Статья «Мотивационные аспекты освоения углубленного курса физики в лицее»
Мотивационные аспекты освоения углубленного курса физики в лицее
«Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить» К.Д. Ушинский
Проблема формирования и развития образовательной мотивации школьников, несмотря на многочисленные исследования и определение доминирующих мотивов, разработку рекомендаций о средствах и методах ее роста, и в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательной школе остается одной из основных, оказывая влияние на качество образовательного процесса.
Полноценное освоение школьниками компонентов образовательной деятельности сегодня остается ведущей компетенцией, формирующей образ материального мира, дающей ценностно-смысловое основание выпускнику школы для личностного и профессионального выбора[1]
Вновь отталкиваясь от определения мотивации как внутренней психологической характеристики личности по отношению к окружающему миру, различным видам деятельности, в том числе и учебной, настаиваю на непрерывном ее формировании и развитии с раннего возраста. Ведь внутреннее побуждение к получению новых умений и знаний, на мой взгляд, закладывается задолго до начала освоения школьного курса физики в седьмом классе. Поэтому учителю физики, как школьной системообразующей естественной науки, приходится часто проектировать работу в классе и во время внеурочной деятельности с учетом необходимости корректировки и развития мотивационных аспектов каждого школьника, ведь индивидуальный подход в массовой школе никто не отменял.
Изучая причины низкой мотивации школьников 12-14 лет, отмечу наиболее остро, на мой взгляд, отражающие реальное положение вещей, так как были получены в результате опроса школьников и диагностики.
Причины низкой мотивации школьников:
Концентрическая система построения курса физики в лицее подразумевает троекратное обращение к основным темам: на этапе пропедевтики в 5-6 классах–ознакомительно, базово на ступени основного образования в 7-9 классах и в 10-11 классах на базовом или углубленном уровне (по желанию и результативности освоения обучающимся курса на ступени основного общего образования). Такое обучение позволяет, опираясь на поэтапное расширение и систематизацию физических понятий, определений и терминов, рассматривать физические процессы в порядке их усложнения. Такая образовательная «этапность» освоения науки, формирующей мировоззренческую основу у школьников, обеспечивает обучающимся устойчивые знания, позволяющие им перейти от качественных описаний процессов к количественным расчетам и моделированию природных и технологических процессов.[2]
Известно, что образовательная мотивационная сфера складывается из таких аспектов, как потребность, мотив и цель. С учетом этих аспектов одним из действенных методов развития (повышения) мотивации старших школьников считаю проблемное обучение - освоение теоретических и практических навыков и умений, формируемых в ходе разрешения проблемных образовательных ситуаций, предложенных чаще всего учителем. В ходе деятельности по освоению такой ситуативной задачи старшеклассник учится формулировать проблему, предлагать способы ее разрешения, активизируя мыслительную деятельность, организуя самоконтроль и самооценку. Уверена, что неоценимую помощь в реализации метода проблемного обучения играет книга: в основной школе учебник физики, в старшей школе (дополнительно) научно-познавательная литература, сетевые образовательные ресурсы. Являясь сторонником теории текстовой информации, созданной лингвистом И.Р. Гальпериным, вслед за автором повторяю: «Понимание текста – это вычитывание информации» и использование ее для решения поставленной образовательной задачи.[3]
Работа с учебной книгой способствует системному формированию понимания текста, что, в свою очередь, позволяет на уроках и вне их сформировать такую психодидактическую модель, как модель «ООКУ».[4]
Представляя модель внедрения системы заданий, повышающих мотивацию школьников к освоению физики, отмечу, что она тесно связана с авторской методической системой работы «Система «5Д», проектируется на её основе. Система складывается из четырех этапов:
первый этап - «мотивационная» идея урока (темы курса), дополнительного занятия, элективного курса (мероприятия);
второй этап – «целевой» - продумывается цель и задачи, которые будет решать предлагаемое для обучающихся задание;
третий этап – «критериальный» - определяются критерии оценки предложенных заданий (системы мотивационных заданий по теме);
четвертый этап – «перспектива» - проектируется результативность системы мотивационных заданий. При этом могут учитываться (как результат) качество выполнения дифференцированных лабораторных работ с дополнительным заданием или тематических проверочных, контрольных работ.[5]
Реализуя проблемно-мотивационное обучение, составляю к урокам по различным темам творческие, дифференцированные, интегрированные текстовые задания. Так, в 10 профильном классе к одному из уроков по теме «Молекулярная структура вещества», основным видом деятельности на котором стала работа с информацией из учебника, подготовила задания, одно из них представлено ниже:
Мотивационными аспектами качественного выполнения задания стали:
- смысловое понимание термина «изотоп» в физике и в химии;
- необходимость в систематизации представленных в задании обозначениях химических «элементов» по их зарядовым и массовых числам;
- преобразование придуманных учителем символов в реальные символы химических элементов;
- формулирование вывода об изотопности химических элементов в природе.
Работа по развитию мотивационных аспектов освоения физики через систему уроков и заданий находит отражение в моих публикациях, в том числе и на этом сайте.[6,7,8]
Пока работаю, деятельность по развитию мотивации лицеистов продолжаю, присоединяясь к мыслям неизвестного автора: «Во всем преуспеть дано не каждому! Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью».
Источники информации:
1. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе образования/электронный ресурс/режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866
2. Кодирова Д. Роль и значение физики в процессе преподавания на современном этапе /электронный ресурс/режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-fiziki-v-protsesse-prepodavaniya-na-sovremennometape/viewer
3. Гальперин И.Р Текст как объект лингвистического исследования, М., КомКнига, изд.4-е, стереотипное, 2006, 144с. (Лингвистическое наследие XX века)
4. Соболева О.В. Материалы вебинара «Путешествие в Страну Книги»: от внимания к слову до смысла текста» от 18.06.2019 г.
5. Модель эффективного внедрения инновационных процессов в ОО/
электронный ресурс/ режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-effektivnogo-vnedreniya-innovatsionnyh-protsessov-v-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer
6. Статья авторская https://урок.рф/library/o_vibore_sovremennih_obrazovatelnih_tehnologij_na_192916.html
7. Статья авторская https://урок.рф/library/statya_dlya_publikatcii_v_sbornike_122136.html
8. Статья авторская https://урок.рф/library/uchebnaya_motivatciya_litceistov_na_urokah_fiziki_diag_062408.html
Забелина Маргарита Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Спицына Любовь Ивановна