Сценарий урока литературы в 5 классе — В.Распутин «В тайге над Байкалом»
Пояснительная записка к уроку
Тема: В.Распутин «В тайге над Байкалом»
Основная цель данного урока: привлечь учащихся к изучению рассказа, вызвать эмоциональный отклик. Из опыта работы над данным произведением сделала вывод, что учащиеся с небольшой охотой знакомятся с произведением только из-за того, что в нем особое место отводится описанию природы. Поэтому на данном уроке я взяла за основу только одну главу. После этого урока учащиеся с удовольствием прочитали рассказ и на следующий урок поделились своими впечатлениями от прочитанного.
Номинация: о любви к родному краю, Родине
Класс: 5
Тема: В.Г.Распутин «В тайге над Байкалом»
Цели деятельности учителя: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, главными героями произведения; пробудить интерес к теме рассказа и вызвать у учащихся эмоциональный отклик на произведение; рассмотреть роль пейзажа и выразительных средств в рассказе; помочь учащимся раскрыть и понять главную мысль произведения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного текста; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею произведения, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, составляет монологическое высказывание, соблюдая правила речевого поведения.
Ход урока:
Орг.момент .
Собирает нас звонок
На замечательный урок!
Подравнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли!
Садитесь!
Создание эмоционального настроя учащихся
Ребята, чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадку:
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем,
Как его мы назовем? (Байкал)
- О чем у нас сегодня пойдет речь?
- Что вы знаете о Байкале?
- Бывали ли вы на этом озере? Какие эмоции у вас остались? (учащиеся делятся своими впечатлениями)
- Просмотр презентации про Байкал и прослушивание легенды (заранее подготовленный учащийся)
- Прослушивание стихотворений про озеро (стихотворения рассказывают заранее подготовленные ученики.)
- Составление синквейна про Байкал (работа в парах)
Постановка целей и задач урока
Ребята, мы с вами сейчас очень много узнали о Байкале. Но ведь мы с вами не на уроке географии, а на литературе. О чем будет идти речь у нас на уроке? С какими знаниями мы должны уйти с урока? Какие цели перед собой поставим?
Знакомство с жизнью В.Распутина
- Ребята, а какой человек может рассказать нам об озере так, чтобы мы захотели там побывать, влюбились в это озеро? (надо подвести учащихся к тому, что этим человеком может быть тот, кто хорошо знает эти места, живет там).
- Таким человеком является В.Г.Распутин. К сегодняшнему уроку вы подготавливали интересные факты из жизни писателя. Поделитесь своими находками
Знакомство с произведением
Чтение главы «Тропа» учителем
- Какой прием использует автор, описывая путь героев? Доказать примерами их текста (примеры сравнения и олицетворения)
Творческое задание (работа в группах)
Представьте то место, куда попал Санька со своим дядей и попробуем его нарисовать (под музыку «Эхо Байкала» учащиеся по группам рисуют тайгу, озеро, тропу)
В это время сильные учащиеся составляют свой рассказ с использованием олицетворения и эпитетов «Мой путь по берегу реки или по тропе»
7. Подведение итогов урока
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
Рефлексия «Дерево чувств»
Домашнее задание
Дочитать рассказ