Возможности и ограничения системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова

0
0
Материал опубликован 5 October

Возможности и ограничения системы развивающего обучения

Эльконина-Давыдова.


Развивающая программа для начальных классов, разработанная психологом Д. Б. Элькониным и педагогом-психологом В.В. Давыдовым, начала широко применяться в школах в 80-х годах прошлого века. В 1996 г. она стала единственной подобной системой, одобренной ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами).

Особенностью данной методики является активное участие ребенка в образовательном процессе, в котором учителю отводится вспомогательная и направляющая роль. Основная форма обучения – дискуссии и исследования. Ребенок на уроке самостоятельно учится ставить цели и задачи, а потом экспериментальным или логическим путем искать ответы.

Методику Эльконина-Давыдова в системе образования называют прогрессивной. Она предполагает создание на уроке благоприятной психологической среды для обучения и всестороннего развития ребенка.

Основная цель данной системы – научить детей самостоятельно ставить перед собой задачу, искать пути ее решения и анализировать ответы.

Задачи методики Эльконина-Давыдова:

пробудить в ребенке потребность учиться и самосовершенствоваться;

вызвать желание получать, а также углублять знания.

Предполагается, что эта потребность должна зародиться в начальной школе и развиваться в средних и старших классах.

Перед педагогами ставится ряд задач.

Организовать класс в единое учебное пространство, деятельность которого направлена на правильную формулировку вопросов и поиск ответов. Чаще всего дети работают на уроке в парах или группами (по 5-7 человек).

Как проходит обучение по системе Эльконина-Давыдова?

Разделив школьников на группы, учитель ставит перед классом задачу и предлагает каждой группе найти решение. Основные формы поиска ответа – дискуссия и практические эксперименты.

Учитель помогает классу с помощью наводящих вопросов. Такой вид диалога помогает школьникам придумывать множество вариантов решения задачи, а затем аргументировано доказывать свой ответ.

В процессе обсуждения педагог может намеренно ошибаться. Однако ученики должны заметить его ошибку. Это помогает детям развивать критическое мышление и понимать, что любая информация нуждается в проверке.

На уроках часто используются сюжетные, ролевые или дидактические игры, что способствует развитию фантазии и творческого мышления школьников.

Первым оценивает результат своей работы ребенок (самостоятельно!), затем это делает преподаватель.

Методика рекомендует свести к минимуму домашние задания, так как предполагается, что все необходимые знания ребенок получает в процессе обучения.

В методике Эльконина- Давыдова нет привычной всем нам системы отметок. В качестве ее альтернативы школьникам предлагается оценочная шкала. Она находится рядом с каждым заданием. Ребенок должен сам оценить свой результат (поставить «крестик»):

сверху – «знаю хорошо»;

в середине – «знаю, но могу ошибиться»;

внизу – «не знаю».

Благодаря оценочной шкале и «крестикам» педагог понимает, на каком уровне находится самооценка ученика. Затем на этой же шкале учитель ставит свой «крестик». В результате ребенок может увидеть, насколько правильно он оценил свою работу.

В системе Эльконина-Давыдова нет неправильных ответов. Любое высказанное предположение является рабочей версией.

Вместо дневников родители могут посмотреть портфолио с работами ребенка, рекомендациями и замечаниями педагога.

Плюсы методики обучения по системе Эльконина-Давыдова.

Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова, имеют глубокие знания, широкий кругозор, развитое креативное и критическое мышление, а также навыки успешной работы в команде.

Вместо того чтобы гнаться за высокими оценками, дети стремятся получить новые знания. Они учатся обрабатывать информацию, выделять главное и аргументировать свою точку зрения.

Школьники не получают готовые знания от учителя, они учатся самостоятельно находить ответы и понимать принципы решения задач.

У детей, обучающихся по данной системе, лучше развито нестандартное мышление.

Методика учит школьников анализу информации, самоанализу и самокритике.

Отсутствие оценок избавляет неокрепшую психику детей от лишнего стресса.

Минусы методики.

Несмотря на то, что методику Эльконина-Давыдова называют гениальной, у нее имеются и недостатки. Система рассчитана только на начальную школу. Дальше ребенок будет учиться по традиционной программе.

В первом классе предполагается изучение строения языка и происхождения чисел, что сложно воспринимается ребенком в этом возрасте. Однако знание данных правил, понимание их принципов и т.д. значительно упрощает учебу в дальнейшем.

При смене школы дети, проходившие обучение по другой программе, тяжело адаптируются к процессу обучения по системе Эльконина-Давыдова.

Результаты методики во многом зависят от компетентности учителя и его понимания данной системы.

Отсутствие оценок и дневников негативно воспринимается некоторыми родителями.

Тестирования показали, что методика Эльконина-Давыдова подходит каждому ребенку. Детям нравится такой процесс обучения, и они легко усваивают учебный материал.

Чтобы приступить к обучению по системе Эльконина-Давыдова, не нужно проходить вступительные испытания.

В настоящее время очень мала доля школ, которые на сегодняшний день практикуют в России систему Эльконина—Давыдова, массовой школе есть чему поучиться у этой системы обучения в отношении понимания целей и ценностей обучения в школе, изменения содержания, а также традиционных методов и форм и системы оценивания учащихся на уроках, конкретных стратегий и технологий работы учителя с классом.


Литература


Смолярчук И.В. Психологические основы урока в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.\\ Гаудеамус №1,2002.– с. 189.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации