Статья на тему «Возможности дистанционного обучения на практике»
Конкурс статей «Возможности дистанционного обучения: идеи, технологии, методы и средства»
Возможности дистанционного обучения на практике. Из опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад № 6» Кретининой(Кузьминой) Юлии Константиновны.
Особенно актуальным дистанционное обучение стало весной на карантине по КОВИДу 2020 года. И студенты, и школьники, и дошкольники остались без очной формы обучения. Участие родителей в образовательном процессе детей дошкольного и школьного возраста, стало просто необходимым, поскольку лично встретиться с воспитанником было невозможно.
Происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений главных субъектов образовательного процесса. Сейчас активно разрабатываются и применяются на практике новые эффективные формы сотрудничества дошкольных образовательных организаций с семьей. Особенно актуальны в наши дни интернет-технологии, которые отвечают требованиям современной жизни.
На сегодняшний день и для учителей-логопедов актуальным является вопрос поиска эффективных форм сотрудничества с родителями, направленного на коррекционную, консультативную, информационную помощь. Практический опыт работы в ДОО позволяет сделать вывод, что родителям нужна постоянная методическая помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития детей. Родители часто отстраняются от работы над речевыми проблемами детей, так как не владеют определенными педагогическими знаниями.
Выделяют несколько технологические моделей:
Единичная медиа – использование какого- либо одного средства обучения и канала передачи информации. В этой модели доминирующим средством является печатный материал. Отсутствует двусторонняя коммуникация – это приближает дистанционное обучение к традиционному заочному обучению.
Мультимедиа – использование различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио – и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этом передача информации «в одну сторону».
Гипермедиа - модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон.
Для меня такой эффективной формой взаимодействия с родителями для меня стало использование интернет-страницы ВКонтаке (https://vk.com/public194164528). Интернет-страница позволяет учителю-логопеду выйти за рамки образовательной организации, установить межпользовательские связи и активно взаимодействовать с родителями. Здесь родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые могут принимать участие в групповом обсуждении, выстраивать общение с педагогом. Приобщение к коррекционной работе в сети Интернет помогает родителям яснее увидеть проблему ребенка и убедиться в необходимости закрепления изученного материала дома с родителями; помогает родителю отслеживать, как идет речевое развитие его ребенка (с заключением ТНР); повышает интерес родителей к логопедическим занятиям.
Интернет-ресурс осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
1. Организационно-методическое направление.
Работая в этом направлении, учитель-логопед знакомит с содержанием логопедической работы на неделю, выкладывает домашние задания для закрепления полученных на занятиях с логопедом навыков. Родители выполняют их в форме сюжетных игр с игрушками, игр с картинками и т. д. Домашние задания могут быть выложены в виде файлов в формате Word либо в форме видео-уроков или мастер-классов.
2. Консультативное направление.
Педагог оказывает консультативную помощь родителям в преодолении задержки речевого развития у малышей. Для родителей подбирается материал по привлечению их непосредственно к коррекции речевых нарушений у детей, предоставляется необходимая информационная поддержка.
3. Мотивационное направление.
Учитель-логопед стимулирует мотивационное отношение родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого педагог рассказывает о путях преодоления речевых проблем и необходимости логопедической работы, необходимости родительской помощи, которая может способствовать значительному прогрессу в преодолении задержки речевого развития у малышей как в процессе выполнения домашних заданий в течение года, так и в результате выполнения рекомендаций учителя-логопеда на лето.
4. Информационно-просветительское направление.
Родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить игры с ребенком, выполнять упражнения. Каждый родитель может воспользоваться размещенными на странице материалами, задать вопрос логопеду и получить ответ. На странице педагог выкладывает видеоролики, презентации, записи и фотографии деятельности детей на занятиях с логопедом, видеоуроки для родителей по проведению логопедических игр; объявления, новости, информацию об актуальных событиях.
Результат работы и сотрудничества с родителями в интернет-группе показывает, что возрастает активность родителей в образовательном процессе повышается родительская компетентность в вопросах преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста, родители становятся непосредственными участниками коррекционно-образовательной работы. А также создание интернет-страницы способствует повышению авторитета педагогических работников образовательной организации среди родителей.
Занятия длились 10-15 минут, работали в различных мессенджерах – WhatsApp, ВКонтакте, Viber. Но чаще всего проводилась работа ВКонтакте. Подготовка к онлайн занятию имеет большое значение и занимает большее количество времени, чем в офлайн формате. В группе представлены видео с артикуляционными упражнениями. Снимала Кретинина Ю.К. на записи М.В. Кукушкина учителя – логопеды МДОУ «Детский сад № 6».
Моя группа VK.com(https://vk.com/public194164528) активна по настоящее время, сбрасываю туда интересную информацию для родителей (статьи, игры, ребусы, рекомендации по развитию речи). На первом организационном собрании в начале 2020 – 2021 учебного года с родителями обсуждалась возможность и технология взаимодействия через интернет. Мной проведено анкетирование, удобна ли форма странички в ВКонтакте для общения и выкладывания домашних упражнений. Примерно половина родителей выбирают форму взаимодействия через интернет, путем общения в соц. сети, такие родители оказываются более активными и заинтересованными, чем те, кто получают рекомендации для занятий с детьми по старинке через тетрадь взаимодействия.
Сейчас я активно использую на логопедических занятиях кинезиологические упражнения, поэтому и на стене группы «Логоудалёнка МДОУ д.с.6 «Теремок» есть видео с кинезиологическими упражнениями. Возможности же общения через интернет позволяют предоставить родителям более полную, понятную информацию, подкрепленную текстовым материалом, фото, аудио или видеоинструкцией.
Возможности копировать и накапливать материал позволили значительно экономить время. Педагог может посетить ее в любое время дня с компьютера или с телефона. У родителей всегда есть возможность обсудить в личном сообщении волнующие их вопросы, уточнить задание, договориться о посещении занятия или дополнительной консультации, через видеозвонок или личное сообщение.
Группа является закрытой, что позволяет сохранять конфиденциальность персональных данных детей, педагогов и родителей, размещать материалы, раскрывающие тонкости коррекционно-логопедической работы.
Подводя итоги работы с использованием соц.сети ВКонтакте за период пандемии я убедилась, что такая работа действительно необходима, достаточно эффективна и имеет большой потенциал. Умение общаться на новом уровне – залог успешной работы и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Социальные сети в период пандемии оказались очень нужными как родителям, так и педагогам.