12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жукова Надежда Николаевна839
Учитель биологии и химии МБОУ "Нижнекулойская средняя школа" Верховажского района Вологодской области
Россия, Вологодская обл., п/о Урусовская д. Дьяконовская Верховажский район

Здесь будет файл: /data/edu/files/e1460057061.pptx (Всяко разно)

Урок биологии в 11 классе «Всяко разно – это…» (Проблема сохранения биоразнообразия)

 

Жукова Надежда Николаевна,

учитель биологии, химии

МБОУ «Нижнекулойская средняя школа»

Верховажского района Вологодской области

 

УМК по биологии:

1.Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы, 10 -11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2010. – 80 с.; 57 с.

2.Биология: 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. Автор-составитель Г. М. Пальдяева – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. – 92 с.

3.Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В./ – 2-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2010. – 367, [1] с.: ил.

Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (РАО, 2010) [1].

Предмет: Биология.

Класс: 11.

Тема урока: Проблема сохранения биоразнообразия.

Имя урока: Всяко разно – это...

Место и роль урока в изучаемой теме по биологии: Данный урок заканчивает тему «Основы экологии».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель урока для учителя: Создать условия для осознания учащимися роли биологического разнообразия для сохранения стабильности биосферы и роли каждого человека в решении проблемы сохранения биоразнообразия.

Цель урока для учащихся: Осознать собственное отношение к проблеме сохранения биоразнообразия.

Образовательные задачи:

      Продолжить работу с понятиями курса биологии: «Красная книга», «антропогенный фактор», «глобальная экологическая проблема», «первоцветы» («эфемероиды»), «рецессивные и доминантные гены, гетерозиготность организма»;

      Способствовать развитию умения учащихся формулировать экологические проблемы разного уровня (глобальные, российские, местные), анализировать их причины, прогнозировать последствия, предлагать варианты решений на основе науки, морали, права, поликультурного опыта, включая планирование личного участия;

      Сформировать у учащихся знания о биоразнообразии; представления о закономерностях экологических связей и отношений в системе «человек – природа»;

      Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися экологических терминов: «биоразнообразие: генетическое, видовое, экосистемное», «проблема сохранения биоразнообразия», «ценности биоразнообразия», «виды Красной книги»;

      Познакомить учащихся с основами создания плаката на экологическую тему.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию универсальных учебных действий:

      познавательных УУД  (ПУУД): умений: анализа информации; конкретизации; моделирования; установления причинно-следственных связей; обобщения и формулирования выводов;

      личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы; составлению оценочных суждений о последствиях деятельности человека в окружающей социо-природной среде; полипозиционированию себя в роли потребителя, эксперта, консультанта, специалиста, гражданина в целях ресурсосберегающего потребления, обеспечения экологического качества окружающей среды;

      регулятивных УУД (РУУД): целеполагания; рефлексии; самооценивания (умений проводить самоанализ и самооценку своих действий на основе экологической этики);

      коммуникативных УУД (КУУД): умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его.

Воспитательные задачи:

      Способствовать экологическому образованию учащихся: формированию экологической познавательной и экологической созидательной моделей, рефлексивно-оценочных действий;

      Способствовать развитию умений оценивать объекты живой природы с эстетической и этической точек зрения.

Методы, приемы работы: методы рефлексии содержания материала; рефлексия по окончанию урока; показ собственного отношения к проблеме сохранения биоразнообразия в виде лаконичной информации плаката.

Образовательные технологии: элементы технологий образовательной системы «Школа 2100»: проблемно-диалогической, технологии продуктивного чтения, самооценивания учебных достижений.

Материалы и оборудование: распечатанные на каждого учащегося материалы приложений; медиапроектор, компьютер, экран; фломастеры, бумага; фотографии, плакаты, рисунки.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Этапы урока:

1. Мотивирование к учебной деятельности;

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

3. Выявление места и причины затруднения;

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство);

5. Реализация построенного проекта;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8. Включение в систему знаний и повторение;

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1. Мотивирование к учебной деятельности

Слайд 1. Добрый день! Когда-то я услышала песню группы «Отпетые мошенники», но запомнилась из неё только одна фраза «Всяко разно – это не заразно!» Думаю, её окончание – не совсем удачное для нашего урока! Надеюсь, в конце урока у вас будет несколько вариантов продолжения «Всяко разно – это …».

Наверное, вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке.

 

 

Постараемся уточнить ваши предположения о теме урока. Какие Международные праздники, имеющие отношение к экологии вам известны?

 

 

 

Я предлагаю познакомиться с некоторыми из них.

Слайд 2. Перелистаем некоторые страницы международного экологического календаря.

19 февраля - Всемирный День защиты морских млекопитающих.

Отмечается с 1986 года, когда после 200 лет беспощадного истребления Международная китовая комиссия ввела запрет на китовый промысел.

Сохранение всего 4% океана позволит сберечь важнейшие места обитания 108 из 129 видов морских млекопитающих, от морских выдр до синих китов. [3]

1 марта - День Кошек в России.

В США кошек чествуют 29 октября, в Польше - 17 февраля, в Японии - 22 февраля, Всемирный день кошек - 8 августа.

