Воспитательный аспект дополнительной общеобразовательной программы «Борьба»
Воспитательный аспект дополнительной общеобразовательной
Тулакин Андрей Викторович,
педагог дополнительного образования
МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Западный образовательный округ
пгт. Свеча 29.03.2019 г.
Если спросить ребенка, который пришел на первое занятие борьбой: «Для чего ты пришел на борьбу?», он всегда отвечает – «Учиться драться». А борьба – это не драка, это – унифицированная методика обучения и воспитания, состоящая из системы физических, психических и духовных упражнений, которая может использоваться для обучения и воспитания любого человека вне зависимости от его пола, возраста, физического состояния, национальности, вероисповедания.
В основе программы «Борьба» лежит идея формирования положительной мотивации к занятиям спортом, создания условий для ведения здорового образа жизни, реализации спортивного потенциала детей, организация занятости подростков в вечернее время с целью изолирования их от негативного влияния улицы.
В объединение принимаются воспитанники с 6 до 17 лет, различной физической, интеллектуальной и волевой подготовки. Часто оказывается, что большая часть воспитанников имеет слабые и средние способности в области единоборств. И тех и других детей можно заинтересовать занятиями и раскрыть их скрытые потенциальные способности, научить специфическим навыкам борьбы, опираясь на личностно – ориентированный подход к обучению, принцип доступности обучения при разнообразии индивидуальных способностей, отсутствие конкурсной системы и отбора при поступлении в объединения, субъект – субъектные отношения педагога и детей, создание ситуации успеха для каждого.
Во время всего тренировочного процесса главное внимание обращаю на воспитательный аспект. Первоочередной задачей является формирование установки на здоровый образ жизни. Учу детей основам правильного рационального питания, режима дня, гигиеническим и восстанавливающим процедурам, двигательному режиму, закаливанию организма, в ходе теоретических занятий, таких как «Режим дня», «Здоровый образ жизни», «Правильное питание», «Режим отдыха и нагрузок» и других.
Следующей задачей является воспитание морально – волевых качеств обучающихся, таких как самодисциплины, решительности, защиты своего личного суверенитета, смелости, уважения к старшим и помощи младшим, чувства справедливости, умения держать удар, гуманизма, силы воли, потребности к здоровому образу жизни, любви к Родине и ее защите. Внимание на развитие этих качеств уделяется на каждом занятии во время теоретического материала и практической отработки навыков. Поставленная задача решается через беседы на занятиях «Выдающиеся спортсмены России и Кировской области», «Моя малая Родина», «Великая Отечественная война и герой», «Герой – спортсмены», а так же беседы на нравственные темы «Добро и зло», «Порядок и закон», «Жизненные ценности», «Кодекс чести» и другие.
Большое внимание уделяется воспитанию культуры общения и взаимодействия в деятельности: поддержке старших, уважению к сопернику, взаимопомощи и взаимовыручке. Все эти моменты можно отследить во время творческих мастерских и общих мероприятий Дома творчества, посвященных Дню здоровья, 23 февраля, 8 Марта, Новому году, масленице, а так же соревнований, проводимых как внутри кружка, так и на районном и областном уровнях.
Два раза в год в Доме творчества проходят районные соревнования по борьбе и рукопашному бою, где воспитанники показывают свои навыки. В соревновании принимают участие девочки и мальчики всех возрастных и весовых категорий. Так же воспитанники демонстрируют свои навыки борьбы и на показательных выступления, отчетных мероприятиях Дома творчества. Показ приемов борьбы прошел в виде выступления и на районном фестивале «Созвездие талантов», посвященном 100 – летию дополнительного образования.
Борьба учит детей контролировать свои мысли и поступки, к чему и мы с вами должны стремиться.