12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Варенцова Вера Анатольевна4339
Россия, Архангельская обл., Верхняя Тойма
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок по обучению грамоте «Прощай, Букварь!»

Цель: Закрепление, обобщение и углубление полученных знаний.

Задачи: 1.Расширить словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка;

2.Способствовать развитию памяти, внимания, мышления и наблюдательности;

3.Познакомить детей с историей появления первого букваря;

4.Прививать желание к чтению и бережному отношению к книге.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, конверты, карточки с заданиями, буквами и кроссвордом, запись песни, костюмы для Совы и Букваря, подарки.

                                                            Ход урока

1. Организационный момент

Звучит песня «Наша школьная страна», слова К. Ибряева, музыка Ю.Чичкова. Дети входят в празднично оформленный класс и рассаживаются по своим местам.

2. Актуализация знаний и целеполагание

1). Учащиеся читают стихотворение А. Барто «Стали грамотными»

Давно ль читали мы с трудом:
«До-мик. Дом.
Ми-ша мил. Ми-ша мал.
Ми-ша дом сло-мал».

Давно ль мы звали маму, 
И впервые сами, 
Вслух читали маме: 
«Мама мы-ла ра-му».

Прошел ноябрь, декабрь, январь -
И одолели мы букварь.

2). Учитель: Как вы думаете, чему посвящён наш урок? Какую цель поставим для работы на уроке?

Дети: Сегодня мы прощаемся с Букварём. Покажем свои знания и умения, полученные при изучении букваря.

3). Входят в класс Букварь и мудрая Сова, здороваются. Букварь читает стихотворение Шаламоновой Е. "Букварь"

Я добрый и мудрый учёный Букварь,

Я самая первая книжка,

Я очень давнишний, меня знали встарь,

Но я молодой, как мальчишка.

Живут мои буквы, как в доме одном,

В уютном и строгом порядке,

Я вам показал их и видел: потом

Вы их написали в тетрадке.

Я очень горжусь, что я первый для вас,

Открыл тайну буквы и слова.

Надеюсь, когда-нибудь свой первый класс,

Букварь свой вы вспомните снова.

Желаю вам счастья в нелёгком пути

Учёбы, труда, начинаний.

Наш русский язык, ярким солнцем свети,

Став другом в дороге познаний! 

4). Сова: А меня, ребята, вы узнали? Я мудрая Сова пришла вместе с Букварём проверить ваши знания. Приглашаю своих помощников, гласные и согласные выходите. Мы с Букварём садимся и внимательно слушаем.

Инсценировка «Кто важнее?»

Ведущий: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные: Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные: Ну, это мы ещё посмотрим! Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

Гласные: А вот и получится! Например, М.

Согласные: Разве только одно М, а больше ничего?

Гласные: И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные (поют и смущённо умолкают): /о..е..и..а/.

Согласные: Вот видите! А если мы скажем /ф н т к/, так всякий догадается, что это – ФОНЕТИКА.

Гласные: Ну, допустим! Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЁЛКА, ЕСЛИ.

Согласные: (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).

Ведущий: А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки? Правильно, дети, только вместе звуки составляют слоги, а из слогов получаются слова. Кто запомнил, что означает слово ФОНЕТИКА?

3. Закрепление и повторение изученного

Мудрая Сова: Дети, вы хорошо усвоили урок моих помощников. Надеюсь, всем понравятся подготовленные мной задания для вас.

1). «Фонетическая разминка»

а). Слушайте внимательно и скажите, какой новый звук появился? (Фронтальная работа. Учащиеся поднимают соответствующую букву)

Сон – стон, сок – сток, сук – стук, ролик – кролик, кот – крот, каска – краска, салка – скалка, кошка – крошка, тучка – штучка. Слайд 2

б). К каждому слову добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово: роза – гроза, стол – ствол, лапа – лампа, шар – шарф, клад – склад, укус – уксус, дар – удар.        Слайд 3

в). Теперь в каждом слове надо заменить один согласный звук: корж – морж, ногти – когти, лапка – шапка, зубы – губы, киска – миска, палка – галка, норка – корка, тоска – доска, свет – цвет, полено – колено, рамочка – мамочка. Слайд 4                                            (Подводятся итоги, поощряются наиболее активные учащиеся)

2). «Подбери пословицу» Дети получают по четыре конверта, в которых находятся карточки с пословицами. Выбрать пословицу, аналогичную по смыслу пословице, написанной на конверте. (Работают в парах)

№1. Куй железо, пока горячо

Большое дело не бывает без потерь. Ржавое железо не блестит. За деревьями не видно леса. Делай всё вовремя.

