Публикация «Использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского в практической деятельности»
Использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского
в практической деятельности
«Чем больше воспитатель учит своего воспитанника
выражать себя в труде, деятельности, тем большим
авторитетом он является для воспитанника».
В.А. Сухомлинский
Подготовили: Штерн Е.Л., педагог-психолог, советник директора по воспитанию; Васильева Ю.Н., учитель ОБЖ, советник директора по воспитанию
XXI век ознаменовался коренными перестройками всего уклада жизни общества, изменились морально-нравственные ценности и нормы поведения. Огромное влияние на современных детей и молодежь оказывает интернет. И при этом, несмотря на технический прогресс, нравственное и духовное развитие современной молодежи оставляет желать лучшего. В настоящее время наиболее остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и современная школа должна отвечать запросу общества. Одна из главных задач деятельности советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями это «воспитание гармонично развитой личности».
Школа достаточно консервативный социальный институт, в котором большое влияние оказывают традиции прошлых лет. Русская педагогическая дореволюционная система основывалась на гуманитарном образовании, которая включала в себя гимназии, лицеи и университеты. В этой системе хочется отдельно выделить гимназию Мая Карла Ивановича, главный принцип воспитания которого звучал так: «Сначала любить, потом воспитывать». В этой гимназии учились многие яркие представители интеллигенции тех лет. Все они, вспоминая свое обучение в гимназии, говорили о том, что именно здесь они получили основы духовно-нравственных понятий, подготовили базу для развития интеллектуальных способностей, в гимназии их воспитывали быть настоящими патриотами своей Родины.
Революционные идеи 1917 года нашли свое отражение и в педагогической мысли 20 века. В это время становятся распространенными идеи классовой борьбы, отрицание всего «чуждого», «буржуазного». В этот период в обществе возникает запрос на исполнителя, который руководствуется в своей жизни принципом долженствования. Личностно-ориентированное обучение практически отсутствовало.
Одним из первых педагогов, который решил продолжить гуманистические традиции дореволюционной педагогики, стал Василий Александрович Сухомлинский. Суть воспитания по Сухомлинскому состоит в диалогическом общении педагога с воспитанником. Василий Александрович считал, что главная забота учителя – это духовная жизнь детей. В это понятие он вкладывал труд, книгу и слово, родной язык, красоту природы и моральную красоту поступков. Также большое внимание Василий Александрович уделял семье воспитанников. Он говорил о том, что воспитание ребенка невозможно без взаимодействия с его семьей, его родителями. Идеи В.А. Сухомлинского, на наш взгляд, наиболее полно отражают современный запрос общества на воспитание и развитие духовно-нравственной личности ребенка.
В своей деятельности советников по воспитанию мы стараемся раскрывать все качества личности детей, привлекаем родителей к участию в школьных делах. Это способствует налаживанию и укреплению связей в системе учитель-родитель, родитель-ребенок. Очень важно заинтересовать ребенка, ставить ему сложные, но интересные задачи. Нам импонируют следующие принципы воспитания:
Воспитание трудолюбия. Это может быть посильный труд – например, ухаживать за цветами, подмести пол в классной комнате, вымыть доску, протереть пыль. Таким образом, у детей развивается чувство ответственности за свои поступки.
Постановка интересных, но сложных целей. Грамотный педагог всегда может вселить в ребенка уверенность в себе, своих силах.
Общение с детьми на равных. Необходимо дать понять ребенку, что он сам может принимать решения, надо воспитывать в них самостоятельность.
Развиваться вместе с детьми. Дети хорошо чувствуют, когда учителю не интересна та проблема, над которой они работают. Важно, чтобы педагог был заинтересован в совместной деятельности с обучающимися.
Создание дружного детского коллектива. В коллективе более слабые «подтягиваются» за более сильными ребятами, происходит разностороннее развитие личности каждого ребенка, включенного в группу.