«Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС» на примере работы школьного клуба (кружка) «Английский в диалогах»
Меня зовут Наталья Викторовна Русакова. Я работаю учителем английского языка в МАОУ СОШ № 211 им. Л.И. Сидоренко г. Новосибирска.
В 2021/2022 учебном году я организовала и вела работу клуба «Английский в диалогах» для 8 классов. Мной была написана методическая разработка и подготовлен пакет документов по организации работы клуба. Этот клуб был организован в рамках внеурочной деятельности.
Я хочу поделиться своими наработками по данной теме. Я заявляю свою работу на Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Воспитательная среда учебных заведений начального и среднего образования в рамках современных ФГОС»
Воспитательную среду можно рассматривать как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также как система возможностей для ее собственного развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Исходя из этого понимания, воспитательная среда учебного заведения – это многообразие условий, которые окружают школьника. Эффективное развитие личности возможно только в той среде, где есть дисциплина и этикет, великодушие, дружба и забота друг о друге.
Внеурочная деятельность в форме клуба (кружка) позволяет создать такую среду. Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята могут углубить знания и умения по интересующему их предмету.
Мой клуб «Английский в диалогах» позволяет подросткам заняться чем-то необычным, неформальным. В подростковом возрасте это очень важно, так как меняется система ценностей и интересов. Что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. Неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости.
Занятия в разговорном клубе позволяют развивать волевое поведение подростка, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения школьника, поддерживая и укрепляя возникающие у него намерения. Каждое занятие в клубе обеспечивает ребёнка средствами достижения желаемой цели, организации своего поведения.
Ведущая деятельность в этом возрасте - межличностное общение, учеба отходит на второй план. Само название клуба «Английский в диалогах» предусматривает основной вид деятельности — общение. Чтобы занятия в клубе были привлекательными, мне нужно было находить темы, в имеющемся материале, которые могли бы способствовать общению подростков.
Темы, подобранные мной для работы, отражены в Календарном-тематическом планировании работы клуба «Английский в диалогах». (Приложение 1)
Как видно из приложения, подбор тем осуществлялся с учетом интересов подростков с одной стороны, и понятной для них тематики с другой. Каждая тема и предоставлен к ней мно, как руководителем клуба, материал позволяет ребёнку выбрать свой вариант лексического оформления своего высказывания. Что, в свою очередь, реализует потребность подростка в самоопределении и самовыражении. Атмосфера клуба не предполагает границ в общении. Но при этом делается акцент на общение на иностранном языке, с учетом культуры общения и этикета в стране изучаемого языка, что развивает кругозор и толерантное отношение.
Очевидно, что знакомясь с диалогом-образцом по предложенной теме, подростки имеют дело лишь со стандартным высказыванием, которое может их особенно не заинтересовать содержательно. Но осуществляя поиск нестандартных ситуаций по данной теме, подростки включаются в совместную работу (парную, групповую) в поисках материала для новой подачи информации: подростковый сленг, неформальное общение и прочее, чего нет в школьных учебниках. При этом, в отличие от урока в школе, подростки пользуются интернет-ресурсами на своих смартфонах. И этот факт, несомненно делает их работу интереснее, так как привязанность к своим гаджетам — неотъемлемая черта поколения. Моей задачей на данном этапе было направить ребят на те сайты , которые обеспечивают информационную безопасность. Да, информации много, но как выбрать нужную — научить этому задача руководителя клуба. Тем самым я прививаю своим ребятам ответственное отношение к использованию информации из интернета.
Основным и одним из самых главных, на мой взгляд, положительных моментов в работе руководителя клуба – это тесные, доверительные, дружелюбные взаимоотношения с ребятами. Есть время уделить внимание тем проблемам, которые реально волнуют подростков и обсудить их. Руководитель клуба не навязывает своего мнения, не пытается корректировать мнение подростка, не принуждает, как это часто бывает в рамках школьного урока. Мы члены клуба, где мнение каждого ценно!
Приложение 1
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Сроки | Освоение предметных знаний | Планируемые результаты |
1 четверть | |||||
1 | Приветствия. | 3 | Сентябрь – октябрь | знакомятся с лексическими единицами, разбирают и отрабатывают грамматику, фонетику, интонацию через диалог - образец дополняют диалог – образец новыми лексическими единицами по теме | Свой диалог (печатный вариант, аудио и видео запись) |
| Семья. | 3 | |||
| Мой рабочий день. | 3 | |||
Итого по разделу | 9 | | | | |
2 четверть | |||||
| Мой свободный день. | 2 | Ноябрь – декабрь | знакомятся с лексическими единицами, разбирают и отрабатывают грамматику, фонетику, интонацию через диалог - образец дополняют диалог – образец новыми лексическими единицами по теме | Свой диалог (печатный вариант, аудио и видео запись) |
| Мой дом. | 2 | |||
| Мои развлечения. Моё хобби. | 2 | |||
| Зимние каникулы. | 1 | | ||
Итого по разделу | 7 | | | | |
3 четверть | |||||
| Мой свободный день. | 2 | Январь - март | знакомятся с лексическими единицами, разбирают и отрабатывают грамматику, фонетику, интонацию через диалог - образец дополняют диалог – образец новыми лексическими единицами по теме | Свой диалог (печатный вариант, аудио и видео запись) |
| Моя школа. На уроке. | 3 | |||
| Времена года и погода. | 3 | |||
| На улице. За городом. | 2 | |||
Итого по разделу | 10 | | | | |
4 четверть | |||||
| Еда. | 2 | Апрель - июнь | знакомятся с лексическими единицами, разбирают и отрабатывают грамматику, фонетику, интонацию через диалог - образец дополняют диалог – образец новыми лексическими единицами по теме | Свой диалог (печатный вариант, аудио и видео запись) |
| Игровые виды спорта. | 3 | |||
| Летние каникулы. | 3 | |||
| Подведение итогов работы. | 1 | анализируют полученный по каждой теме материал (печатный вариант, аудио и видео записи) отбирают диалоги для сборника опираясь на лексико-грамматические критерии оформляют сборник для печати печатают сборник и оформляют аудио и видео материал на отдельном носителе/ссылкой на google диске. | Сборник учебных диалогов для 5 – 9 классов общеобразовательной школы (печатный вариант/электронный вариант с аудио и видео приложением) | |
Итого по разделу | 9 | | | | |
Итого по программе | 36 | | | |