Фелинология – наука о кошках, подчеркивает, что кошки – это умные животные. «Собака думает так: если хозяин меня кормит, заботится обо мне, значит, он - бог. А кошка уверена: хозяин меня кормит, заботится обо мне, значит я - бог», - отметила президент Международной фелинологической ассоциации.

В этот день публикуются интересные факты из жизни тигров, львов, гепардов и других кошек.

1 апреля – Всемирный День Птиц.

День птиц является самым «старым» из праздников экологического календаря. Впервые был проведён как детский праздник в США в 1849 году, в России отмечается с  1926 года.

А. С. Пушкину принадлежат строки «На волю птичку выпускаю». В этот день принято было лепить из теста жаворонков и петь специальные заклички.

19 апреля - День Подснежника.

Учрежден был в 1984 году в Англии.

Родовое название «подснежник» имеют около 20 видов, все они занесены в Красную книгу. Самый популярный вид - подснежник белоснежный, а еще есть греческий, византийский, кавказский…

Латинское название подснежника Galanthus - «галантус» переводится как «молочный цветок». Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой; чехи - снежинкой; немцы - снежным колокольчиком, а мы - подснежником. Русское название, вероятно, произошло благодаря способности этого весеннего растения пробиваться из-под снега и зацветать с первыми теплыми лучами солнца. Интересно, что в каждой местности есть свое название подснежника: те цветы, которые в данной местности зацветают первыми и называются подснежниками. [4]

25 мая - День Нерпёнка.

Отмечается на Байкале с 2003 года, проводится в качестве акции против убийства детенышей нерпы, которых называют нерпёнки, нерпята, бельки.

Примерно через две недели после рождения детеныши начинают сбрасывать белый детский пух и превращаются в объект промысла. За год в Канаде добывается около 300 тысяч бельков. Охотники с баграми идут по льдинам. От сильного удара по голове (этот метод одобрен правительством Канады) животное умирает. За каждую шкуру можно выручить более 40 канадских долларов.

До 2009 г. добыча бельков велась и в России в Архангельской области.

4 июля - День дельфинов – пленников.

В 1962 году американский нейрофизиолог Джон Лилли опубликовал результаты многолетних исследований, доказывавших, что дельфины обладают не только феноменальными эхолокационными способностями, но и обладают разумом, сравнимым с человеческим. Правительство Индии присвоило дельфинам статус «личностей, не относящихся к человеческому роду» и запретило дельфинарии.

8 сентября - День Журавля.

Впервые отмечался  в 2002 году в США при спасении исчезающего вида - американского журавля.

В русском народном календаре есть праздник Арина – журавлиный лет. В старину улетающих журавлей провожали, и даже пытались задержать, связывая их отлет с наступлением холодов. Деревенские мальчишки, увидев журавлиный клин, бежали за ним с криками: «Колесом дорога!» Это был своего рода магический обряд в надежде продлить лето. Считалось, что так можно воротить их назад.

21 сентября - Международная ночь летучих мышей.

Проходит ежегодно, начиная с 2001 года, более чем в 60 странах. Её цель - привлечение внимания населения к проблеме охраны рукокрылых и популяризация этих животных, перед которыми многие люди испытывают неоправданный суеверный страх. Многие виды летучих мышей в Европе оказались на грани вымирания, внесены в Красные книги. Существует и Международное соглашение об охране рукокрылых, подписанное многими странами.

Сокращение численности летучих мышей связано с вырубками дуплистых деревьев (в дуплах большинство этих зверьков находит приют), применением различных ядохимикатов (летучие мыши погибают, наевшись «отравленных» насекомых) и беспокойством со стороны человека. 21 сентября выбрано не случайно. Это день осеннего равноденствия. Рукокрылые в этот период мигрируют к местам зимовок. Охрана мест зимовок летучих мышей - одна из важнейших задач, ведь именно на зимовках они скапливаются в очень большом количестве и особенно уязвимы.

6 октября - День Охраны мест обитания.

Утвержден в 1979 году в рамках Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе. Около 60% экологических систем деградирует или используется человеком безрассудно. Это ведет к потере биологического разнообразия и тяжелым последствиям, которые в ближайшие 50 лет лишь усугубятся.

29 декабря - День Биоразнообразия (День Флоры и Фауны).

За 19 веков на земном шаре исчезло 150 видов крупных млекопитающих и 139 видов птиц. Все, что исчезает в живом мире, - исчезает навсегда.

Как сказал великий Бернард Шоу: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». [2]

И это далеко не все праздники, посвященные животным. В международном экологическом календаре есть Дни Медведя, Змеи, Осла, Крысы, Оленя, Китов и др. праздники, привлекающие внимание к проблеме, являющейся темой нашего урока.

ООН объявила 2011 – 2020 гг. – Десятилетием биоразнообразия под девизом: «Жизнь в гармонии  с природой».

Назовите тему нашего урока.

 

 

 

 

 

 

Действительно, сегодня мы поговорим о глобальной проблеме человечества – проблеме сохранения биоразнообразии.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают предположения темы урока.

 

 

Учащиеся, возможно, назовут День птиц, День Земли…

 

 

Учащиеся знакомятся с праздниками международного календаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют тему урока:

- Разнообразие живого мира…

- Многообразие живых организмов… и др.

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

 

 

 

 

РУУД: рефлексия содержания материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУД: целеполагание

КУУД: умения публичного мини-выступления

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Слайд 3. Назовите «трех китов» биоразнообразия.

