12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сафонова Елена Валерьевна6470
Люблю литературу и путешествия по России. Как жаль, что на первое не хватает времени, а на второе - денег...
Россия, Москва, Москва
Психология и педагогика: опыт практического применения современных методик и инноваций Использование восстановительных технологий в работе классного руководителя

Мотивация - это тот рычаг, который движет любую деятельность. Конечно, можно и заставить что-то делать, но большой пользы в таком случае ожидать не приходится. Рабский труд самый непроизводительный. Не зря же в народе говорят: "Невольник - не богомольник". Вкладывать душу можно лишь в то, что делаешь охотно и свободно.

Но как же заинтересовать школьников учебой?

Человек - существо любознательное. Он стремится к знаниям. Но, похоже, это далеко не всегда школьные знания. Феномен, неоднократно описанный в детской (и не только) литературе: подросток, увлеченно читающий по теме и самостоятельно ее исследующий, в классе сидит, в лучшем случае не хватая звезд с неба. А то и вовсе неким призраком, который то ли здесь, то ли

нет.

Одним из факторов, влияющих на мотивацию, безусловно, является благоприятный климат в классе. Как его улучшить?

Мы с коллегой прослушали курс лекций, посвященных именно этому вопросу. Мы получили от специалистов МГПУ информацию про различные технологии, помогающие избегать конфликтов, разрешать их, если они уже возникли, создавать благоприятную атмосферу, учить детей конструктивному взаимодействию. Ряд технологий мы уже применили на практике.

Восстановительные техники

Суть восстановительных техник в том, что они помогают ребенку восстановить уважение к себе, осознать себя как уникальную и ценную личность.

Восстановительные фразы - это высказывания, которые помогают ученику поверить в себя и в свои силы. Такие высказывания заостряют внимание школьника на его сильных сторонах, помогают понять, как, опираясь на достоинства, побеждать недостатки.

Мы применяли восстановительные высказывания в 6 и 8 классах коррекционной школы 6 вида (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата без значительных интеллектуальных нарушений) в течение примерно двух месяцев в условиях пандемии (дистанционные занятия по скайпу). Результат был заметен: подростки стали спокойнее, охотнее шли на контакт, более благожелательно стали обращаться друг с другом.

Еще одним (неприятным) результатом стала реакция детей на восстановительные высказывания: удивление и легкое недоверие. Это, к сожалению, не лучшим образом характеризует наш обычный стиль общения с детьми. Мы сделали выводы и стали тщательнее следить за речью, избегая замечаний, выражений неудовольствия, принижающих достоинство детей фраз и заменяя их на восстановительные.

Интересным был опыт проведения итогового классного часа в дистанционном формате с использованием восстановительных технологий. Мы решили полностью исключить традиционный "разбор полетов", заменив его восстановительными высказываниями о каждом ребенке. То есть каждый услышал о себе только приятное. Трудно с уверенностью судить, так как классный час проходил в скайпе, но нам показалось, что атмосфера в очень проблемном классе улучшилась. Подростки аплодировали друг другу и по собственной инициативе добавляли какие-то добрые слова от себя.

Круг сообщества

Круг сообщества - это тоже одна из восстановительных технологий, направленная на сплочение коллектива, воспитание взаимоуважения и внимания друг к другу.

В формате Круга сообщества можно проводить классные часы, родительские собрания, дискуссии в рамках любого учебного предмета.

Все участники Круга должны сесть по кругу (прошу прощения за тавтологию) и соблюдать определенные правила.

Запрещено использовать неуважительные, принижающие, обесценивающие высказывания.

Говорить необходимо строго по одному. Говорит тот, у кого в руках "символ слова" (обычно маленькая мягкая игрушка).

Надо говорить искренне; все сказанное на Круге не должно выходить за его пределы.

В формате Круга общения мы с коллегой провели совместный классный час в 6 и 8 классах.

Объединение классов было обусловлено тем, что учащиеся поддерживают хорошие отношения и входят даже в одну команду КВН (в классах суммарно 15 человек). Присутствовало из них 13.

Это был первый опыт проведения мероприятия в таком формате, не все удалось.

Тема классного часа была задана притчей о гвоздях (https://pritchi.ru/id_820) Ребятам было предложено высказаться об этой притче.

Передавать символ слова по скайпу было, естественно, невозможно, поэтому мы попросили ребятвырезать из бумаги сердечко и написать на нем афоризм или пословицу о дружбе и добрых отношениях. Желающий высказаться поднимал свое «сердечко».

Сначала обсуждение шло вяло, но потом немного разошлось. Одна девочка согласилась с притчей и рассказала историю из жизни, как сама столкнулась с тем, что и после извинений обида осталась, а отношения не восстановились. Обсуждение приняло другое направление: как можно загладить свою вину. Были высказаны разные идеи, ребята сошлись на варианте «сделать подарок». Предлагалось в чем-то помочь.

К сожалению, осталось немного времени на афоризмы, но ребята зачитали их, при желании – прокомментировали.

Проводить круг в дистанционном формате оказалось не слишком удобно. Из-за отсутствия полноценного символа слова (а также проблем со связью) происходили случаи, когда два-три человека начинали говорить одновременно. Тема хотя и была в целом актуальной (в обоих классах бывают конфликты), но все же пришла со стороны. Сейчас, на дистанционке, конфликты редки. Ребята, кажется, не совсем поняли, зачем все это было организовано, приняв за своеобразный довесок урока литературы (на котором мною всегда организуется свободное обсуждение моральной составляющей произведений).

Я в роли ведущего чувствовала себя не очень хорошо. Мне не хватало живого общения, возможности чувствовать атмосферу. Трудно было вести мероприятие вместе с коллегой, не имея возможности переглянуться. Неудобно было из-за отсутствия полноценного символа слова.

Мне показалось, что эта форма будет более интересной и действенной, если тема будет более конкретной и насущной (например, конфликт в классе или планируемое мероприятие).


Таким образом, мы решили, что восстановительные технологии – это прекрасное дополнение к нашим обычным методикам работы с классом. К сожалению, в дистанционном формате они работают хуже, нежели при непосредственном общении с подростками. Тем не менее, и Круг сообщества, и (особенно) восстановительные высказывания – это отличные средства формирования классного коллектива и воспитания у подростков доброго, уважительного и ответственного отношения к ближнему.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Кияйкина Наталья Федоровна, 25.09.20 в 13:00 1 Ответить Пожаловаться
Елена Валерьевна! Благодарю за интересную статью! Прекрасный опыт работы!
Сафонова Елена Валерьевна, 26.09.20 в 09:24 1 Ответить Пожаловаться
Вам спасибо, Наталья Федоровна!
Наталья Алексеевна Яковлева, 25.09.20 в 16:57 1 Ответить Пожаловаться
Елена Валерьевна! Большое спасибо за полезную информацию ! Если не возражаете, я попробую на своих учениках вашу технику!
Сафонова Елена Валерьевна, 26.09.20 в 09:26 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Алексеевна, мне приятно, что Вас заинтересовал наш скромный (пока) опыт. Это разработка МГППУ, и я буду рада, если Вам она тоже пригодится.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.