Воспитательная среда православной гимназии в рамках и за рамками ФГОС
Воспитательная среда православной гимназии в рамках и за рамками ФГОС
Федеральный образовательный стандарт рассматривает воспитательную деятельность как компонент образовательного процесса и в то же время рассматривает ее как самостоятельное направления, отвечающее за формирование воспитывающей среды. Сделав общеобразовательную школу светским учреждением, государство поставило в приоритет земные интересы над нравственными и религиозными ценностями, в том числе над чувством патриотизма. Не получается ли, что мы воспитываем «цивилизованного» потребителя?
Человеку, как составной части общества, необходима система ценностей, на которой можно построить нормальные межличностные отношения, определить отношение к самому себе, ответь на самый главный вопрос о смысле жизни. Чем старше ребенок, тем сильнее его интерес к познанию своего внутреннего мира и окружающей действительности. Духовная жизнь человека не ограничивается занятием художественным и техническим творчеством, способностью созерцания объектов культурно-исторического наследия или изучением произведений искусств. Внутренняя срытая часть личности, стремящаяся познать неведомое, через познание Бога, во многом определят духовную жизнь и образ мысли человека.
В современном обществе, у родителей, придерживающихся религиозного образа жизни, есть возможность выбрать общеобразовательную школу со светской (неидеологической) системой воспитания или предпочесть учреждение с религиозным уклоном. Например, негосударственные православные гимназии подходят тем, кому близко мировоззрение Русской Православной церкви. Созданные в них условия и правила помогают учиться и учить тем, кто причисляет себя к этой конфессии. Общеобразовательные предметы ведутся в них также как в любой государственной школе, а педагоги имеют такой же уровень образования и квалификацию. Принципиально важным отличием является то, что есть религиозный православный компонент в учебной программе – церковно-славянский язык, церковное пение, основы православной веры и другие.
Чтобы окружающее пространство стало воспитательной средой, детям и педагогам надо ощущать его как свою собственную нишу в большом мире, быть в ней единым сообществом. А объединяет людей совместная деятельность. В православной гимназии, как и в государственной школе, основное направление деятельности, конечно же, обучение. Пятерка за контрольную по математике или сочинение по литературе – радость любого гимназиста. Во внеурочной деятельности, которая тоже здесь разнообразна, ребята играют в подвижные игры, занимаются рукоделием (и не только девочки!), роботомоделированием (и не только мальчики!), делают исследования, пишут и реализуют свои проекты и многое другое. В этом она мало чем отличается от обычной школы.
Ноябрьская православная гимназия уникальна тем, что в ее структуре есть Центр духовно-нравственного воспитания, который работает не только для гимназистов, но и для всего города. На территории центра расположен Храмовый комплекс Преподобного Сергия Радонежского, в учебных классах проходят занятия для воспитанников Приходской Воскресной школы, создана многоплановая система дополнительного образования. А еще есть концертный зал, спортивный зал, ледовая арена, панда-парк, бассейн. ЦДНВ имеет важное значение для культурной и спортивной жизни города. Здесь проводят спортивные мероприятия, концерты, конкурсы, выставки. Одной из самых важных составляющих работы Центра является поддержка и реализация православных инициатив. Совместно с Епархиальным молодежным объединением «Благо» проводятся культурно-досуговые и тематические мероприятия, приуроченные к церковному праздничному календарю, работает киноклуб «Кино во благо». В летний период организуется лагерь по отдыху и оздоровлению детей «Горлица», формируются профильные смены.
Бытует мнение, что религиозные учебные заведения «промывают мозги», делают из людей стадо, которое кроме догм ничего не знает и не хочет знать. Это в корне не верно. Православная гимназия создана для того, чтобы люди с определенным образом мысли и укладом жизни могли растить и воспитывать своих детей в среде своих единомышленников, давать им качественное образование, готовить их ко взрослой самостоятельной жизни. Воспитательная среда гимназии не ограничивается станами образовательного учреждения. Это большая система, в которую входят дети, педагоги, родители. Чем больше общего между ними в образе жизни, мировоззрении, культурных ценностях, эстетических идеалах, традициях, нормах поведения и морали, тем комфортнее эта среда для каждого члена сообщества. Гармоничное развитие личности ребенка и его благоприятная социализация возможны только в обстановке, когда он ощущает себя равной и значимой частью коллектива. Уверенный в своих силах, образованный и воспитанный, человек формирует вокруг себя такой же круг общения. Так общество сможет развиваться и становиться более толерантным и гуманным.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что воспитательная среда православной гимназии не только реализует Федеральный государственный образовательный стандарт, она дает больше – объединяет людей традициями, единым укладом жизни и тем, что светское общество не может дать религиозному человеку, - соборной молитвой. Для некоторых семей это имеет большое значение.
Спицына Любовь Ивановна
Ушакова Наталья
Медведева Татьяна Петровна
Ушакова Наталья