Связаны ли они друг с другом?

Можно ли говорить о закономерностях распределения биоразнообразия по планете Земля?

 

 

 

 

 

Вероятно, учащиеся назовут видовое разнообразие…

Возможно, назовут коралловые рифы и экваториальные леса – богатые в видовом отношении экосистемы…

Может быть, скажут, что вблизи экватора биоразнообразие больше, чем на полюсах планеты…

РУУД: рефлексия содержания материала

КУУД: умения публичного мини-выступления

3. Выявление места и причины затруднения

Смогли ли вы ответить на эти вопросы достаточно полно и точно?

 

 

 

 

С чем связана неполнота и неточность ответов?

 

 

Недостаток информации – одна из проблем охраны редких видов!

 

 

Учащиеся осознают, что на предложенные вопросы они не смогли дать точные и исчерпывающие ответы.

 

- С недостаточностью информации…

РУУД: самооценивание

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Слайд 4.

Постарайтесь назвать цель и задачи нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В обобщенном виде цель урока будет выглядеть так:

«Осознать собственное отношение к проблеме сохранения биоразнообразия». Вы согласны с тем, что глобальную проблему всего человечества мы сузили до осознания ее каждым человеком, т.е. лично вами?

 

 

 

Слайд 5. Давайте уточним задачи, которые вы называли:

·         Раскрыть понятие «биоразнообразие»;

·         Выделить проблемы, связанные с охраной видов;

·         Определить своё отношение к проблеме сохранения биоразнообразия.

 

 

 

 

Учащиеся называют цель и задачи:

- Познакомиться с понятием «биоразнообразие»…

- Узнать, какие типы биоразнообразия бывают…

- Познакомиться с причинами сокращения биоразнообразия…

- Предложить пути решения проблемы сохранения биоразнообразия… и др.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся соглашаются  с данной целью (если не соглашаются, то аргументируют свой выбор)

РУУД: целеполагание

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

ЛУУД: составление оценочных суждений о последствиях деятельности человека в окружающей социо-природной среде

КУУД: умения публичного мини-выступления

5. Реализация построенного проекта

Слайд 6. Ребята! Посмотрите на фотографию: из 400 пород собак перед вами представители только одной породы - американского стафф-терьера. Что вы заметили?

 

 

 

Слайд 7. Обратите внимание на фенотип окуня речного. Светлую окраску, имеет окунь, который живет в водоеме со светлым песчаным дном, а темную, если обитает в торфяных озерах. Его криптическая (от греч. «kryptos» - тайный, скрытый) – покровительственная, защитная  окраска представляет собой поперечные темные полосы на зеленовато-жёлтом фоне, причем их рисунок оказывается неповторимым в разных водоемах, не сообщающихся между собой. Количество полос у окуня составляет от 5 до 9. Можно выделить одиночные, раздвоенные и короткие полосы. Есть даже определенная закономерность: чем дальше на север, тем больше двойных полос. Окунь речных популяций, по сравнению с озерным, характеризуется более слабой пигментированностью и низким фенотипическим разнообразием. Изолированные озерные популяции характеризуются своеобразными наборами фенов, позволяющими с довольно высокой точностью проводить идентификацию. Популяции окуня из однотипных озер характеризуются сходной направленностью изменчивости окраски (Зеленецкий, 1997).

Как можно назвать подобные примеры изменчивости?

 

 

Чем ее можно объяснить?

 

 

Давайте это проверим. Перед каждым из вас лежит полоска бумаги. Напишите на ней в следующем порядке латинские буквы: A(a), B(b), C(c), D(d), E(e), F(f), используя заглавные или строчные буквы. Соблюдаем только такой порядок написания! Выбор букв: строчных или заглавных – у каждого – свой! Проверяем! Найдите копию своего написания! Что вы обнаружили?

 

Совершенно верно! 52 = 25 вариантов! Конечно, вы догадались, что это не буквы, а обозначения рецессивных и доминантных генов. Из результатов этого простейшего моделирования видно, сколь велико генное (генетическое) разнообразие особей, имеющих только 5 генов. На самом деле генов – тысячи!

Слайд 8.

Дайте название следующему слайду!

 

 

Выполним следующее задание: на листе по очереди записывайте названия экосистем разного размера: микро-, мезо-, макроэкосистемы.

 

 

 

 

 

 

Слайд 9. Теперь вы легко назовете следующий тип биоразнообразия.

 

 

 

 

- Представители данной породы имеют различия в окраске…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Внутривидовая изменчивость…

 

- Сочетанием разных аллелей генов…

 

 

 

 

- Одинакового написания букв нет…

 

 

 

 

 

 

- Разнообразие экосистем…

 

 

Учащиеся в группе по очереди записывают названия экосистем: пень, озеро, биосфера, тундра, океан, сосняк и пр.

 

- Видовое разнообразие…

 

ПУУД: умения анализа информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения обобщать и делать выводы

 

 

 

ПУУД: умения моделирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения анализа информации

ПУУД: умения конкретизации

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения анализа информации

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте закрепим изученный материал и дополним его. Заполните пропуски в тексте Приложения № 1. «Биологическое разнообразие»:

Разнообразие - отсутствие однообразия, существование изменений и различий между объектами.