№ 2. Один в поле не воин

Трудно и дереву одинокому расти. Чистое золото ценится дорого. Теперь обувь шьют и без шила. О книге не суди по переплёту.

№ 3. Не всё то золото, что блестит

Как аукнется, так и откликнется. Рука руку моет. Не по виду суди, а по делам гляди. Не сделавши дела – не хвались.

№ 4. Что посеешь, то и пожнёшь

Одного поля ягоды. Не дивись на человека, а дивись на его дело. Сытый голодного не разумеет. Что делаешь, то и имеешь. Слайд 5                                                                    (Проводится фронтальная проверка, учащиеся обосновывают свой выбор, объясняют смысл пословиц. Отмечаются лучшие работы.)

3). «Поиграем в слова» Отгадать слово, которое нужно добавить, чтобы получить новые слова. Выдаются конверты с карточками. (Работа в группах)

а). Название месяца: - - - ка, - - - ор, - - - онез (май)

б). Полоска света: - - - ина, - - - ик, - - - ок (луч)

в). Множество деревьев: - - - ка, - - - ник, - - - ничество (лес)

г). То, чем пишут на доске: - - - одия, - - - очь, - - - ьница (мел)

д). Место для стоянки кораблей: - - - - рет, - - - - ной, - - - - фель (порт) Слайд 6              (Подводятся итоги работы. Выявляется лучшая группа.)

4). Кроссворд по горизонтали. (Индивидуальная работа)  

 1. Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда всё несут. (Мыши) 

 2. Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём. (Часы) 

 3. Драчуны и забияки, живут в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ерши) 

 4. Бегут по дорожке доски на ножке. (Лыжи) 

 5. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник) 

 6. Белые горошки на зелёных ножках. (Ландыши) 

Если вы записали всё правильно, то в выделенных клеточках по вертикали прочтёте отгадку на загадку К.И.Чуковского: «Маленькие домики по улице бегут, мальчиков и девочек по улице везут» (Машины) Слайд 7

Мудрая Сова: Дети, какое правило вам помогло безошибочно выполнить задание?      (Взаимопроверка. Подведение итогов работы.)

Физминутка

4. Новый материал                                                                                                          В класс входит Знайка: Ребята, узнали меня? Да, я всё знаю и расскажу интересную историю, слушайте!

1). Рассказ Знайки о первом букваре

Знаете ли вы, кто создал первый русский букварь? Печатный? Если говорить о самом первом, то назывался он «Грамматикия» и был напечатан в 1574 году во Львове русским первопечатником Иваном Фёдоровым. А вот следующая книга, изданная им спустя четыре года, «ради скорого младенческого научения» и называлась «Букварь». Этому славному событию уже более 400 лет. А спустя шесть десятков лет (1634год) было издано первое московское пособие для обучения грамоте – букварь известным печатником Василием Бурцевым. (Слайды № 8, 9, 10 )

Знайка: Ты, дружок, листал не зря,

             Все странички букваря. 

             Для тебя теперь, поверь, 

             Всех наук открыта дверь. 

             Трудный путь ты прошагал, 

             Спотыкался и устал, 

             Но прошёл от «А» до «Я». 

             Всё узнать - судьба твоя!            (Агеева И. «Первые успехи»)                            Знайка: Ребята, я хочу знать, что вы запомнили  из рассказанной мною истории? 

2). Дети читают стихотворение Шаламановой Е. «Ученики»
 

       Как будто вчера мы пришли в школьный класс,
       Звонку на ходу подпевая.
       Наш добрый Букварь встретил ласково нас,
       Уроки о буквах давая.
       Наш первый учитель, Букварь наш родной,
       С тобою мы стали дружнее,
       По школьной дороге пойдем мы одной,
       Теперь мы немножко взрослее.
       Спасибо, что ты научил нас читать,
       Наш друг и учитель наш верный.
       Как много еще предстоит нам узнать,
       Но ты все равно самый первый.

3). Мудрая Сова: Ребята, покажите мне учебник, который научил вас читать. (Учащиеся поднимают буквари) Приятно видеть буквари в обложках и с закладками. Но теперь у вас будут новые друзья. Кто они, и где с ними можно встретиться? (Ответы детей) Да, вы правы, для учёбы и чтения книги берём из школьной или домашней библиотеки. Хочу обратить ваше внимание на то, что эти книги без обложек и закладок. Как быть? (Ответы детей) Действительно, необходимо соблюдать правила обращения с книгой.

4).    В библиотеке для ребят, 
        На полках книги в ряд стоят. 
        Бери, читай и много знай, 
        Но книгу ты не обижай. 
        Она откроет мир большой, 
        А если сделаешь больной 
        Ты книжку – навсегда 

        Страницы замолчат тогда.        (Блажнова Т. «Будем с книгой дружить»)

5). Мудрая Сова: Прошу вспомнить правила и назвать их.

-Книгу надо брать чистыми руками.

-Оберни книгу и сделай для неё закладку.

-Не загибай книжные страницы, не рисуй и не рви.

-Не читай книги во время еды, запачкаешь.

-Порванную книгу обязательно подклей.

-Прежде, чем начнёшь читать, сядь правильно!   Слайд 11

4). Мудрая Сова: В книгах знания, свет,
                           В книгах память веков,
                           В книгах мудрость людей – 
                           Наших дедов, отцов. 
                           Нам без книг, как без хлеба,
                           Даже дня не прожить. 
                           Так давайте же будем 
                           Их беречь и любить.         (Радин В.)

5. Рефлексия

1). Дети читают стихотворение Агеевой И. «Прощание с букварём»

       До свиданья, Букварь, до свиданья!
       До свиданья, вернее, прощай!
       Мы тебя никогда не забудем,
       Но и ты нас всегда вспоминай,
       Отдаём тебя в новые руки
       Шестилетних пока дошколят.
       Пусть постигнут твои все науки,
       Пусть тебя, так как мы, сохранят.

2). Мудрая Сова и Букварь: Спасибо Вам ребята за вашу любовь и верность!

Что вам запомнилось и понравилось на уроке? Кому ещё скажете слова благодарности? (Родителям и учителю)     Слайд 12                                                                                Сегодня вы хорошо потрудились. Молодцы! Надеемся, что своими знаниями вы воспользуетесь не только на занятиях, но и успешно примените их в повседневной жизни. Удачи и отличных оценок!

6. Подведение итогов

Родители поздравляют детей и вручают на память о прощании с букварём новые книги.      Учитель благодарит учащихся за активность, внимание, самостоятельность и творчество в выполнении заданий на уроке. Поздравляет первоклассников и родителей с успешным освоением первой, самой важной учебной книги. Благодарит за помощь сказочных персонажей.

 

Используемая литература и кроссворд
DOCX / 31.55 Кб

Презентация к уроку
PPTX / 951.21 Кб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (36)

сменить сортировку
Домнина Валентина Владимировна, 25.02.18 в 15:39 9Ответить Пожаловаться
Очень хороший сценарий урока, спасибо!
Варенцова Вера Анатольевна, 25.02.18 в 16:05 9Ответить Пожаловаться
Валентина Владимировна, большое спасибо за приятные слова!!!
Марина, 25.02.18 в 17:15 9Ответить Пожаловаться
Разнообразный, содержательный, познавательный, интересный урок! Мне очень понравился!
Варенцова Вера Анатольевна, 25.02.18 в 19:28 9Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина, за высокую оценку!
Немтинова Галина Николаевна, 26.02.18 в 20:38 9Ответить Пожаловаться
Очень понравилась презентация!
Варенцова Вера Анатольевна, 26.02.18 в 20:52 10Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Галина Николаевна, за высокую оценку!
Татьяна Геннадьевна, 27.02.18 в 16:22 9Ответить Пожаловаться
Урок очень интересный по форме и содержанию. Разнообразие заданий увлекает детей и даёт им возможность применить на практике полученные знания. Не хватает только фотографий....
Варенцова Вера Анатольевна, 27.02.18 в 18:05 9Ответить Пожаловаться
Татьяна, спасибо за комментарий! Заходите в гости почаще, буду рада.
Карине Рафаеловна, 27.02.18 в 21:21 9Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам,Вера Анатольевна!Очень понравилась Ваша работа!
Варенцова Вера Анатольевна, 27.02.18 в 21:26 9Ответить Пожаловаться
Карине Рафаеловна, спасибо Вам за высокую оценку моей работы!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.