «как можно вразумительней», не злоупотребляя нерусскими словами. И М. В. Ломоносов в своей «теории трех штилей», выделяя в составе русской лексики слова различных групп, не оставил места для заимствований из не славянских языков.

И нам всем необходимо привить любовь к языку у современной молодежи. Трудно переоценить роль русского языка, как в жизни отдельного человека, так в жизни всей нашей большой страны. Она поистине огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направления научным исследованиям, он поддерживает, растит и оживляет наше самосознание.
Понимание этого заставляет всех нас более бережно и заботливо относиться к общей культуре родного слова и помнить о необходимости совершенствования собственной речи.

Таким образом, преподавателю русского языка и литературы принадлежит неоценимая роль в воспитании чувства языкового патриотизма и гражданственности молодого поколения.

Константин Паустовский говорил:

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точно
выражения».


"Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас"


И.С.Тургенев
Очень хочется верить, что под этими словами подпишется каждый из нас.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.