Впервые термин «биоразнообразие» употребил Бейс в 1882 г. в книге «Натуралист на Амазонке», где он описал 700 видов бабочек за 1 час.

Термин «биоразнообразие» является сокращением сочетания слов …(«биологическое разнообразие»). Разнообразие – это понятие, которое имеет отношение к размаху изменчивости или различий между некоторыми множествами или группами объектов. Биологическое разнообразие, следовательно, имеет отношение к разнообразию …(живого мира). Термин «биоразнообразие» обычно используется для описания числа, разновидностей и изменчивости живых организмов. В широком смысле этот термин охватывает множество различных параметров и является синонимом понятия «жизнь на Земле».

В научном мире понятие разнообразия может быть отнесено к таким фундаментальным понятиям, как …(гены, виды и экосистемы), которые соответствуют трем фундаментальным, иерархически зависимым уровням организации жизни на нашей планете. Чем более разнообразен …(предыдущий) уровень, тем …(более) разнообразен последующий уровень.

По определению, данному Всемирным фондом дикой природы (1989), биологическое разнообразие – это «все многообразие форм жизни на земле, миллионов видов растений, животных, микроорганизмов с их наборами генов и сложных экосистем, образующих живую природу».

Биологическое разнообразие включает генетическое разнообразие (наследственную изменчивость внутри каждого вида), видовое разнообразие (набор видов в данной экосистеме) и разнообразие сообществ/экосистем (местообитаний и экосистем в данной территории).

Закон генетического разнообразия  - закон, согласно которому все живое генетически …(разнообразно) и имеет тенденцию к …(увеличению) биологической разнородности.

Особи внутри популяции генетически отличаются друг от друга. Генетическое разнообразие позволяет видам адаптироваться к изменениям окружающей среды.

…(Редкие) виды имеют меньшее генетическое разнообразие, чем широко распространенные, и соответственно они более подвержены угрозе вымирания при изменении условий окружающей среды.

Видовое разнообразие – число видов в данном сообществе. Встречаются бедные и богатые видами биоценозы. Видовое разнообразие зависит от возраста сообщества (молодые сообщества беднее, чем зрелые) и от благоприятности основных экологических факторов – температуры, влажности, пищевых ресурсов (биоценозы высоких широт, пустынь и высокогорий бедны видами).

Р. Уиттекер предложил различать следующие типы биоразнообразия: α-разнообразие – видовое разнообразие в данном местообитании; βразнообразие – сумма всех видов всех местообитании в данном районе; γ-разнообразие – разнообразие ландшафтов (объединение α- и β-разнообразия).

Законы разнообразия Жаккара – 1) видовое разнообразие территории (γ-разнообразие) прямо пропорционально разнообразию ее экологических условий; 2) видовое богатство сообщества (α-разнообразие) растет одновременно с …(расширением) площади и уменьшается по мере увеличения однородности последней.

Правило географической обусловленности изменений разнообразия: по мере продвижения с севера на юг, как правило, наблюдается …(увеличение) видового разнообразия сообществ.

Правило Дарлингтона: уменьшение площади острова в 10 раз, как правило, сокращает число живущих на нем животных вдвое.

Высоким видовым разнообразием отличаются экотоны – переходные зоны между сообществами, а …(увеличение) здесь видового разнообразия называется краевым (пограничным, опушечным) эффектом. Общеизвестно, что на опушках обычно пышнее и богаче растительность, гнездится больше видов птиц, встречается больше видов насекомых, пауков и т. п., чем в глубине леса. Здесь разнообразнее условия освещенности, влажности, температуры (лесотундра, лесостепь).

Правило Тинемана: чем специфичнее условия среды, тем …(беднее) видовой состав сообщества и тем …(выше) может быть численность отдельных видов. В бедных видами биоценозах численность отдельных видов может быть чрезвычайно высокой. Достаточно вспомнить вспышки массового размножения леммингов в тундрах или насекомых-вредителей в агроценозах.

Чем …(больше) видовое разнообразие, тем …(стабильнее, устойчивее) экосистема.  [5]

Учащиеся работают самостоятельно (в паре) с Приложением № 1 «Биоразнообразие», вставляя пропущенные в тексте слова, затем озвучивают ответы.

РУУД: рефлексия содержания материала

ПУУД: умения анализа информации

ПУУД: умения обобщать и делать выводы

КУУД: умения публичного мини-выступления

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд 10. Биоразнообразие имеет многомерную ценность. К сожалению, категория ценности существования очень медленно входит в менталитет россиян. Крупный американский эколог Р. Примак предложил различать четыре основных ценности биоразнообразия:

·         Прямая коммерческая (потребительская) ценность;

·         Непрямая коммерческая ценность;

·         Опционная ценность;

·         Ценность существования.

Слайд 11. Откройте Приложение № 2. «Ценности биоразнообразия» и определите, к какой категории ценности биоразнообразия могут быть отнесены виды Красной книги.

 

 

 

 

 

Всемирный союз охраны природы выделяет семь основных факторов, способствующих потере биологического разнообразия:

·         Утеря и фрагментация естественной среды;

·         Конкуренция со стороны инвазивных видов;

·         Загрязнение окружающей среды;

·         Глобальные климатические изменения;

·         Опустынивание;

·         Рост населения и чрезмерное потребление;

·         Безрассудное использование природных ресурсов.

