Статья «Воспитательная работа — неотъемлемая часть целостного образовательного процесса»
Мухаммадиева Лилия Раисовна,
методист по воспитательной работе
Воспитательная работа - неотъемлемая часть целостного образовательного процесса
Сегодня воспитательная работа в образовательной организации, в районе в целом не может рассматриваться как просто набор мероприятий. Это неотъемлемая часть целостного образовательного процесса, которая пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами и входит в содержание современного образования. Проблема воспитания детей значима и актуальна. Воспитание – это не только задача системы образования, но и общества в целом. Без воспитания ни одно общество существовать не может.
Приоритет воспитания определен Президентом страны. «Получить знания — это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине — это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным», — сказал глава государства в своем послании. Не случайно, что именно вопросам воспитания посвящены новые законотворческие инициативы по внесению изменений в ФЗ «Об образовании РФ». Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон об укреплении воспитательной составляющей в образовании от 22.07.2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Согласно новой трактовке «воспитание-деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества…». В связи с этим созрела необходимость создать примерную программу воспитания. 2 июня 2020 года программа была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Назначение примерной программы воспитания – помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, которые направлены на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Примерная программа показывает, каким образом классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.
В центре примерной программы воспитания находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Воспитание сегодня-прежде всего работа с ценностями, системой отношений человека, его эмоцонально-волевой и рефлексивной сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя.
Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитание высоких нравственных качеств.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Та атмосфера, которая царит вокруг, в семье, в школе оказывается определяющим в формировании внутреннего мира детей. А.В.Мудрик рассматривает воспитание как социализацию, т.е. будущее человека связывается с жизнью в определенном обществе, в котором свои законы, обычаи, порядок.
Именно поэтому в течение всего учебного года воспитательная работа направлена на достижение воспитательных целей, на выполнение заявленных задач и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом. Все мероприятия являются частью процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды.
Формы работы с заместителями директоров по воспитательной работе, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами, педагогами-психологами:
Методические семинары, семинары – практикумы, тренинги, мастер-классы;
Инструктивно-методические совещания;
Профессиональные конкурсы;
Методическое сопровождения педагогов в развитии творческого потенциала учащихся;
Организация участия педагогов и учащихся в республиканских, городских, районных акциях;
Повышение квалификации.
Воспитательная работа направлена на реализацию государственных программ. В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», в целях повышения профессионального мастерства педагогов и развития творческого потенциала, обобщения и распространения опыта работы оказывается методическое сопровождение в проведении семинаров, мастер-классов, круглых столов для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования.
Профессиональное мастерство не только личное участие в городских и республиканских семинарах-практикумах, районных семинарах, но и в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года», в других профессиональных конкурсах. В конкурсе «Учитель года» ежегодно наши педагоги занимают лидирующие позиции, становятся победителями и призерами муниципального, зонального, республиканского этапа конкурса.
В целях дальнейшего стимулирования педагогов к повышению уровня владения профессиональными компетенциями в педагогической деятельности и развития их творческого потенциала, а также транслирования лучшего педагогического опыта, повышения престижа педагогического труда ежегодно педагогические работники районов принимают участие в конкурсе на предоставление грантовой поддержки «Лучший работник сферы воспитания и дополнительного образования детей».
В рамках реализации Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р; Стратегию развития воспитания обучающихся в РТ на 2015-2025 в районе проводится огромная работа по воспитанию подрастающего поколения. В Стратегии развития воспитания сформулированы основные подходы к развитию системы воспитания на всех ступенях образования в РТ, приоритеты в развитии дополнительного образования детей, детского движения.
В ходе реализации Стратегии в образовательных организациях осуществляются такие направления как гражданско-правовое воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, экологическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание. В целях гражданского и духовно-нравственного воспитания, формирования чувства гражданственности и патриотизма, уважения к героическому прошлому страны, чувства гордости за свою Родину, ответственности за будущее России в образовательных организациях проводятся комплекс мероприятий:
- республиканский конкурс реализованных социальных проектов «Моя инициатива»;
- Парламентские уроки и творческие конкурсы в рамках Урока;
- районный этап Республиканского конкурса творческих работ «Конкуренция глазами школьника»;
- форум детских общественных организаций «Мы вместе»;
- районный этап Республиканского конкурса рисунков «Дети рисуют страну»;В целях воспитательного содействия развитию у детей нравственного сознания, нравственных чувств, развития выраженной в поведении нравственной позиции, формирование деятельностного позитивного отношения к людям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в районе организуются акции Ярмарки добра, осенние и весенние Недели добра, Уроки Добра, приуроченные к Международному Дню толерантности, Международному Дню инвалидов, Международному Дню защиты детей. Учащиеся, педагоги, родители принимают участие в мероприятиях в рамках республиканской акции «ДоброГод»; в акции «Класс доброты. Герои нашего времени»; в районных, зональных, республиканских этапах международного фестиваля «Детство без границ», районный этап Национального фестиваля детского художественного творчества «Без бергә», районный этап республиканского конкурса родительских комитетов «Секреты дружного класса».
В целях становления и развития у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, формирования у детей экологической картины мира, развития у них стремления беречь и охранять природу, воспитания чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии уделяется особое внимание экологическому воспитанию и образованию. В рамках экологического воспитания ежегодно участвуем в проектах Эковесна, в экологических субботниках, проводим Дни эколят, всероссийские уроки по экологии.
Процесс возрастания роли духовного фактора в развитии личности выдвигает художественно-эстетическое воспитание на новые позиции в современном обществе. Художественно - эстетическое развитие дает способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемым составным элементом эстетической культуры личности.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.
Задача художественно-эстетического воспитания в школе - сохранять, обогащать и развивать духовный потенциал каждого ребенка.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно-трудовой деятельности.
В этом направлении непрерывно проводится районные, городские конкурсы, районные этапы республиканских конкурсов. Учреждения дополнительного образования в течение всего учебного года ведут целенаправленную работу по повышению эстетического уровня обучающихся.
В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, увеличение числа малообеспеченных семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей, – школы. Школа должна выбрать и передать тот опыт социального взаимодействия, который позволит учащимся успешно адаптироваться и самореализоваться в условиях постоянно меняющегося социального пространства.