Стать «Воспитывающая функция краеведения»

4
0
Материал опубликован 27 January 2021


Воспитывающая функция краеведения

Аннотация: В статье описываются этапы становления краеведения как науки. Подробно рассматривается роль краеведения в патриотическом воспитании школьников.

Ключевые слова: краеведение, дополнительное образование, патриотизм, общественно – социальные нормы, воспитание.

Краеведение как знание о собственных родных пространствах зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все эпохи были люди, которые принимали во внимание всю среду обитания. Оценивали место, в котором они находились. Примечали особенности природы, изменения, которые происходили с окружающей их средой. Весь накопленный опыт наблюдений они передавали из поколения в поколения, использовав для этого устные или письменные методы. Создавали документы, очерки, описания, в которых, так или иначе, отражались описания географического положения, природных условий и климатических изменений данной местности.
Опыт передачи краеведческого материала известен во всех повсеместно. В нашей стране, например, краеведческие сведения нашли свое применение в написании летописей и государственных документах до 16 века. Весомую роль в становлении краеведения в Российской Империи сыграл М. В. Ломоносов. Составляя самый первый географический атлас Российской Империи, он разослал по всем губерниям особую анкету, в которой содержались вопросы о природе, об истории края, его становления, а также о хозяйственной жизни населения в этом районе.
Период становления краеведения как науки в России, определил два его правления. Первое – это научное, а второе - школьное.

Научное краеведение, по своей сути, нацелено на всестороннее исследование территории России, ее государственных границ. Научное краеведение расширялось и углублялось по мере накопления данных. Весомую роль в развитии школьного краеведения в России сыграл К. Д. Ушинский, который выразил тезис «родиноведческий принцип» в обучении, который определил важность исследования родного края в воспитательных и образовательных целях.

Работа по краеведению может быть организована всевозможными способами. Чаще всего используются такие формы как: кружки, общества, походы различных типов, экскурсионные выезды, встречи с людьми, которые имеют отношение к краеведению, а также различные круглые столы, олимпиады, соревнования, тематические вечера. Виды работ в краеведческих объединениях ведутся, как правило, параллельно. Наблюдение, создание зарисовок или примечательных записей, изучение литературы по собственному краю или по изучаемым аспектам, исследование материала из исторических источников, печатных изданий и журналов сопровождаются поисковой деятельностью, исследовательскими приемами по изучению родного края. Иногда, воспитанники кружков и объединений придумывают уникальные способы интеграции различных методов по краеведению.

Школьное краеведение выполняет несколько воспитательных задач, но основной все же является – патриотическое воспитание школьников. Также оно способствует расширению кругозора учащихся, их политехническим навыкам и формированию познавательного интереса путем творческой работы. Нельзя не отметить, что школьно краеведение формирует умственные умения, погружает учащихся в практическую деятельность, которая может определить ориентир будущей профессии.

Современное школьное образование, которое является передовым и многоаспектным, нацеленное на воспитание гражданина своего государства, почитателя своего родного края. Школьное образование ставит цель – вырастить и воспитать образованного человека, который владел бы не только общепринятой школьной базой знаний, но и знал о культуре собственного родного края, о его особенностях экономической, политической и этнографической ситуации в этом ареале. В образовании двадцать первого века четко прописана перспектива развития образования – регионализация. Которая должна помочь целостному и широкому изучению своего края. Умение видеть уникальность и значимость того, что находится вокруг, выделять собственную ориентацию во времени – всё это должно воплотить в жизнь основную идейную задумку закона Российской Федерации «Об образовании», который пропагандирует единство интересов личности, общества и страны в процессе воспитания граждан Российской Федерации.

Если мы подробнее рассмотрим изучение краеведения в школьных стенах, то его несомненно нужно отличать от краеведческой работы среди студентов. Образно, в изучении краеведения мы можем выделить три этапа. Но стоит учитывать, что в школьной практике они, безусловно, взаимосвязаны и органически взаимодополняют и образуют единую познавательную среду школьников. Первый этап – это получение уже известной информации от учителя, из учебных материалов, книжных изданий и периодической печати и сети -интернет. Второй этап- это самостоятельное «добывание» знаний, которое подразумевает самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Именно самостоятельное изучение, каких – либо аспектов, приводит к определенным «открытиям», то есть, они практически переоткрывают известные факты, самостоятельно изучив материалы, составив логико-следственные связи и проделав определенную аналитическую работу. В качестве источников для работы на втором этапе познания могут использоваться всевозможные источники, чаще всего такие как, материалы музеев, публикации в районных газетах, а также ресурсы интернета. Третий этап исследования родного края подразумевается в процессе глубокой исследовательской деятельности. Главной отличительной особенностью данного этапа является то, что учащиеся примеряют на себя статус «ученых-исследователей» и совершают настоящие открытия. К большому сожалению, в школах часто ограничиваются только двумя первыми этапа в изучении краеведения родного края. Это бывает вызвано массой причин: низкий уровень владения педагогическими технологиями педагога, ограниченность в научно-технической и базе школ или организаций, а также подобранный материал, которые не вызывает познавательного интереса у учащихся. Именно поэтому в ряде учебных заведений формируется «словесно-книжное» краеведение.

