Сценарий занятия «Вверх и вниз» (Об истории появления лифтов)
Сценарий занятия «Вверх и вниз»
Тема занятия: лифты
Тип занятия: урок «открытия» нового знания
Цели занятия: знакомство с историей появления лифтов, их разнообразием, создание модели лифта из Lego education WeDo.
Задачи:
- узнать историю появления лифта;
- рассмотреть разные виды лифтов;
- собрать модель лифта с помощью набора Lego WeDo и протестировать его работу;
- обсудить варианты совершенствования модели лифта.
Необходимое оборудование: компьютер, мультфильм Фиксики «Лифт», наборы Lego education WeDo, картинки лифтов, его строения и видов, раскраски лифтов. Данный рабочий материал лучше иметь в большом наличии, чтобы учащиеся могли выбрать тот, который им понравится, сделать свой выбор раскраски, аппликации и поделки.
Время занятия: 45 минут
Уровень: начальный
Класс: дошкольники
Формирование УУД:
Познавательные:
- знакомство со строением лифтов;
- умение использовать детали LEGO-конструктора в соответствии с их назначением, различать детали по внешнему виду и названию;
- знакомство с основами конструирования, моделирования и программирования;
Регулятивные:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- развитие способности творчески подходить к решению проблемы;
- оценивание творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Коммуникативные:
- умение выслушивать собеседника и вести диалог;
- умение работать в паре и группе, эффективно распределяя обязанности;
- умение представлять модель, рассказывать о ее возможностях;
- понимание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Личностные:
- развитие познавательного интереса, инициативы и любознательности;
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала за счет развития алгоритмического и логического мышлении;
- стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в повседневной жизни;
- способность связывать учебное содержание с собственным опытом.
Воспитатель приветствует детей и предлагает отгадать загадку, ответ которой и есть тема занятия.
Этот чудо-механизм
Вызывает оптимизм
Кнопочку нажал и вот
Он тебя наверх везёт… Дети заканчивают загадку словом-ответом Лифт
Вверх и вниз, по этажам
Развожу я горожан.
Кто на кнопочку нажал
Я к тому и побежал… Дети заканчивают загадку словом-ответом Лифт
Воспитатель интересуется тем, что есть ли лифты в тех домах, где живут дети, ездили ли они на лифте и если да, то какие ощущения у них при этом возникали: страх, удивление, радость…
Далее все смотрят мультфильм Фиксики «Лифт» после чего идет обсуждение того, что такое «Лифт»?
Постепенно все вместе формируют определение о лифте, например, такое: Лифт - это машины, которые используются для перемещения людей и грузов на специальной платформе-кабине.
Воспитатель показывает картинку лифта, например, такую и читает стихотворение.
Лифт работать перестал –Он устал.
Вверх катал и вниз катал, Да и встал.
-Дайте мне отдохнуть, Не могу я трос тянуть.
А мы не понимаем, На кнопки нажимаем.
Вызвали к лифту врача: Слесаря-силача.
Он гайки смазал, трос проверил…И снова лифт открыл нам двери.
Опять он едет вверх и вниз, Держась за трос, как альпинист.
Всем помогать ему охота – Такая у него работа. Ссылка
Воспитатель предлагает посмотреть на две картинки с изображениями двух разных домов и ответить на вопрос: «Для какого дома нужен лифт и почему?»
Дети высказывают свои предположения:
- В многоэтажном доме тяжело подниматься вверх и спускаться вниз.
- Тяжело бабушкам и дедушкам.
- Тяжело поднимать тяжелые вещи: диван, шкаф, телевизор…
Таким образом, все делают вывод, что лифт людям нужен, чтобы облегчить жизнь. Воспитатель предлагает на выбор раскраски лифтов. Дети раскрашивают или рисуют свои лифты, добавляя детали, придумывая свои лифты без ограничений в фантазии.
Примеры раскрасок.
Воспитатель обращает внимание на название, которое дети видят на третьей картинке и объясняет его значение.
Английский язык
Elevator с американского английского языка переводится как лифт
Lift с британского английского языка переводится как лифт.
История появления лифта
Известно, что конструкции первых механизмов-лифтов существовали в Древнем Египте и Риме.
Источники подтверждают, что лифт был создан еще в 236 году до нашей эры, его разработчиком является Архимед. В 1795 году российский ученый - изобретатель Иван Кулибин представил свое изобретение — винтовые подъемные и спускные кресла. Нужно отметить, что все лифты до 1800 года приводились в движение благодаря человеческой или животной силе. В 1800 году по инициативе одного американского предпринимателя, который являлся владельцем шахты по добыче угля, появился лифт с паровым двигателем. Данное изобретение облегчило подъем каменного угля из шахты на поверхность земли.
Первый пассажирский лифт-подъёмник был установлен в Нью-Йорке в 1857 году. Спустя четырег ода на свет появился первый в мире электрический лифт. Источник
Интересные факты
Самый высокий небоскрёб США имеет 106 лифтов, 16 из которых — двухэтажные лифты.
Николас Вайт — сотрудник журнала BusinessWeek 15 октября 1999 года в результате скачка напряжения застрял в лифте на 41 час.
Самый высотный лифт находится во Франция, он прорублен в скале и поднимает туристов на высоту 3842 метра.
В Дисней есть самый известный лифт. Лифт перемещается внутри тринадцатиэтажного здания сначала горизонтально вперед, а потом резко падает с 13-го этажа 7 раз. После семи падений лифт перемещается горизонтально назад на своё исходное место.
Крупнейшее отдельно расположенное здание имеет 161 лифт, оно построено в 2013 году в Китае. Площадь здания составляет около 1,76 миллиона квадратных метров. Источник
Воспитатель обращает внимание на тот факт, что лифты разные по внешнему виду ( это видно по рисункам детей), по материалу, из которого они построены, по назначению.
Воспитатель предлагает подумать над знаком, на котором изображен лифт, в котором человек в инвалидной коляске. Для кого предназначены такие лифты? Почему?
Дети смотрят картинки и приходят к выводу, что это лифт для людей, которые не могут передвигаться самостоятельно, только в коляске/кресле. Такие лифты нужны и должны быть в общественных местах и в домах.
Воспитатель показывает картинку с изображение лифта и объясняет его строение.
Внешние двери лифта, за которыми скрывается шахта - огромный колодец, проходящий от первого до самого верхнего этажа. По этому колодцу и движется кабина лифта вверх-вниз, вверх- вниз.
Если нажать кнопку вызова у дверей, то приедет кабина, откроются внешние двери шахты и внутренние двери лифта, и можно будет зайти внутрь.
В шахте кабина висит на тросах - железных веревках, которые привязаны к потолку кабины. Их обычно бывает от трех до восьми. В случае, если один из тросов перетрется и порвется, остальные его подстрахуют.
На самом верху тросы тянет подъемный механизм –
лебёдка. Это большое колесо (канатоведущий шкив) на оси, соединенной с электрическим мотором. Мотор крутится, ось вращается и наматывает трос на колесо, а кабина едет.
Лебедка установлена в специальной комнате, находящейся выше самого последнего этажа - машинном помещении. В нем, кроме подъемного механизма, находится станция управления - электронное устройство, которое управляет движением лифта, его перемещением на нужное расстояние и открыванием дверей.
Именно к станции управления идут электрические провода от кнопок вызова на этажах и от кнопочного аппарата внутри кабины лифта. Сигнал от кнопок поступает в компьютер станции управления, а он уж решает, что надо делать лифту: опускаться или подниматься, открыть или закрыть двери.
Кабина лифта едет вверх и вниз по шахте по специальным направляющим - похожим на рельсы железкам, проложенным по бокам шахты. Они нужны для того, чтобы кабина во время движения не качалась и не стукалась о стенки.
Помогает ей в движении противовес - груз, подвешенный к противоположному концу троса. Он нужен для того, чтобы лебедке нужно было прилагать меньше усилий для поднятия кабины .
Ну и в самом низу шахты лифта, ниже первого этажа, находится пустое место, куда может опуститься кабина в случае падения. Там находятся буферы (амортизаторы) - специальные пружинные или гидравлические тормоза, которые смягчат удар. И там же расположено натяжное устройство ограничителя скорости. Если кабина начнет падать, скорость ее движения станет слишком большой, и тогда сработает ограничитель скорости.
Как же лифт узнает, когда ему нужно замедлить ход и остановится? Есть специальные электрические датчики, которые крепятся на стене шахты перед каждым этажом. Кабина лифта, проезжая мимо них, получает сигнал о том, где она находится. И когда кабина окажется напротив нужного датчика, компьютер скомандует ей сбросить скорость и остановиться. Электропривод дверей получит ток, и двери откроются. Источник
Далее ребята делятся на команды и, используя набор Lego WeDo, собирают модели лифта по инструкции. Программируют его. Проверяют работу лифта. Предлагается по желанию дополнить элементы (украшений, управления) лифта.
От каждой команды выходит один человек и рассказывает о назначении их лифта, например, лифт для бабушек и дедушек, лифт для перевозки мебели и т.п.
В качестве рефлексии воспитатель предлагает поднять кубик Лего.
Кубик зеленого цвета: занятие понравилось, трудностей не было.
Кубик желтого цвета: занятие понравилось, но были трудности в понимании/в работе.
Кубик красного цвета: занятие не понравилось, были трудности.
Видео деревянного лифта