Все эти факторы являются результатом деятельности людей.

Слайд 12. Проанализируйте проблемы охраны видов, по мнению кандидата биологических наук,  доцента кафедры зоологии и экологии ВоГУ Шабунова А. А., существующие в Вологодской области. Какая проблема, на ваш взгляд, является главной? Почему вы так считаете? Стратегические проблемы охраны видов;

В Вологодской области нет специальной стратегической программы.

Слайд 13. Например, стремительно исчезает бородатая неясыть, живущая в старовозрастных лесах, но таких лесов остается все меньше и меньше. В идеале для каждого редкого вида должна быть разработана своя стратегическая программа его охраны.

·         Организационные;

В области формально существует комиссия специалистов по Красной книге, но том 1 «ООПТ» пока так и не вышел в свет из-за несогласованности действий.

·         Естественные;

Вид может быть редким в каком-то регионе по естественным причинам: обитает на границе ареала, имеет низкую экологическую валентность, обладает низкими темпами воспроизводства и др. У большинства краснокнижных видов от 2 до 5 и более причин редкости, поэтому стратегия их охраны является очень сложной.

·         Научные;

Территория области, в том числе и наш район, исследованы очень неравномерно, очень часто ситуацию с состоянием краснокнижного вида мы даже не знаем.

·         Правовые;

Существуют лишь директивные 2-й и 3-й тома Красной книги. В области нет шкалы  стоимости ущерба, нанесенного видам, занесенным в Красную книгу.

·         Экономические;

Организации, в т. ч. лесозаготовительные,  экономически не заинтересованы в сохранении редких видов.

·         Образовательные;

Учащиеся, студенты, население зачастую не знают краснокнижных видов, т.к. информация о них отсутствует.

·         Социальные и др.

Реальной охраны видов в Вологодской области за исключением Дарвинского заповедника и национального парка «Русский Север» нет. Зачастую краснокнижные виды живут не в ООПТ, а по соседству, и потому охранный статус на них не распространяется.

Какая из этих проблем, на ваш взгляд, является самой важной? Почему?

 

 

 

 

На мой взгляд, главной из всех этих проблем является социальная, т. е. отношение человека к проблеме сохранения биоразнообразия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся определяют ценность краснокнижников – ценность существования, используя Приложение № 2. «Ценности биоразнообразия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся знакомятся с проблемами охраны редких видов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируя его, используя Приложение № 3. «Проблемы охраны видов»

ПУУД: умения анализа информации

ПУУД: умения конкретизации

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУУД: составление оценочных суждений о последствиях деятельности человека в окружающей социо-природной среде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУУД: поли-позиционирование себя

ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУУД: умения публичного мини-выступления

8. Включение в систему знаний и повторение

Слайд 14.Посмотрите, как за несколько десятилетий изменилось отношение к птицам. В Китае воробей, питающийся в сельскохозяйственных посевах, был признан вредной птицей, и всячески поощрялось его уничтожение, в том числе и детьми из рогаток. Не так давно за лапки убитых ястребов выдавались бесплатно несколько патронов к ружьям. А теперь большинство хищников – в Красной книге.

Слайд 15. Выразить свое отношение к проблеме сохранения биоразнообразия нам поможет искусство плаката.

В районе с 15.02 по 15.03 проходил конкурс плакатов и листовок на экологическую тематику «Дети в защиту природы». Участвовали ли вы в нем? Как выполняется чаще всего такой плакат?

 

 

 

 

Постараемся изменить подобную практику.

Слайд 16. «Сведем в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий!» [6]

Слайд 17. Сравните два плаката: первый – «Ты записался добровольцем?» выполнен в агрессивной красно-черной гамме, второй – скорее содержит просьбу, чем требование, вызывает больше положительных эмоций.

Слайд 18. А это плакат - размышление. В 2015 г. учащиеся нашей школы ездили в Ярославский дельфинарий. В школе висит картина, «нарисованная» одним из дельфинов...

Знаем ли мы, что стоит за нашим посещением дельфинария?

У современного человека стерлись понятия сострадания, любви к окружающему, к живым существам. На место этих чувств, пришла жажда наживы любыми методами и любой ценой. Зарабатывают «дельфиноторговцы»  на экзотике. Ведь не каждая мама может свозить своего ребенка к морю, где дельфинов еще можно увидеть на свободе.

На  Ванкуверской конференции, проводимой Американской ассоциацией развития науки, в мае 2010 года принят документ, согласно которому, животные семейства китовых «не могут содержаться в неволе и эксплуатироваться, подвергаться жестокому отношению, лишаться естественной природной среды». Они также «не являются собственностью какого-либо государства, корпорации, группы людей или отдельного лица».

Уравнять этих животных с человеком в правах решили потому, что они, обладают незаурядными интеллектуальными способностями. Так, например, дельфины могут узнавать себя в зеркале, горюют о погибших детенышах, кормят больных сородичей и помогают рыбакам. Дельфины обладают самосознанием, близким к человеческому уровню, являются высокоинтеллектуальными млекопитающими с высокоразвитой социальной организацией: они обращаются друг к другу «по имени»  и могут запоминать уникальные имена - звуки, подаваемые старыми друзьями и услышанные ими лишь однажды 20 лет назад. Кроме того, у дельфинов есть свой язык.