Всевозможные формы работы по историческому краеведению, будь то урочные или внеклассные мероприятия, эффективно способствуют развитию у школьников уважения к родной земле, любви к Отечеству, к родному краю, к своей малой Родине и собственной семье. Краеведение – это каждый раз – краелюбие!

Краеведение всегда вызывает повышенный интерес и внимание к литературе, в которой есть история собственного края, истории разных семей. Влияние этой дисциплины велико не только на интеллектуальное развитие, но и на духовное обогащение школьников.

Благодаря краеведению учащиеся могут глубже понять и уяснить, что ситуация, которая есть в их среде обитания – это последствия деятельности людей, что истории семей, их деятельность очень сильно сказывается на истории края, а впоследствии и на истории целого народа. Краеведение - это попытка собрать всю большую Россию по маленьким фрагментам, которые представляют собой деревни, села, города, районы, области, округа и так далее. Краеведение показывает, что из поколения в поколение люди передавали такие «привычки» как, трудолюбие, забота о своем доме, добросовестность, милосердие. Что для каждого человека труд всегда был ведущим способом физического и духовного развития и богатства, а также одним из условий привнести свой вклад в развитие общества.

Участие в краеведческих кружках, вступление в краеведческие сообщества, выступления на круглых столах, диспутах, соревнованиях – один из способов молодому поколению глубже понять суть слов, которые включены в Конституцию: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Краеведение способствует приобщению молодого поколения к общественно – социальным нормам, которые формируют их любовь к собственному краю и их желанию и готовности жить и работать в своих селах, городах и регионах, а также принимать активное участие в их экономическом развитии и социально-культурном обновлении.

Развитие краеведения, а впоследствии и формирование мировоззренческих констант молодого поколения – это одна из приоритетных социально-педагогических задач нашего времени. Каждый должен осознавать, что ситуации в наших малых Родинах, в нашем большом государстве всегда исследуются в трех измерениях – это прошлое, настоящее и будущее. Именно поэтому, исследуя ситуацию своего края, принципиально важно познакомить учащихся с его состоянием в разных плоскостях, научить анализировать последствия наших действий, а еще обсудить возможности обновление и сохранение исторических памятников родного края. Умение обнаруживать причинно-следственные связи в краеведении помогает комплексно формировать историческое мышление у учащихся.

В настоящее время в России активно идет восстановление краеведческой работы в библиотеках, в общеобразовательных учебных заведениях. Восстанавливаются тематические музеи: музей школы, музей села, музей казачества, вворачиваются стенды по краеведению, всевозможные выставки. Библиотека – как элемент краеведческого воспитания должен стать точкой опоры в ценностном самоопределении человека, в развитии его связей с миром.

Каждое новое поколение многократно возвращается к событиям и персоналиям минувшего времени. Изучает, исследует, переосмысливает, создают банки данных, новые объединения, кружки, организации, в стенах которых предают накопленный опыт и пытаются сберечь полученную информацию. Но сберечь ветхие бумаги - это еще не всё. Надобно суметь увидеть, то что за ними стоит.​​​​​​​

Список использованной литературы:

Блинников, В. И. Использование краеведческого материала в учебном процессе базовой школы / В. И. Блинников, Е. Н. Демьянков, Т. В. Чеснокова // Регионология. 2004. N 2. С. 232-238

Веденеева, Г. И. Феномен родного края и его ресурс в духовно-нравственном воспитании учащихся / Г. И. Веденеева // Педагогика. 2013. № 8. С. 58-63. ISSN 0869-561X

Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников. 2005. N 10. С. 6-8

Ковшов, С. В. Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса / С. В. Ковшов // Вопросы образования. 2009. N 1. С. 211-222. Библиогр.: с. 221-222 (16 назв.). ISSN 1814-9545

Сахарова, Г. Исследовательская деятельность учащихся по краеведению / Г. Сахарова // Учитель. 2003. N 5. С. 38






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации