Возможности дистанционного обучения
Домашева Татьяна Васильевна
Преподаватель истории ОБПОУ «Курский техникум связи»
«Возможности дистанционного обучения: идеи, технологии, методы и средства»
В данной статье рассматриваются методы и приёмы, вызванные к жизни необходимостью введения дистанционного обучения. Показана возможность использования в дистанционном формате обучения продуктов, разработанных студентами – программистами старших курсов, формирование общих компетенций и универсальных учебных действий при работе удалённо.
Ключевые термины: «Soft skills», чат-занятие, блог, онлайн –офлайн, дистант, дистанционное обучение, гибридное образование, образовательная платформа, коммуникационная атака.
Современное информационное общество требует и от преподавателя. и от обучающегося способности адаптироваться к изменяющимся условиям, не просто свободно ориентироваться в информационном поле, а свободно работать на любых платформах, работать в онлайн – формате. Дистанционное обучение заставило нас пересмотреть формат подачи материала и формат опроса, потребовало быстрого перехода от традиций к новациям, умения мотивировать обучающегося, который находится по другую сторону экрана. Но при этом очень важным было не опустошить себя на онлайн –работе, не перегореть самому преподавателю.
Дистанционное обучение, безусловно, не простая форма взаимодействия с группой, но оно становится реальностью, и преподавателю необходимо сконцентрироваться на возможностях, которые даёт этот формат.
В этом, конечно, оказывают помощь:
- Интернет-технологии;
- различные образовательные платформы и сайты: fond21veka.ru, . interneturok.ru, slovo.ws;
- инструменты: чат-беседы, веб-форумы, гостевые книги, ICQ, телеконференции, викторины (квизы), обучающее видео, инфографика, виртуальные доски и рабочие листы.
Как видим, набор инструментов весьма широк и разнообразен.
В новом формате обучения наш студент, сидящий за своим гаджетом, уже не пассивный объект воздействия, а активный участник, который иногда даже быстрее адаптируется к таким условиям. В основу такого вида обучения должна быть положена самостоятельная интерактивная работа обучающегося со специально разработанными учебными материалами.
К тому же, такой формат обучения является инклюзивным, то есть он доступен для обучающихся, которые не могут присутствовать на очном занятии в группе. Вернувшись в кабинеты, группы, классы, мы продолжили использование дистанционного формата и речь уже идёт о так называемом «гибридном обучении». Дистанционные формы из ужасных и не понятных стали удобными и интересными. Обучение приобрело формы непрерывного, индивидуально – ориентированного, гибкого процесса. Сочетание цифровых технологий с классическими дали положительный результат. На сегодняшний день необходимо именно сочетание, так как не все обучающиеся имеют высокий уровень мотивации, некоторым необходима известная доля контроля и вербального взаимодействия с преподавателем в формате «живого общения».
Немного о цифровых учебных материалах. Их качество, безусловно отличается от традиционных и находится на высоком уровне. Возможность управления ими очень высока. Преподаватель может пользоваться как готовыми продуктами, так и создавать свои, на выбранной им платформе. Интерактивность таких ресурсов является их безусловным достоинством.
Некоторые технологии использовались до введения дистанционного обучения, а в новых условиях они просто «заиграли» новыми красками, стали использоваться активнее.
Практика показывает продуктивность использования при дистанционном обучении следующих видов занятий и технологий при проведении уроков по истории:
Создание предметной группы «Люблю историю».
Группа была создана за несколько лет до пандемии и «дистанта» для удобства выстраивания коммуникаций со студентами. Студенты ушли в социальные сети – педагоги пошли за ними. Здесь, в группе «Люблю историю», они получали полезную информацию, необходимую для успешной аттестации. Описание группы звучало так: «Сообщество предназначается для интересного путешествия в область знаний - История- при посредничестве преподавателя Домашевой Т.В.
Здесь будут размещаться материалы для подготовки "домашки" для моих любимых и очень любимых студентов. Основная масса материалов для 1 курса. Для 2 курса искать по названию темы и с пометкой «ОГСЭ.02 История - 2 курс». Всем приятного путешествия.»
И во время удалённой работы группа оказалась востребованным ресурсом.
Особенно на первых порах, пока не стало понятно «как надо» проводить уроки в формате дистанционного обучения.
Индивидуальные консультации проводились в формате беседы именно в группе. Некоторые работы – отчёты студенты отправляли в сообщения в группу. Обсуждения, квизы, фотоотчёты, интересные материалы, презентации и ссылки на ресурсы – всё размещалось в группе. Студенты внесли свою лепту: они стали не только пользоваться готовым материалом, но и предлагать свои материалы и темы для обсуждения, стали равноправными участниками и соавторами.
Вводное занятие к теме.
Проводится с целью обзора исторической темы в целом. Проводится в режиме видеоконференции и оформляется в виде набора веб-страниц на образовательной платформе или предметной группе.
