Статья «Воспитательный аспект урока физики в свете новой программы обучения»
Воспитательный аспект урока физики в свете новой программы воспитания.
Якунин Михаил Владиславович;
Учитель физики первой категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия», г. Абакан;
Yakunin-mv@mail.ru;
Аспект урока; физика; воспитание; педагогика.
Современный образ жизни диктует активный темп жизни. То, что было актуально вчера, уже сегодня не имеет для молодого поколения никакого значения. Ярким примером являет расположение аудитории к современным кумирам – блогерам. Если акцентировать внимание только на динамике просмотров того или иного блогера, то самым заметным фактом будет быстрый рост популярности и ещё более стремительный упадок. Другим не менее конструктивным примером будет сленг молодёжи, меняющийся ежегодно. В большинстве своём это американизмы, что свидетельствует о большом влиянии западной культуры на молодые умы.
В стремительном потоке событий, который сваливаться на ребёнка интернет без всякой фильтрации, сам ребёнок приспосабливается и меняется менталитет всего поколения. Специалисты сходятся во мнение, что для нынешнего и последующих поколений цифровые ценности имеют тот же вес, что и материальные. Мы с вами не понимаем важность какой-то картинки, предмета в игре или же рейтингового места. Но это наша ошибка, потому что, мы проецируем свои ценности материального мира на изменившиеся понимание самого построения ценностной системы. Чтобы у вас не возникло никаких сомнений приведу наиболее яркий, по моему мнению, пример – покупка внешнего вида различного рода предметов или одежды для игрового персонажа.
Ещё древние философы сравнивали нашу жизнь с бурлящим водным потоком. Жизнь стремительна подобно горной реке или же спокойна и размерена подобно равнинной со своими изгибами и поворотами судьбы. Школьная жизнь занимает львиную долю в этом потоке. Дети проводят в школе от 6 до 9 часов, что составляет от 30% до 50 % их свободного времени за исключением сна. В основной школе ученик посещает около 9000 уроков. Если убрать усреднённое значение доли пропущенных уроков по различным обстоятельствам – 15%, получаем 7 650 уроков по 40 минут. Именно в это время формируется и закладывается фундамент мотивационных и ценностных аспектов характера личности. Воспитательный потенциал урока весьма высок. Российский педагог В.А. Караковский писал: "Воспитательная работа в школе тем успешнее, чем больше она связана с учением – главным видом деятельности школьника, с другой стороны, учебный процесс тем эффективнее, чем он более насыщен воспитанием".
Современная программа воспитания предусматривает всестороннее развитие личности ребёнка, а также обеспечение условий для реализации его одарённости в той или иной области.
«Даже самое великое путешествие начинается с первого шага». Так и наши с вами уроки начинаются с озвучивания текущей даты – 28 марта 2022 года. А что, если мы начнём урок несколько иначе? Ведь именно 28 марта в 1910 году в Марселе поднялся в воздух первый в мире гидроплан, а в 1930-м родился Джером Фридман, получивший Нобелевскую премию за открытие кварков. Дети, скорее всего, эту информацию не запомнят, но они настроятся совершенно на иной ритм работы.
В ходе урока физики можно выделить следующие воспитательные аспекты:
Нравственный;
Патриотический;
Эстетический;
Личностный;
Здоровьесберегающий;
Экологический.
Мы обязаны формирование у детей осознание связи с обществом, необходимость согласовывать своё поведение с нормами и интересами окружающих; осознание практической значимости рассматриваемых научных открытий для цивилизации; воспитание уважения к учёным и их трудам.
Ярчайшим примером можно привести шведского изобретателя Альфреда Нобеля. Человек, изобрётший динамит и ещё более 300 патентов, большую часть своего состояния оставил в наследство всему человечеству в виде премии за достижения в физике, химии, медицине и т.д. Да, это человек, изобретение которого унесло не один миллион жизней, но мы должны помнить, что главной целью изобретения динамита было не использование его в качестве оружия, а в качестве помощи бурильщикам и шахтёрам. В процессе обучения нельзя упускать тот факт, что за каждой формулой или физическим законом стоит история выдающейся личности. Рассмотрение структуры элементарных частиц и стремление понять законы микромира принесли в наш мир и атомную энергетику и самое опасное изобретение в истории человечества – ядерное оружие.
Уважение к своей стране начинается с школьной парты. Я стремлюсь к тому, чтобы в разговоре о космических кораблях дети вспоминали не американские боевики, а отца космонавтики – Константина Эдуардовича Циолковского. Обычного школьного учителя с большим сердцем и великим умом, изменившего облик всего мира.
Эстетическое отношение человека к действительности – важный воспитательный аспект обучения. Существует ли что-то прекрасней природы? Механические колебания перевоплощаются в сонаты Бетховена. Преломление прямолинейного потока электромагнитной волны порождает прекраснейшие закаты. «Физик, не воспринимающий поэзии и искусства, – плохой физик» - говорил Л.Д.Ландау. В процессе изучения множества тем по физике существует возможность использовать художественную литературу. Равнодействующая сила – басня про лебедя, рака и щуку. Законы Ньютона – истории барона Мюнхгаузена.
Нельзя забывать о формировании личности обучающегося, его мировоззрения и качеств личности. Например, практическое направление обучения в курсе физики – лабораторные работы благодаря групповой форме способствуют воспитания чувства ответственности, сплоченности и причастности к общему делу. Форма защиты результатов лабораторных работ в виде диалога между обучающимися и учителем развивает умение анализа, структурирования полученной информации и аргументирования своей позиции в том или ином проблемном вопросе. Необходимо отметить важный момент тонкой грани между критикой и подавлением. Обучающиеся не должны бояться высказывать позицию, отличную от других, чтобы не формировался комплекс страха и неуверенности. В процессе выполнения группового задания учащиеся обсуждают ход работы, решают спорные моменты, развивают свои коммуникативные навыки.
Неочевидный аспект урока – воспитание правильного экологического восприятия окружающего мира. Уважительное отношение к природе должно являться неотъемлемой частью развивающейся в современных реалиях личности. Умение «видеть» последствия чрезмерного употребления пластика и веществ на его основе, влияние развития нефтяных месторождений и постройка водозаборных сооружений, влияющих на биологический компонент мира. В ходе урока необходимо проводить сравнительный анализ между положительными и отрицательными моментами развития технологий и индустрии. Новое поколение должно чувствовать ответственность за сохранение всего богатства окружающего мира. Необходимо приводить в пример разработки по исправлению последствий загрязнений различного рода.
Особо значима в воспитательном процессе на уроке личность самого учителя. От учителя сегодня требуется больше, чем быть «носителем» и «транслятором» информации. С этой задачей может справиться любой поисковик в Интернете. Для учителя важно не только и не столько научить известному определенному количеству знаний по своему предмету, сколько воспитать желание и умение приобретать эти знания и пользоваться ими.
Современные поисковые системы способны дать доступ к множеству обучающей литературы, познавательным видеоматериалам, статьям, выступлениям представителей учёного мира. Но ни один алгоритм двоичного кода не способен заменить воспитательный аспект обучения. Нельзя заменить атмосферу личного общения педагога и ученика. Таким образом, современному учителю необходимо и расширять свои познания в постоянно меняющихся технологиях и инженерных достижениях, и быть личностью с высокими человеческими ценностями, быть носителем дружелюбия, честности и доброты.