Воспитательный потенциал детского туризма

2
0
Материал опубликован 8 December 2021 в группе

В Байкаловском районе на сегодняшний день существует всего три детских объединения туристско-краеведческой направленности, программы которых реализует МКУ ДО Байкаловский районный ЦВР. Два из них организованы на базе МКОУ Пелевинская ООШ – это две группы детского объединения «Юный поисковик» (руководитель: Кошелева Ирина Викторовна), и одно – детское объединение «Школа юного туриста», которое осуществляет свою деятельность непосредственно в стенах нашего Центра.

О детском туризме за 103 года его существования написано очень много, но, к сожалению, в современном образовании детский туризм считается чем-то устаревшим, вроде удивительного, но, увы, вымершего динозавра.

Сейчас соблюсти все формальные правила и организовать туристский поход с детьми - это приключение не для слабонервных руководителей и материальную базу позволяющую организовывать полноценные занятия по этому виду может себе позволить приобрести далеко не каждая образовательная организация. Да, честно говоря, и родители не очень охотно отдают детей даже в бесплатные занятия по туризму, полагая, что в условиях учебной перегруженности детей это лишнее. К тому же они понимают, что туризм вряд ли поможет их ребенку хорошо сдать ЕГЭ и поступить в вуз.

На самом же деле педагогические технологии, которые органичны для детского объединения по самодеятельному туризму, позволяют решать серьезные воспитательные и образовательные задачи.

Первое, с чем сталкивается педагог, начиная заниматься туризмом с детьми, это затруднения у обучающихся в работе с предметным миром взрослых. Наши дети, настолько продвинутые в использовании информационных технологий, привыкшие постоянно учиться, часто оказываются совершенно беспомощными перед простейшими бытовыми задачами. Именно поэтому в результате занятий туризмом обучающийся в первую очередь должен приобрести необходимые навыки самообслуживания (просто научиться трудиться!), а уже потом ему будут доступны компетенции, необходимые для автономного выживания в природной среде, для безопасного преодоления препятствий. Можно бесконечно рассказывать детям о разных видах костров или об ориентировании по солнцу, но, пока они сами не научатся стабильно разводить костёр и ориентироваться при помощи карты и компаса, теория останется мёртвой теорией. На начальном этапе педагогу приходится работать над самыми элементарными практическими задачами. Например, ребятам любого возраста всегда вначале очень сложно размотать длинную запутавшуюся верёвку - они будут долго стоять в растерянности, в ожидании, что за дело возьмется педагог. Это свидетельствует сразу о двух серьезных проблемах. Во-первых, наши дети не доверяют своим рукам, у них элементарно отсутствует практика. Вторую проблему можно озвучить так: «Пусть работает он, а не я». Физическая работа в сознании наших детей, ассоциируется с функцией «обслуживающего персонала». Тот, кто всё-таки под давлением педагога принялся за работу, выглядит страдальцем и неудачником, а тот, кто наблюдает со стороны, обладает в глазах товарищей более высоким статусом.

Эти проблемы решаются на занятиях туризмом естественным образом: мы вяжем узлы, запутываем и распутываем длинные веревки, учимся бинтовать пострадавшему руки и ноги, укладывать вещи и снаряжение в рюкзак, ставить и разбирать палатки и много другое. Одним словом, дети, занимающиеся в объединении, постоянно работают руками и привыкают не бояться физического труда в разных его проявлениях.

Для того, чтобы преодолеть негативное отношение детей к физическому труду, на наших занятиях при выполнении заданий акцент внимания смещается на соревновательную деятельность. Мы часто проводим конкурсы: кто быстрее завяжет узел; кто быстрее соберёт рюкзак и так далее, при этом у обучающихся сразу ломается стереотип «позорности» активной физической работы. Довольно скоро, выполняя самые разные упражнения (в основном - простые) в соревновательной манере, ребята успевают привыкнуть, что работа руками - это вполне нормальное и естественное занятие. Однажды наступает момент, когда дети начинают даже получать удовольствие от того, что у них все «горит» в руках, не пугаются сложных заданий, выполняют их с азартом.

Уместно коснуться также вопроса воспитания ответственности и самостоятельности: именно безответственность детей обычно беспокоит родителей. Действительно, наши дети любую работу выполняют под нажимом взрослых - это факт, который надо принять. На занятиях туризмом мы с ребятами целенаправленно работаем над качественным и ответственным выполнением задания. Здесь ключевой момент заключается в том, что теоретически проблему недобросовестного отношения к выполнению задания решить невозможно, и туризм просто незаменим в ситуации, когда надо естественным образом научить ребёнка отвечать за качество своей работы. Например, цена небольшой недоработки на соревнованиях - проигранные секунды и баллы, а в походе она ещё выше - ведь здесь происходит борьба за выживание.

Работа в команде - это та самая компетенция, которая так ценится в современном образовании, и которую старательно воспитывают в искусственно смоделированных условиях в школе, в вузах, на всевозможных тренингах. В туризме же не нужно ничего моделировать: все естественно. Успешное выступление на соревнованиях и хороший поход возможны исключительно при слаженной работе и позитивном настрое в группе. Ведь туристическая группа - это единый организм, единая система, в которой важно самочувствие и настрой каждого элемента этой системы. Принцип «один за всех и все за одного» - без него в походе никуда, только вот ни на каких тренингах невозможно понять, что это такое. Сюда входит и умение заботиться о товарище, и способность взять на себя трудную работу, и чувство ответственности за общее дело. Для педагога детский туризм открывает необозримое поле возможностей для воспитания в человеке истинно человеческих качеств.

В заключение нужно сказать и о самом «неуловимом», но очень важном результате занятий туризмом: к счастью, он даёт возможность сущностного общения человека с человеком. Преодолевая командой настоящие жизненные трудности, о многом успеваешь пошутить вместе, столько слёз пролить, столько раз отчаиваешься и злишься, столько раз просишь помощи и помогаешь тем, кто рядом с тобой, что невольно раскрываешься товарищам, и они для тебя становятся родными. Именно это открытое общение в условиях преодоления трудностей делает ребят друзьями на всю жизнь.

Всё вышесказанное – лишь малая частичка мощного воспитательного потенциала, которым обладаем туризм. Он даёт возможность не просто разнообразить жизнь школьников и дать им новые знания и умения, он даёт возможность каждому ребенку, подростку здесь и сейчас уже быть человеком, быть личностью, быть взрослым в хорошем смысле этого слова, жить настоящей, нисколько не виртуальной жизнью.



Автор: Иванова Олеся Анатольевна -

руководитель детского объединения «Школа юного туриста»,

МКУ ДО Байкаловский районный ЦВР

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.