12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Конева Наталья108
Россия, Орловская обл.
Материал размещён в группе «Классные руководители»
3

Воспитательная работа как значимая составляющая в системе развития талантов: опыт и вызовы современности.

Воспитательная работа как значимая составляющая в системе развития талантов: опыт и вызовы современности.


Конева Наталья Юрьевна,

воспитатель БОУ ОО «Созвездие Орла»​​​​​​​

E-mail: natalya.koneva.1975@mail.ru


В наше время появилась тенденция уделять много внимания когнитивной составляющей личности ребенка, которая самостоятельно способна увеличить возможность развития кризиса нравственности и духовности его личности. На первый план встает раскрытие иного мнения относительно проблем воспитания обучающихся.

В.И. Даль отмечал, что слово «воспитание» идет от древнерусского «възъпитание», его можно определить как «возвышенное, духовное питание человека, которое включает умение, скрытое в душе его». Сегодня в литературе можно встретить такое определение: воспитание - это социальное взаимодействие педагога и воспитанника, призванное развивать понимание социального и спиритического опыта, прорабатывание общественно важных взглядов и социально приемлемых схем поведения.

Нельзя обойти стороной и иной взгляд. Некоторые ученые считают, что воспитание - это маневрирование формированием личности с помощью подходящих методов и приемов. Учитель должен обладать умением, чтобы прослеживать развитие личности ребенка. Отсюда исходит понятие «воспитательная работа».

В.А. Сластенин считал, что воспитательную работу можно охарактеризовать как действия педагога, призванные разработать подходящую обстановку и поддержка детей в процессе развития. Важно понимать, что у каждого отдельного ученика имеются источники развития, в связи с этим педагогу нужно распознать как актуальные задачи воспитания, так и перспективные.

В нашей стране существуют такие планы на развитие воспитания: гражданское воспитание; патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; духовно-нравственное воспитание; приобщение детей к культурному наследию; популяризация научных знаний среди детей;

Особенное место в системе занимает воспитательная работа с талантливыми детьми. Ни для кого не секрет, что в связи с перегруженностью классов и отсутствием квалифицированного персонала, школе почти не удается обеспечить должным вниманием эту категорию обучающихся.

Мы пришли к выводу о том, что, важнейшим критерием обучения талантливых детей в наше время выступает совместная активность педагогов, родителей, социума, создающих лучшую обстановку для их развития. Необходимо систематизировать процесс работы с уникальными детьми, и он должен отвечать таким этапам, как: - поиск и раскрытие всех групп одаренных и талантливых детей; - системная проработка удачных результатов и достижений учеников; - возникновение и разработка базы данных по таким детям; - системная прогноз будущих результатов детей с учетом анатомических, физиологических, психологических признаков детей в развитии учитывая возрастные категории и нагрузки на каждого; - формирование дидактических подходов, методов и приемов, взаимосвязь между начальным и основным и дополнительным образованием.

Поддержка уникальных учащихся в развитии креативности включает в себя: - формирование обстановки удачи в обществе, и уверенности в себе посредством индивидуального подхода; - внедрение в учебный план учебного заведения дополнительных предметов и др.

По некоторым причинам одаренные дети сталкиваются с проблемами, когда перед ними стоит задача отыскать непростое решение какой-либо задачи. Психологи утверждают, что повышенный уровень умственных способностей у талантов почти никогда не коррелирует с их креативными возможностями, что выливается трудностями в профессиональной самореализации. Из этого следует, что главная задача при обучении особо одаренных - развитие креативности.

Также нелегко бывает и с формированием личности особо одаренных детей. Они часто не умеют общаться с ровесниками. Это происходит потому, что, например, не полностью развиты волевые привычки и навыки самоконтроля, избегание реальности, неумение рефлексировать и правильно вести себя в рамках определенного социума.

В будущем большинство одаренных учеников сталкивается со сложностями в личном и профессиональном формировании, а это может привести к существенным проблемам и даже психосоматическим заболеваниям.

Здесь же можно отметить семьи, ведь на них лежит груз ответственности за всестороннее развитие ребёнка, однако у родителей нет специальных знаний, помогающих им в этом деле. Данную проблему можно решить посредством основания специальных организаций.