Для тонко чувствующих дельфинов находиться в замкнутых пространствах дельфинариев сродни нахождению человека в тюрьме. На вопрос «Как чувствуют себя дельфины?»,- один из сотрудников дельфинария ответил: «А как себя чувствовал Ихтиандр в бочке с морской водой? Грустят они… часто болеют… Но, дельфины настолько верят и любят человека, что на каждое выступление выходят со своей потрясающей, только им присущей улыбкой!»

Закрыть дельфинарий – полдела. После этого необходимо решить, что делать с животными. Проблемы начинаются с вопроса профессиональной максимально гуманной транспортировки дельфинов. Второй важный вопрос - это карантин. Ведь только после пребывания в карантине под присмотром ученых, можно сделать заключение: готовы ли дельфины к жизни на свободе, не убил ли человек у них навсегда умение выживать в родной стихии, в том числе самостоятельно добывать себе корм. Например, дельфинят, которые родились в неволе, и никогда не видели свободное бескрайнее море, выпустить - смерти подобно.

Коста-Рика - первая в мире страна, которая в 2005 г. запретила содержание в неволе дельфинов и китов. Индия признала дельфинов личностями и также  запретила содержание дельфинов в неволе и использование дельфинов в сфере развлечений. Ранее аналогичные меры приняли также Венгрия и Чили.

Тысячи дельфинов отлавливают для дельфинариев и океанариумов. Часть дельфинов гибнет сразу при отлове, выживших ждёт мучительный плен, разлучение с сородичами, болезни от неестественных условий жизни в неволе и гибель.

Приобретая билеты в дельфинарий или океанариум, вы оплатите мучения дельфинов, их гибель и отлов новых смертников на смену погибших. Спасите дельфинов, пока они живы! [7]

Слайд 19. Наверное, не стоит отражать действительность в подобной «грубой» форме: «Берегите природу – мать вашу!», «Пей, кури - естественный отбор уже начат!», «Бросай мусор прямо здесь, тут всё равно грязно!».

Слайд 20. Какой из этих плакатов, посвященных весенней проблеме палов - сжигания сухой травы вам нравится больше? Почему?

 

Надеюсь, какие-то предпочтения в выборе формы, цветовой гаммы  плаката у вас уже наметились. Поговорим о теме плаката.

Я предлагаю вам три «острых» экологических темы:

·         «Живые» игрушки;

·         Селфи с дикими животными;

·         Подснежники.

Слайд 21. Наверняка вы знакомы с трявянчиками или экочеловечками. Достаточно полить такую игрушку, семена, находящиеся внутри, прорастут, и вы получите зелень среди зимы.

Слайд 22. Человек придумывает разные «живые» игрушки. И вот Китай заполонили «живые» брелоки с маленькими рыбками.

Слайд 23. Как только появился на них спрос, китайцы стали продавать черепашек, тритонов, крабов и других животных в виде экзотических брелоков.

В этой стране есть поверье, что маленькие рыбки и черепашки приносят владельцам невероятную удачу.

По словам продавцов, цветная вода, в которой содержатся рыбы и черепашки, позволяет им выжить в течение достаточно долгого времени.

А как считаете вы? Как долго сможет жить организм в замкнутом пространстве?

 

 

Слайд 24. Защитники прав животных протестуют, но они ничего не могут сделать, потому что в Китае есть закон только о защите домашних животных. А вот рыбы, черепахи и ящерицы домашними животными не являются. Поэтому торговля идет очень активно.

В Интернете появились петиции против китайских «живых» игрушек, уже публикуется онлайн-анкета «Можно ли издеваться над рыбками, ящерицами и черепахами?»

2% Конечно, почему нет (29 голосов);

13% Мы едим рыб и суп из черепах, но издеваться нельзя. Если и убивать - то безболезненно и быстро (145 голосов);

47% Нет. Люди, которые так делают - моральные уроды (505 голосов);

1% Наверное нет, но нет уверенности (18 голосов);

0,5% Над своими можно - купи и издевайся. Это твоя вещь (5 голосов);

22% Нельзя (239 голосов);

6% Над людьми вот сейчас издеваются, а про животных то что уж говорить - их никто не защитит (66 голосов).

Всего голосов: 1056. [8]

Кто-то из вас, возможно, выберет данную тему для своего плаката и выразит свое отношение к покупке и продаже «живых» брелоков.

Слайд 25. Слово «селфи» сейчас самое популярное. Где и с кем только не фотографируется современный человек!

И бизнес таких фотосъемок процветает вовсю.

Но что находится за кадром, за кулисами селфи?

В выходные дни сотни туристов устроили охоту с фото и видеокамерами на самок костариканских морских черепах, которые пытались взобраться на пляж, чтобы отложить яйца. Туристы, большинство из которых привезли частные гиды, хотели посмотреть на происходящее чудо, съехались в национальный заказник в кантоне Санта-Крус. Вместо того, чтобы позволить черепахам завершить их миграцию, туристы оккупировали пляж и их больше интересовало эффектное селфи в бикини, нежели наблюдение за природой.

