Статья «Воспитательная среда — особенности внеурочной деятельности в рамках современных ФГОС»
Бычкова Елена Анатольевна
учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ№24», г. Братск, Иркутская область
Аннотация: В статье представлены основные компетенции и направления внеурочной деятельности в ФГОС. Основные направления воспитательной деятельности.
«Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно».
Воспитательная среда школы - это многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуативное влияние на личностное становление и развитие ценностных ориентаций личности. Согласно требованиям ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности является гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное, художественно-эстетическое воспитание способствующее развитию потребности в прекрасном ,реализующего индивидуальные задатки и способности личности.
В нашем образовательном учреждении программа воспитательной работы строится на основе технологии педагогики сотрудничества и концепции развития и воспитания личности, формирование следующих общих компетенций.
Пять основных компетенций:
1.познавательная компетенция
2.морально-нравстенная компетенция
3.творческая компетенция
4.коммуникативная компетенция
4.эстетическая компетенция
Познавательная компетенция - связана с особенностями познавательной деятельности,
в которой реализуется и формируется познавательная компетентность. Предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Задача школы в современной ситуации не столько дать информацию, сколько организовать восприятие того информационного потока, который направлен на детей в современном мире и касается их вольно или невольно. Школа призвана научить добывать нужную, полезную информацию сначала из книг: учебников, словарей, справочников, энциклопедий, а также художественной литературы. Значит, школьная библиотека должна стать своеобразным центром информации. В нашей школе проходят библиотечные уроки, посещение библиотеки, праздники и викторины. Большой воспитательный эффект в развитии познавательного интереса имеют массовые формы внеурочной деятельности.
Одной из них является предметные декады по разным предметам : « Знатоки искусств»,
« Счастливый случай». « Всё обо всём».
Морально-нравственная компетенция – определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироощущении. В нашей школе, дети с удовольствием участвуют в подготовке и проведению таких мероприятий как: День учителя, Международный женский день 8 марта, День матери, День Победы, Мероприятия являются самыми настоящими уроками нравственности, так как вызывают самые чистые чувства ребят, самое искреннее их желание стать участником праздника или мероприятия. В актовом зале прошло яркое, необычное мероприятие, посвящённое Международному женскому Дню – 8 МАРТА! Участниками были команда учителей «Праздничный букет» и девочек 10А класса «БАО- бабихи» В форме соревнований две команды состязались в таких конкурсах как «Караоке», «Танцы», «Фильм, фильм, фильм», «Дефиле» и др. Команды оценивали мужчины-преподаватели, мальчики 10А и зрители.
Для всех любимых мам и родных бабушек был организован праздничный концерт, посвящённый Дню Матери.
В школе дистанционно прошли конкурс стихов о ВОВ «Наследники Победы» и акция – Бессмертный полк «Правнуки Победителей - 75»
Для родителей проводятся лектории, родительские собрания, день открытых дверей. Чем чаще они соприкасаются со школой, тем возрастает доверие к школе. Была проведена лента классных часов «В моей жизни много разного: и трудного и классного» в 1-11кл., родительские собрания «Профилактика токсикомании в подростковой среде», встреча с инспектором ОПДН Чупровой Е.В.
Творческая компетенция – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении. Задача школы – дать учащимся знания, развить их умения, организовать разнообразную деятельность, в том числе познавательную, сформировать у них творческое отношение к жизни, дать почувствовать радость самосовершенствования, понять, что человек – существо созидательное, наделенное способностью творить, наполняя пространство вокруг себя полезной деятельностью. Очень важно, чтобы каждому ребенку нашлось место для проявления своих талантов, способностей. Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности
в новых условиях. В нашей школе разработаны программы по внеурочной деятельности по разным направлениям. Научно – познавательное, спортивно – оздоровительное , проектная деятельность, художественно – эстетическое, кадетское направление.
Ученики нашей школы с удовольствием посещают различные занятия внеурочной деятельности и принимают активное участие в разных мероприятиях. При школе создан клуб «Патриот», « Роботехника», «ЮИД», «Художество и дизайн», «Хореография», «Шашки и шахматы», « Спортивные игры», « Проектная деятельность», «Школьный театр», « Литературный клуб». Поздравительный плакат « Подарок ветерану»
Коммуникативная компетенция – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Неделя: «Будущее в моих руках». Были проведены мероприятия, такие как: лекция регионального представителя центра профилактики «ПАВ» Бересневой С.В., просмотр социальных роликов, проведение игры квест: «Следопыты», акция: «Подари улыбку класса!», проведение занятий педагогом-психологом Муслимовой Н.Е. и социальным педагогом Налобиной О.С.«Учимся ставить цели и добиваться их». Мероприятия были интересны и познавательны.
Эстетическая компетенция - определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в потреблении произведений искусств. Реализуется через посещение кружков по интересам в системе дополнительного образования, занятия в школе искусств, посещение музеев, театров. Проведение классных часов по эстетическому развитию. Участие учащихся в различных школьных, городских, региональных и всероссийских конкурсах. Все это развивает в ребенке эстетичность, чувство к прекрасному.
Выставка рисунков и поздравительных открыток учащихся «Буду Родину любить – буду в Армии служить!», посвященная Дню защитника Отечества. Конкурс стихотворений «Отрывки о войне» 5-11кл.
Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей -умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Сегодня каждое образовательное учреждение должно искать свой путь в решении поставленных временем задач обновления содержания, методов и форм развития личности, оптимизации системы воспитательной работы с учетом конкретных условий и возможностей учебного заведения. Созданная система взаимодействия педагогического коллектива со школьниками, дает положительные результаты и способствует реализации воспитательного компонента ФГОС.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Ст. 13.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010.
3. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Национальная образовательная инициатива “Наша Новая школа”.
Горбачёва Марина Юрьевна
Бычкова Елена
Фоминова Елена Владимировна
Бычкова Елена
Горбачёва Марина Юрьевна
Бычкова Елена
Шкавро Светлана Анатольевна