Возможности и ограничения системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Возможности и ограничения системы развивающего обучения
Эльконина-Давыдова.
Развивающая программа для начальных классов, разработанная психологом Д. Б. Элькониным и педагогом-психологом В.В. Давыдовым, начала широко применяться в школах в 80-х годах прошлого века. В 1996 г. она стала единственной подобной системой, одобренной ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами).
Особенностью данной методики является активное участие ребенка в образовательном процессе, в котором учителю отводится вспомогательная и направляющая роль. Основная форма обучения – дискуссии и исследования. Ребенок на уроке самостоятельно учится ставить цели и задачи, а потом экспериментальным или логическим путем искать ответы.
Методику Эльконина-Давыдова в системе образования называют прогрессивной. Она предполагает создание на уроке благоприятной психологической среды для обучения и всестороннего развития ребенка.
Основная цель данной системы – научить детей самостоятельно ставить перед собой задачу, искать пути ее решения и анализировать ответы.
Задачи методики Эльконина-Давыдова:
пробудить в ребенке потребность учиться и самосовершенствоваться;
вызвать желание получать, а также углублять знания.
Предполагается, что эта потребность должна зародиться в начальной школе и развиваться в средних и старших классах.
Перед педагогами ставится ряд задач.
Организовать класс в единое учебное пространство, деятельность которого направлена на правильную формулировку вопросов и поиск ответов. Чаще всего дети работают на уроке в парах или группами (по 5-7 человек).
Как проходит обучение по системе Эльконина-Давыдова?
Разделив школьников на группы, учитель ставит перед классом задачу и предлагает каждой группе найти решение. Основные формы поиска ответа – дискуссия и практические эксперименты.
Учитель помогает классу с помощью наводящих вопросов. Такой вид диалога помогает школьникам придумывать множество вариантов решения задачи, а затем аргументировано доказывать свой ответ.
В процессе обсуждения педагог может намеренно ошибаться. Однако ученики должны заметить его ошибку. Это помогает детям развивать критическое мышление и понимать, что любая информация нуждается в проверке.
На уроках часто используются сюжетные, ролевые или дидактические игры, что способствует развитию фантазии и творческого мышления школьников.
Первым оценивает результат своей работы ребенок (самостоятельно!), затем это делает преподаватель.
Методика рекомендует свести к минимуму домашние задания, так как предполагается, что все необходимые знания ребенок получает в процессе обучения.
В методике Эльконина- Давыдова нет привычной всем нам системы отметок. В качестве ее альтернативы школьникам предлагается оценочная шкала. Она находится рядом с каждым заданием. Ребенок должен сам оценить свой результат (поставить «крестик»):
сверху – «знаю хорошо»;
в середине – «знаю, но могу ошибиться»;
внизу – «не знаю».
Благодаря оценочной шкале и «крестикам» педагог понимает, на каком уровне находится самооценка ученика. Затем на этой же шкале учитель ставит свой «крестик». В результате ребенок может увидеть, насколько правильно он оценил свою работу.
В системе Эльконина-Давыдова нет неправильных ответов. Любое высказанное предположение является рабочей версией.
Вместо дневников родители могут посмотреть портфолио с работами ребенка, рекомендациями и замечаниями педагога.
Плюсы методики обучения по системе Эльконина-Давыдова.
Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова, имеют глубокие знания, широкий кругозор, развитое креативное и критическое мышление, а также навыки успешной работы в команде.
Вместо того чтобы гнаться за высокими оценками, дети стремятся получить новые знания. Они учатся обрабатывать информацию, выделять главное и аргументировать свою точку зрения.
Школьники не получают готовые знания от учителя, они учатся самостоятельно находить ответы и понимать принципы решения задач.
У детей, обучающихся по данной системе, лучше развито нестандартное мышление.
Методика учит школьников анализу информации, самоанализу и самокритике.
Отсутствие оценок избавляет неокрепшую психику детей от лишнего стресса.
Минусы методики.
Несмотря на то, что методику Эльконина-Давыдова называют гениальной, у нее имеются и недостатки. Система рассчитана только на начальную школу. Дальше ребенок будет учиться по традиционной программе.
В первом классе предполагается изучение строения языка и происхождения чисел, что сложно воспринимается ребенком в этом возрасте. Однако знание данных правил, понимание их принципов и т.д. значительно упрощает учебу в дальнейшем.
При смене школы дети, проходившие обучение по другой программе, тяжело адаптируются к процессу обучения по системе Эльконина-Давыдова.
Результаты методики во многом зависят от компетентности учителя и его понимания данной системы.
Отсутствие оценок и дневников негативно воспринимается некоторыми родителями.
Тестирования показали, что методика Эльконина-Давыдова подходит каждому ребенку. Детям нравится такой процесс обучения, и они легко усваивают учебный материал.
Чтобы приступить к обучению по системе Эльконина-Давыдова, не нужно проходить вступительные испытания.
В настоящее время очень мала доля школ, которые на сегодняшний день практикуют в России систему Эльконина—Давыдова, массовой школе есть чему поучиться у этой системы обучения в отношении понимания целей и ценностей обучения в школе, изменения содержания, а также традиционных методов и форм и системы оценивания учащихся на уроках, конкретных стратегий и технологий работы учителя с классом.
Литература
Смолярчук И.В. Психологические основы урока в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.\\ Гаудеамус №1,2002.– с. 189.