Толпа переполнила пляж, топча уязвимые гнезда и мешая процессу передвижения морских черепах через пляж. Люди пробирались в воду прямо к черепахам, другие гладили их, а несколько родителей даже разместили детей на спинах беременных животных…

Не только морские черепахи стали жертвами быстрорастущей угрозы. Дикие животные превратились в коммерческий аттракцион по всему миру. Люди плавают с дельфинами, тянут за хвост тигров, находящихся в наркотическом опьянении, радуются езде на слонах, контрабандой продают редкие виды и отправляются на охоту за трофейными львами, чтобы повесить голову на свою стену. Люди превратили диких животных в еще один коммерческий товар. [9]

Всякий раз, наблюдая за тем, как тигры прыгают через горящий обруч, медведи ездят на велосипедах и т. д. зрители думают о том, насколько же умны животные, и, главное, с каким удовольствием они делают все эти трюки. Но если бы люди знали, что происходит за кулисами цирка, то они никогда бы не повели туда своих детей.

Слово «животные-артисты» вызывает обычно положительные эмоции. Но, в отличие от своих коллег из мира людей, животные никогда не выбирают профессию артиста добровольно. Оказаться в цирке для животного - это значит навеки потерять свободу, 95% времени проводить в одиночестве, в тесной клетке, где невозможно встать в полный рост и развернуться. Из-за скуки и неестественных условий у них развивается стереотипное поведение. Животные кусают себя, бьются о клетку и т. д. Слоны проводят 60% всего времени в этом состоянии, медведи - треть времени.

А самое страшное - это передвижные цирки-шапито. Животных перевозят в душных, невентилируемых трейлерах. Чтобы не было проблем с туалетом, их лишают пищи и воды. Многие животные напоминают ходячие скелеты, обтянутые кожей. В шапито полностью отсутствует ветеринарный контроль за животными. Очень часто животным удаляют когти, зубы, накачивают их психотропными средствами.

Все цирковые трюки противоестественны для дикого животного, поэтому само, по доброй воле, или просто за лакомство оно никогда не будет их делать. Единственный способ заставить их подчиняться - это выработать в них страх перед наказанием, а также лишать пищи, чтобы ради заветного кусочка несчастное изголодавшееся животное было готово на все. В среде дрессировщиков есть высказывание, которое по понятной причине не выходит за пределы их круга: «Как заставить слона стоять на одной ноге? Надо отшибить остальные три».

В погоне за наживой некоторые предприниматели эксплуатируют животных, стремясь выбить из туристов как можно больше денег. Примеров жестокого обращения с животными тысячи.

Мало кто из туристов, приезжающих в Таиланд посмотреть на дрессированных слонов, знает о древней практике под названием «pajaan». Ее цель – сломать дух слона, чтобы он стал послушным и беспрекословно выполнял указания человека.

Слоненка отлучают от матери в возрасте 4 лет, загоняют в узкую клетку и связывают так, чтобы он не мог выбраться. После этого его постоянно бьют палками с гвоздями.

Пытка продолжается неделю. Все это время слоненка не кормят и не поят, ему не дают спать. Чем сильнее он сопротивляется, тем сильнее его бьют, причем стараются попасть в самые чувствительные части тела – по ушам, по глазам. Некоторые животные слепнут. Именно так слонов учат бояться человека. Так что, если вам предложат покататься на слоне, вспомните, чего стоит такое развлечение. [10]

Представитель редкого вида дельфинов, выбросившийся на Атлантическое побережье Аргентины, погиб, оказавшись в центре внимания отдыхавших там туристов.

Малыш лаплатского дельфина, выброшенный приливом на песок, привлек внимание туристов, отдыхающих на пляже городка Санта-Терезита в провинции Буэнос-Айрес. Аргентинцы вместо того, чтобы помочь животному вернуться обратно в воду, схватили молодого дельфинчика и принялись в течение долгого времени тискать и фотографироваться с ним. От перегрева и обезвоживания млекопитающее погибло, но даже это не остановило пляжников от безудержных селфи. Многие продолжали делать с ним фотографии. 

Умерший обитатель моря принадлежал к роду францисканских дельфинов, которые водятся только в Аргентине, Уругвае и Бразилии. Всего в мире осталось не более 30 тысяч особей этого вида дельфинов, в связи с чем Международный союз охраны природы занес его в список исчезающих. Эти дельфины, как и все другие, не могут оставаться на суше долго. У них толстая, жирная кожа, которая позволяет не замерзать в море. Но вне воды они быстро обезвоживаются и гибнут. [11]

Возможно, кто-то из вас захочет продолжить знакомство с этой темой и выберет её для плаката?

Слайд 26. Вы помните, что 19 апреля – День подснежника.

Подснежники - первоцветы после долгой и холодной зимы неизбежно привлекают наше внимание, даже если они маленькие и неяркие, и где бы первоцветы ни росли, они всегда радуют нас в первые весенние дни - цветы появляются сразу из-под снега.

С детства мы помним строки стихотворения С. Я. Маршака:

«…Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник!»

Все первые цветы мы традиционно называем «подснежники», хотя на самом деле подснежником является галантус - только один вид из множества первоцветов.