Консультации
Индивидуальное занятие-консультация. Проводится в различных формах с учетом особенностей отдельных обучающихся и группы в целом: видеозвонок, голосовая связь, чат - беседа, через сообщения в группе «Люблю историю» и так далее.
Урок в чате.
Такую форму ведения урока пришлось практиковать в условиях отсутствия видеосвязи и в условиях, когда не все студенты могли подключить микрофон. Чат-занятие проводится в реальном времени и требует четкого расписания уроков и формулировки вопросов-проблем, а также возможности записи текста занятия для анализа и использования в дальнейшем.
Онлайн - урок.
Веб-занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе веб-квестов (специально подготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме), а также конференций в виде форума, семинаров, деловых игр и др.
Сегодня, также, существует масса интернет ресурсов, которые предлагают готовые варианты уроков с видео лекциями и презентациями. Главная проблема при этом – отбор и отсев не проверенного контента.
Викторины, тесты.
Одной из проблем дистанционного обучения стал контроль. Эффективной формой контроля являются дистанционные олимпиады с творческими открытыми заданиями, квизы, тесты, размещённые на образовательной платформе или в предметной группе.
Ежедневно в предметной группе публикуется вопрос дня по изучаемой теме, на ответ отводится время от одной минуты до получаса в зависимости от сложности вопроса. Обязательное условие: помимо правильности ответа - быстрота, засчитываются первые пять правильных ответов, если вопрос не требует долгой дополнительной подготовки и даются варианты ответа.
Ещё в 2015 году студенты – программисты подготовили игру по мотивам телевизионной передачи «Своя игра», которую я использовала в очном, живом формате обучения при прохождении промежуточной аттестации за 1 семестр на 1 курсе. В условиях удалённого обучения эта игра оказалась очень удобна. Условия игры те же: обучающиеся объединились в команды, но уже не реальные, а виртуальные онлайн – группы и, выбирая позиции, отвечали на вопросы викторины. Помимо демонстрации конкретных исторических знаний обучающиеся при таком формате опроса развивают умение взаимодействовать в новых для себя условиях: работа в группе, работа удалённо, таким образом формируются общие компетенции (универсальные учебные действия) или как сейчас принято говорить «Soft skills». И конечно же, обучающиеся демонстрируют уровень владения ИТ.
Дистанционные олимпиады могут быть как предметно - урочные, техникумовские, так и всероссийские.
Онлайн – курсы.
Ещё одна форма дистанционного образования, которая заслуживает внимания в преподавании истории в – это онлайн - курсы для обучающихся и преподавателей. Онлайн – курсы массовый и открытый ресурс, который позволяет изучить предмет\дисциплину и сдать экзамен в рамках курсов. «В образовательном пространстве Российской Федерации можно выделить такие порталы, как «МООК — в образовании» МГУ им. М. В. Ломоносова (проект «Университет без границ»), «Лекториум», «Универсариум», «Аrzamas», онлайн-курсы Высшей школы экономики, Московского физико-технического института и Санкт-Петербургского государственного университета и др.»i Конечно, такой вариант обучения требует от слушателя высочайшего уровня самоорганизации и мотивации и больше подходит для студентов исторического факультета, чем студентов – программистов, но в качестве дополнительного источника информации может быть использован любым заинтересованным слушателем. На данном этапе идёт работа по созданию собственного дистанционного курса, который учитывал бы потребности и возможности студентов нашего учебного заведения при изучении истории.
Компьютерные игры.
Подростки поглощены различными онлайн – играми и стратегиями, что побуждает преподавателя использовать и компьютерную игру, как элемент обучения и мотивации.
Можно использовать готовые разработки. Например, серия Civilization — серия компьютерных игр в жанре пошаговой стратегии. Игрок управляет цивилизацией на протяжении всего исторического времени — от Древнего мира до современности. Управление включает в себя экономику, политику, военные действия, торговлю, исследование новых территорий и новых технологий, а конкурентами выступают другие цивилизации. Игры характеризуются наличием генерируемой карты, городов с постройками, боевыми юнитами, дипломатией, деревом технологий.
Но возможен вариант, когда игру разработали сами обучающиеся, студенты – программисты старших курсов. В частности, по истории Курской битвы. И эту игру можно использовать на заключительном уроке по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Подросткам дана возможность сдать зачёт не в стандартном формате, пусть даже и в формате онлайн – тестирования, а играя в войну.
Виртуальные экскурсии.
В период пандемии многие музеи предложили свои услуги для проведения экскурсий в виртуальном формате. Специальный раздел Гугла, посвященный самым интересным выставкам, музеям, экспозициям, а также 3D экскурсии по самым интересным и значимым для мировой истории местам.
С помощью этих сервисов можно создать неповторимые и интересные уроки, на которые с удовольствием будут приходить обучающиеся и уносить с собой не только полезные знания, но и навыки работы в новых медиа.