По мнению А.В. Мудрика, если подключатся учреждения дополнительного образования, это может упростить процесс социализации, ведь в них оформляется особенная среда, необходимая для развития личности детей. Кроме того, есть возможность проведения индивидуальных занятий. Целью воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования выступает становление развития и реализации личности учащегося.

З.А. Каргина в своих трудах описывает два вида воспитания: трудовое c профессиональным самоопределением и социальное воспитание. Социально-психологические аспекты превращаются в асоциальное и агрессивное поведение, аутоагрессию, при условии попытки затрагивания его личных особенностей. Актуальны также трудности в общении, потому что обучающиеся обладают средствами коммуникации, к которым привыкли с детства.

Поэтому воспитательная работа с одарёнными детьми должна строиться в следующих направлениях: духовно-нравственное воспитание; приобщение детей к культурному наследию; эстетическое воспитание; социальное воспитание.

Для осуществления воспитательной работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования должны использоваться определённые формы воспитательной работы. Форма воспитательной работы – это выражение содержания воспитательной работы посредством конкретной структуры взаимодействия педагогов и учащихся.

Что касается методов, к одарённым детям в организациях дополнительного образования нужно применять все формы воспитательной работы в целях добывания хороших итогов. На первый план выходят творческие лаборатории, мастерские, клубные творческие сообщества и др.

Перед педагогом стоит задача определить методы, уместные в работе с теми или иными учениками. Посредством конкретного метода воспитания можно добиться поставленных целей и задач, в ходе коммуникации между педагогами и учащимися, в процессе которой наступает трансформация качеств личности воспитанников.

В рамках воспитательной работы в учреждении дополнительного образования с одарёнными детьми, наиболее востребованными являются методы требования в волевой сфере, методы воспитывающих ситуаций и социальных проб в предметно-практической сфере и метод дилемм в экзистенциальной сфере. Каждая из этих сфер, учитывая особенности одарённого ребёнка, имеет вероятность более слабого развития в общей структуре личности.

Таким образом, воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. В процессе развития одарённого ребёнка, могут возникать проблемы социально-психологического (в частности в агрессивном поведении), коммуникативного и нравственного характера.

Воспитательную работу, учитывая специфику учреждения дополнительного образования, с одарёнными детьми необходимо реализовывать в трудовом, профессиональном, социальном, духовно-нравственном, эстетическом направлениях воспитания с приобщением детей к культурному наследию.

Задача педагога сделать процесс воспитания талантливых детей максимально эффективным. Учитель является проводником ребенка в окружающий мир, необходимо помнить, что каждому подрастающему человеку необходима поддержка его окружения, в том числе его родителей, которые желают для своего ребенка только лучшего. Они не должны забывать, что талантливый ребенок- это необычный ребенок и к нему нужен особый грамотных подход, чтобы обеспечить ему всестороннее развитие его неординарных способностей.

Чтобы ученики не потеряли интерес к знаниям, эффективно будет применять креативный вид деяиельности, занимательные опыты, материалы и задачи. Вызовут тягу к знаниям, к примеру викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», где у талантливого ребенка продемонстрировать свои особенности.

В целях воспитания нужна регулярная активность когнитивной составляющей личности ребенка. Это помогает включить умственные способности школьника во взаимосвязь с другими его навыками.

Воспитательная работа реализуется посредством использования в занятиях словарей, справочников по проблемам литературы и языка, книги об истории родного края и города, газеты, художественная литература, банки игр и упражнений, площадки учреждений культуры – музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки.










Список использованных источников

1.Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 2018.

2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. - М.: Знание, 2019.

3. Лейтес Н.С. “Легко ли быть одаренным?” / Н. С. Лейтес. - Ж. “Семья и школа”. № 6, 2018.

4. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Ж / Н. С. Лейтес. – Ж. “Семья и школа”. № 12, 2018.

5. Лейтес Н. С. «Возрастная одаренность школьников» / Н. С. Лейтес – М.: Академия, 2018.


Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.