Примером их могут быть различные виды хохлаток, гусиных луков, ветреница лютиковая, чистяк весенний и др. Эти небольшие, сравнительно низкорослые растения удивляют нас своей необычайной «торопливостью». Они появляются на свет тотчас же после схода снега, а их ростки пробиваются иногда даже сквозь еще не успевший растаять снежный покров. В это время года довольно прохладно, но эфемероиды тем не менее очень быстро развиваются. Через неделю-другую после появления на свет они уже цветут, а еще через две-три недели у них созревают плоды с семенами. Сами растения при этом желтеют и полегают на землю, а затем надземная часть их засыхает. Все эфемероиды - многолетние растения. После того как в начале лета их надземная часть засыхает, они не погибают. В почве сохраняются живые подземные органы - у одних клубни, у других луковицы, у третьих более или менее толстые корневища. Эти органы служат вместилищами запасных питательных веществ, главным образом крахмала. Именно за счет заранее запасенного «строительного материала», так быстро развиваются весной стебли с листьями и цветками. [12]

В. И. Даль в своём словаре пишет, что это «довольно общее название растений, цветущих тотчас по сходе снега».

Вот что по этому поводу было написано 7 мая 2015 г. на сайте отдела природы Вологодского музея: «Время первоцветов продолжается. Все они имеют красивые, яркие, нежные цветки. Кто из нас хоть раз отказал себе в удовольствии сорвать понравившееся растение? И заметьте: собирая цветы, мы стараемся выбрать самые крупные, красивые, оставляя «на семена» слабые, нежизнеспособные. Так, не задумываясь, мы сами производим жёсткий отбор, не оставляя растениям шансов на выживание. И по нашей вине многие первоцветы уже переступили грань, отделяющую обычные растения от редких. Бывая на отдыхе, любуйтесь красотой нашей северной природы, но не вмешивайтесь в её гармонию!»

Если вы выбрали тему охраны подснежников для своего плаката, можно воспользоваться материалом Приложения № 4. «Башмачок и калипсо – редкие краснокнижные виды».

Демонстрируется презентация «Подснежники».

 

Учащиеся знакомятся с искусством выражения мысли посредством плаката

 

 

 

 

 

 

 

 

Берется в Интернете картинка и перерисовывается…

- Срисовывается с книги или готового плаката…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свое мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свое мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

 

 

 

 

 

ПУУД: умения анализа информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУУД: поли-позиционирование себя

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи

КУУД: умения публичного мини-выступления

ЛУУД: поли-позиционирование себя

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Слайд 27.Постарайтесь выразить ваше отношение к этим темам или глобальной проблеме сохранения биоразнообразия в виде лаконичного плакатного высказывания. К сожалению, районный конкурс экологических плакатов «Дети в защиту природы» уже завершен, но, надеюсь, мы приблизились к достижению цели нашего урока - осознанию собственного отношения к проблеме сохранения биоразнообразия.

Какие виды биоразнообразия мы видим, не выходя из кабинета? (Видовое: комнатные растения; экосистемное: горшок с растением; генетическое: разные фены проявления одних и тех же генов человека).

Какую ценность имеет биологическое разнообразие лично для вас?

Слайд 28. Вспомните начало урока. Как бы вы продолжили фразу «Всяко разно – это…»

Учащиеся выражают свое отношение к проблеме сохранения биоразнообразия с помощью лаконичных фраз плаката, возможно, создают коллаж на экологическую тему.

РУУД: рефлексия содержания материала

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

Слайд 29. Домашнее задание:

Прочитайте § 87 «»Влияние загрязнений  на живые организмы», § 88 «Основы рационального природопользования».

Ответьте на вопросы после § 88:

1. Почему формирование экологического сознания имеет первостепенное значение для развития современного человеческого общества?

2. Почему наше общество можно отнести к «обществу одноразового потребления»?

3. Как вы считаете, сможет ли человечество преодолеть экологический кризис?

* Одни ученые выступают за расширение списков Красных книг для охраны редких видов в природе, другие считают, что развитие клонирования сможет решить проблему восстановления исчезнувших видов. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Аргументируйте!

У вас есть возможность реального участия в решении проблемы сохранения биоразнообразия: 1. Пройдите по ссылкам и примите участие в акции:

http://orchids-world.ru/ Орхидеи Верхневолжья

http://orchids-world.ru/ekologicheskaya-aktsiya/http://orchids-world.ru/ekologicheskaya-aktsiya/ Экологическая акция «Найди сокровища родной природы!»

2. Создайте плакат на экологическую тему.

3. Примите участие в качестве волонтёра в социально-экологическом проекте «Зеленый регион 35».

Учащиеся записывают д/з по выбору.

РУУД: рефлексия содержания материала

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (6)

сменить сортировку
Евдакименко Виктория Викторовна, 29.04.16 в 07:27 0Ответить Пожаловаться
Описание слайдов есть, а, к сожалению, презентации нет.
Абсалямова Айгуль Минихановна, 29.04.16 в 11:31 0Ответить Пожаловаться
Добрый день. Презентация в самом начале урока.
Евдакименко Виктория Викторовна
Комментарий был удалён пользователем 29 апр 2016 в 20:08
Евдакименко Виктория Викторовна, 29.04.16 в 20:09 1Ответить Пожаловаться
Все просмотрела. Урок интересный.
Евгений Алексеевич, 17.12.16 в 14:52 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Чувствуется опыт мастера. С уважением Е. Стручков
Дьячкова Наталья Анатольевна, 08.01.19 в 16:13 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересная разработка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.