9.Создай блог.
В качестве домашнего задания и затем, чтобы мотивировать обучающегося узнать больше можно предложить создать блог от имени какой – либо исторической личности, что даст возможность выйти за рамки традиционного формата изучения материала, так как создать блог от имени Ивана Грозного или Екатерины Великой не так просто, нужно изучить множество фактов. Блог может быть действующим: не только, как разовая акция – к уроку, но и на просторах Интернета. Многих подростков привлекает возможность стать блоггером – реализуйтесь через уроки истории! К тому же такая форма работы даёт возможность быстрой оценки твоей работы в виде комментария. Автор ещё раз возвращается к тому, что он написал, чтобы ответить на комментарий и таким образом ещё раз повторяет материал.
Дать комментарий к размещённому посту – ещё один вариант домашнего задания. Авторы комментария учатся давать оценку, анализировать, выстраивать свою мысль грамотно (снова прокачиваем «Soft skills»).
Такие задания с большим интересом выполняют студенты – рекламисты. Студенты – программисты создают веб – сайты.
10. Снимается кино.
И студенты – программисты, и студенты – рекламисты охотно снимают видеоролики, которые можно обсудить при совместном просмотре на уроке и дать им оценку. Вариантов для сюжета множество: интервью с историческим персонажем, рекламный исторический ролик, экскурсия по эпохе и так далее.
11. Коммуникативная атака.
Даже при проведении урока в режиме живого общения, иногда бывает не просто настроить аудиторию на работу, а что уж говорить про урок в удалённом режиме! И тут надо завладеть вниманием, собрать всех и сконцентрировать на уроке истории. Я включаю музыку, соответствующую изучаемому периоду, читаю стихи, читаю текст с ошибками, которые надо установить и т.д.
12. Технологическая карта.
Изменилось содержание технологической карты урока. Теперь прописывались все действия в новых условиях работы. Например, добавилась позиция «Необходимые программы, ресурсы, сервисы», в которой прописывались все элементы для успешного обеспечения хода урока: программа фиксации входа в урок, программа демонстрации презентации, онлайн –доска, микрофон и так далее.
13. Онлайн - тестирование
Тестирование в онлайн формате я практикую уже давно. Сейчас сервисов для онлайн тестирования стало значительно больше, существуют как готовые варианты тестов, так и возможность для преподавателя создавать свои варианты.
Таким образом, перечисленные технологии в обучении истории можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета могут успешно использоваться на уроках истории в режимах on-line или off-line. Использование Интернет на уроках дает возможность учителю развивать:
а)навыки работы с информацией,
б) умений находить нужный материал после соответствующего анализа, сопоставления,
в) критическое мышление,
г) навыки самообразования,
Таким образом происходит становлению человека информационного общества.
Сами студенты «подталкивают» нас к новым вариантам работы через привычные для них сервисы: социальные сети, мессенджеры, образовательные платформы с групповой работой, подталкивают и как пользователи, и как разработчики. Преподаватель не может позволить себе плестись в хвосте, не может проиграть «битву за умы». Нам удалось в сжатые сроки достичь того, что не было достигнуто в предыдущие годы, ударно было внедрено дистанционное обучение. Сейчас нет уже таких острых споров: надо или не надо. Оно - дистанционное обучение – есть. Программисты, математики, физики первыми встали на сторону дистанционного обучения, доказывая его преимущества перед традиционными формами работы.
Историю, конечно, можно преподавать дистанционно и многие это успешно делают. Это не медицина, не музыка, не живопись, где понятна необходимость обучения при непосредственном контакте преподавателя и студента.
И всё же, будучи преподавателем истории, гуманитарием, я всегда настороженно относилась к полному уходу в цифровое образование. Студентам не хватает живого общения, они теряют навыки социализации, уходят в себя. Педагогу необходимо видеть живой отклик со стороны студенческой аудитории, горящие глаза и увлечённость. История учит общению, размышлению, спору – живому и грамотному, без орфографических ошибок в комментариях.
Дистанционное обучение – это форма, одна из форм обучения, и если делать акцент только на одном, теряется что – то другое. Важное. Поэтому сейчас идёт речь о гибридном или смешанном обучении, сочетающем в себе классические приёмы обучения с цифровым образованием, онлайн и офлайн, общение через Интернет – ресурсы и живое общение в аудитории, если позволяет ситуация. Погружение подростка в цифровое пространство по всем предметам\дисциплинам, даже при соблюдении санитарных норм и требований, может вызвать проблемы не только на уровне выстраивания коммуникаций в социуме.
Прислушаемся к древнему и мудрому совету: «Не навреди!»
i Романова, Н. Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения / Н. Л. Романова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2018. — № 2 (12). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/86/3178/ (дата обращения: 03.04.2021).
11
Панов Егор Игоревич
Домашева Татьяна Васильевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Домашева Татьяна Васильевна