12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Валентина Кузьмина50 Работаю в МБОУ ВСШ №27 педагогом-организатором. Являюсь руководителем школьного музея. Музей,это как хобби. Россия, Новосибирская обл., Новосибирск |
Вовлечение подростков «группы риска» во внеурочную деятельность
Кузьмина В.Г.
(педагог-организатор МБОУ ВСШ №27)
Вовлечение подростков «группы риска» во внеурочную деятельность
В нашей, вечерней, школе, в основном, обучаются ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Большая часть трудных подростков (детей «группы риска») приходят в нашу школу из проблемных семей. В их числе: неполные семьи с мамой или папой одиночкой; семьи пьющих родителей или наркоманов; семьи, в которых подростку не уделяют достаточного внимания в силу разных обстоятельств; семьи с либерально-попустительским стилем воспитания, где ребенку все дозволяется. В проблемных семьях между подростком и родителями часто возникают конфликты.
Считаем необходимым рассмотреть последствия конфликта в проблемной семье, здесь есть свои особенности.
Последствия конфликта в проблемной семье
Краткое описание проблемы | Реакция ребенка | Реакция школы |
1.Недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей. | Всеми силами старается привлечь внимание родителей: не ходит в школу, не выполняет просьбы родителей, пропускает занятия, не делает уроки, нарушает дисциплину в школе и т.д. | Классный руководитель вызывает родителей в школу, беседует с ними. |
2. Родители одноклассников подростка запрещают с ним общаться, дружить. | Находит новых «крутых» друзей с криминальными наклонностями. | |
3.Родители не изменили ситуацию в семье. | Совершает правонарушения. Начинает курить, пробовать спиртное. Уходит из дома, продолжает нарушать дисциплину в школе и пропускать занятия. Проявляет агрессию к окружающим. | Индивидуальные беседы с ребенком. Рейды на дом. Помощь педагога-психолога. Ребенком занимаются ПДН, КДН и ЗП. |
Основная задача педагогов вечерней школы: вернуть ребенка домой, и создать ему новое социальное окружение, новый круг общения. Как правило, дети «группы риска» имеют низкую мотивацию к обучению и низкий уровень базовых знаний по предметам. Учитывая данное обстоятельство учителя – предметники МБОУ ВСШ № 27 предлагают каждому такому подростку индивидуальный образовательный маршрут; помощь в подготовке к экзаменам, определяют вместе с подростком время для индивидуальных занятий. Так, у подростка образуется новый круг сверстников. Он начинает жизнь «с чистого листа».
То что, каждый ребенок талантлив, это неоспоримо. Проблемному подростку мы предлагаем реализацию своих способностей во внеурочной деятельности. У нас быстро проявляются подростки с лидерскими качествами. В нашей школе большинство из них –активисты, принимающие участие в самоуправлении школы. Ребята выступают на мероприятиях, участвуют в соревнованиях, организуют творческие выставки своих работ. Все вышеперечисленные факторы часто служат хорошим стимулом не пропускать уроки, а потом, в будущем, и успешно учиться.
Знакомство с подростком я начинаю с вопроса: «Что ты умеешь делать лучше других?». Как правило, проявить себя в учебе ему тяжело, зато он может хорошо рисовать, или спортом занимается, или поет, танцует, пишет стихи. И свою работу с каждым таким подростком я начинаю в этом направлении. Через интересы и способности ребенка возвращаю его к учебе. Вместе с ним мы намечаем творческие мероприятия, где подросток может поучаствовать в течении года. В нашей школе совместно с активом мы организуем индивидуальные творческие выставки, музыкальные вечера и фестивали, где подростки могут показать свои работы, свои достижения. На стенде «Из жизни школы» выставляем фото медалистов, хорошистов и грамоты учащихся. Подросток зрительно видит свой успех, свои первые шаги признания. И это становится хорошим стимулом к успешной учебе. В музейном уголке школы хранятся творческие альбомы учащихся, папки со стихами, портреты медалистов, спортсменов и хорошистов.
Мы выпускаем газету «Переменка», в которой освещаются все наши школьные дела, в том числе и успехи каждого подростка. Больше всех выпуск этой газеты ждут те подростки, кто принимал участие в мероприятиях, чтобы показать свои успехи родителям. Для детей «группы риска» важно, чтобы мама или папа поверили в них и знали, что у них все хорошо в школе. Таким подросткам важно, что бы родители ими гордились, разделили с ними успех.
В школе мы оформили стенд спортсменов и ввели в традицию каждый год добавлять наших учащихся, добившихся спортивных достижений как на стенде, так и сайте школы. Многие из наших ребят имеют 1 разряд, есть и кандидаты в мастера спорта. В вечерней школе подростки учатся, как правило, 2-3 года.
К сожалению, в нашей школе мало специалистов дополнительного образования и поэтому работает мало кружков. Но наши ребята дополнительно занимаются в спортивных клубах и кружках в городе. Таким образом, проблемный подросток плотно окружен вниманием со стороны школы и организаций дополнительного образования.
Подводя итоги, следует отметить, что проявление уважения и интереса к жизни «трудного» ребенка, планомерная работа с ним, а главное, вовлечение его в различные внеурочные мероприятия, в которых он может проявить свои способности, дает ему шанс возврата к нормальной жизни.